Преступность несовершеннолетних относится к числу кардинальных социальных и правовых проблем любого общества. Ее предупреждение рассматривается в контексте социального и нравственного оздоровления, подрастающего и проходящего стадию становления поколения нашего общества, которому предстоит определять будущее страны и судьбу реформ. В этой связи меры по профилактике правонарушающего и преступного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на:
- Реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охрану их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка;
- Поддержание порядка в обществе и защиту общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;
- Содействие в реализации и социальной адаптации подростков, характеризующихся асоциальным или правонарушающим поведением.
Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.
Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего. Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая президента, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности.
Концептуальные основы и конкретные меры реализации общих (общесоциальных) профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей Например, в «Конвенции о правах ребенка» нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее эффективным и гуманным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в данной конвенции, отражены в «Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних» в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер [2].
Основной законодательной базой комплекса мер специального предупреждения в настоящее время является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. Этот закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Задачами специальных мер ранней профилактики является: оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним еще до того, как действие негативных социальных факторов существенно скажется на условиях их жизни и воспитания, а также применение мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей.
К учреждениям первичной специальной помощи социально дезадаптированным детям и детям «группы риска» относятся комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранения и медицинские организации; органы и учреждения культуры и досуга, спорта и туризма.
Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтности ситуации [3].
Задачей учреждений второго уровня специальной профилактики является обеспечение условий для исправления несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением, систематически допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения уголовной ответственности. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, в ряде случаев дополняемое правомерными мерами принудительного характера.
Группа специальных мер направлена на профилактику рецидива: этот уровень мер включает социальную помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Сюда относится деятельность сотрудников полиции и системы исполнения наказания (в том числе следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций), следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин конкретных преступлений.
В усеченном виде необходимые элементы системы профилактики рецидива, рекомендуемые международными актами, и сейчас содержатся в российской правовой системе. Однако сфера их применения узка, а механизм реализации ограничен. Криминологами отмечается слабая психолого-педагогическая, социологическая, криминологическая подготовка лиц, использующих дискреционные полномочия, и существенные дефекты инфраструктуры исполнения наказания. Так в русле общего реформирования уголовно-исполнительной системы в конце 1990-2000-х годов был принят ряд нормативных актов, направленных на соответствие международным стандартам условий отбывания наказания в воспитательных колониях с учетом специфики возраста, пола, психического и физического состояния подростка [4].
Специализированные органы, содержание деятельности которых образует предупреждение правонарушающего поведения именно лиц несовершеннолетнего возраста (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательные колонии Министерства юстиции Российской Федерации, специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Компетенция и участие этих органов в профилактике правонарушений подростков различны. Так, например, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) занимаются всеми ее направлениями, включая координацию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДН наделены функциями контроля за исполнением законов в отношении несовершеннолетних [5].
Региональные меры предупреждения строятся с учетом специфики местных условий – социально-экономического положения региона и др. Меры данного уровня все чаще реализуются в рамках региональных программ предупреждения преступности несовершеннолетних.
Меры предупреждения индивидуального преступного поведения применяются в соответствии с общими рекомендациями по индивидуальной профилактике преступлений, но учитывают особенности социальной среды и личности несовершеннолетнего.