Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних

Организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних

Научный руководитель

Винникова Рушания Василовна

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

несовершеннолетние
профилактика
преступность
органы социального контроля
ювенальная юстиция

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних. Современное состояние преступности среди несовершеннолетних поднимает проблему необходимости совершенствования системы профилактики преступности несовершеннолетних.

Текст статьи

Преступность несовершеннолетних относится к числу кардинальных социальных и правовых проблем любого общества. Ее предупреждение рассматривается в контексте социального и нравственного оздоровления, подрастающего и проходящего стадию становления поколения нашего общества, которому предстоит определять будущее страны и судьбу реформ. В этой связи меры по профилактике правонарушающего и преступного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на:

  1. Реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охрану их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка;
  2. Поддержание порядка в обществе и защиту общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;
  3. Содействие в реализации и социальной адаптации подростков, характеризующихся асоциальным или правонарушающим поведением.

Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.

Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего. Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая президента, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности.

Концептуальные основы и конкретные меры реализации общих (общесоциальных) профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей Например, в «Конвенции о правах ребенка» нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее эффективным и гуманным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в данной конвенции, отражены в «Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних» в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер [2].

Основной законодательной базой комплекса мер специального предупреждения в настоящее время является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. Этот закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Задачами специальных мер ранней профилактики является: оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним еще до того, как действие негативных социальных факторов существенно скажется на условиях их жизни и воспитания, а также применение мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей.

К учреждениям первичной специальной помощи социально дезадаптированным детям и детям «группы риска» относятся комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранения и медицинские организации; органы и учреждения культуры и досуга, спорта и туризма.

Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтности ситуации [3].

Задачей учреждений второго уровня специальной профилактики является обеспечение условий для исправления несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением, систематически допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения уголовной ответственности. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, в ряде случаев дополняемое правомерными мерами принудительного характера.

Группа специальных мер направлена на профилактику рецидива: этот уровень мер включает социальную помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Сюда относится деятельность сотрудников полиции и системы исполнения наказания (в том числе следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций), следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин конкретных преступлений.

В усеченном виде необходимые элементы системы профилактики рецидива, рекомендуемые международными актами, и сейчас содержатся в российской правовой системе. Однако сфера их применения узка, а механизм реализации ограничен. Криминологами отмечается слабая психолого-педагогическая, социологическая, криминологическая подготовка лиц, использующих дискреционные полномочия, и существенные дефекты инфраструктуры исполнения наказания. Так в русле общего реформирования уголовно-исполнительной системы в конце 1990-2000-х годов был принят ряд нормативных актов, направленных на соответствие международным стандартам условий отбывания наказания в воспитательных колониях с учетом специфики возраста, пола, психического и физического состояния подростка [4].

Специализированные органы, содержание деятельности которых образует предупреждение правонарушающего поведения именно лиц несовершеннолетнего возраста (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательные колонии Министерства юстиции Российской Федерации, специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Компетенция и участие этих органов в профилактике правонарушений подростков различны. Так, например, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) занимаются всеми ее направлениями, включая координацию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДН наделены функциями контроля за исполнением законов в отношении несовершеннолетних [5].

Региональные меры предупреждения строятся с учетом специфики местных условий – социально-экономического положения региона и др. Меры данного уровня все чаще реализуются в рамках региональных программ предупреждения преступности несовершеннолетних.

Меры предупреждения индивидуального преступного поведения применяются в соответствии с общими рекомендациями по индивидуальной профилактике преступлений, но учитывают особенности социальной среды и личности несовершеннолетнего.

Список литературы

  1. «Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», утвержденная приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей». Журнал Балтийского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 8.
  2. «Конвенция о правах ребенка», принята резолюцией ГА ООН № 44/2520.11.1989; «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних», приняты резолюцией ГА ООН № 45/112; «Мир, приспособленный для детей», итоговый документ 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принятый 10.05.2002.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  4. Федеральный закон от 21.05.1999 в ред. 26.10.2014 № 301-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  5. Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1996.
  6. Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого криминологический аспекты. М. 2000. С. 118.

Поделиться

468

Габидуллин Р. Р. Организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/8225-organizatsionno-pravovie-meri-protivodejstviy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа