Организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются организационно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних. Современное состояние преступности среди несовершеннолетних поднимает проблему необходимости совершенствования системы профилактики преступности несовершеннолетних.

Аннотация статьи
профилактика
преступность
несовершеннолетние
ювенальная юстиция
органы социального контроля
Ключевые слова

Преступность несовершеннолетних относится к числу кардинальных социальных и правовых проблем любого общества. Ее предупреждение рассматривается в контексте социального и нравственного оздоровления, подрастающего и проходящего стадию становления поколения нашего общества, которому предстоит определять будущее страны и судьбу реформ. В этой связи меры по профилактике правонарушающего и преступного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на:

  1. Реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охрану их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка;
  2. Поддержание порядка в обществе и защиту общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;
  3. Содействие в реализации и социальной адаптации подростков, характеризующихся асоциальным или правонарушающим поведением.

Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.

Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего. Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая президента, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности.

Концептуальные основы и конкретные меры реализации общих (общесоциальных) профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей Например, в «Конвенции о правах ребенка» нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее эффективным и гуманным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в данной конвенции, отражены в «Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних» в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер [2].

Основной законодательной базой комплекса мер специального предупреждения в настоящее время является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. Этот закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Задачами специальных мер ранней профилактики является: оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним еще до того, как действие негативных социальных факторов существенно скажется на условиях их жизни и воспитания, а также применение мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей.

К учреждениям первичной специальной помощи социально дезадаптированным детям и детям «группы риска» относятся комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранения и медицинские организации; органы и учреждения культуры и досуга, спорта и туризма.

Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтности ситуации [3].

Задачей учреждений второго уровня специальной профилактики является обеспечение условий для исправления несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением, систематически допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения уголовной ответственности. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, в ряде случаев дополняемое правомерными мерами принудительного характера.

Группа специальных мер направлена на профилактику рецидива: этот уровень мер включает социальную помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления, освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Сюда относится деятельность сотрудников полиции и системы исполнения наказания (в том числе следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций), следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин конкретных преступлений.

В усеченном виде необходимые элементы системы профилактики рецидива, рекомендуемые международными актами, и сейчас содержатся в российской правовой системе. Однако сфера их применения узка, а механизм реализации ограничен. Криминологами отмечается слабая психолого-педагогическая, социологическая, криминологическая подготовка лиц, использующих дискреционные полномочия, и существенные дефекты инфраструктуры исполнения наказания. Так в русле общего реформирования уголовно-исполнительной системы в конце 1990-2000-х годов был принят ряд нормативных актов, направленных на соответствие международным стандартам условий отбывания наказания в воспитательных колониях с учетом специфики возраста, пола, психического и физического состояния подростка [4].

Специализированные органы, содержание деятельности которых образует предупреждение правонарушающего поведения именно лиц несовершеннолетнего возраста (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательные колонии Министерства юстиции Российской Федерации, специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Компетенция и участие этих органов в профилактике правонарушений подростков различны. Так, например, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) занимаются всеми ее направлениями, включая координацию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДН наделены функциями контроля за исполнением законов в отношении несовершеннолетних [5].

Региональные меры предупреждения строятся с учетом специфики местных условий – социально-экономического положения региона и др. Меры данного уровня все чаще реализуются в рамках региональных программ предупреждения преступности несовершеннолетних.

Меры предупреждения индивидуального преступного поведения применяются в соответствии с общими рекомендациями по индивидуальной профилактике преступлений, но учитывают особенности социальной среды и личности несовершеннолетнего.

Текст статьи
  1. «Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», утвержденная приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей». Журнал Балтийского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 8.
  2. «Конвенция о правах ребенка», принята резолюцией ГА ООН № 44/2520.11.1989; «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних», приняты резолюцией ГА ООН № 45/112; «Мир, приспособленный для детей», итоговый документ 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принятый 10.05.2002.
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  4. Федеральный закон от 21.05.1999 в ред. 26.10.2014 № 301-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  5. Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1996.
  6. Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого криминологический аспекты. М. 2000. С. 118.
Список литературы