Методы социальной работы с неблагополучными семьями

В статье рассматриваются методы социальной работы с неблагополучными семьями.

Аннотация статьи
семья
поддержка семьи
неблагополучные семьи
социальное неблагополучие
падание жизненного уровня
Ключевые слова

Семья является важнейшей ценностью человеческой жизни, это первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружающими людьми, навыки межличностного общения, в ней зарождаются основы нравственности и морали, формируются нормы поведения. Таким образом, именно в семье происходит первичная социализация ребенка. На сегодняшний день социальное неблагополучие семей становится распространенным явлением нашей действительности, это тесно связано с такими проблемами нашего социума, как падение жизненного уровня, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов.

По данным Федеральной службы государственной статистика «Росстат» в 2022 году 17,3% детей жили в семьях, у которых средний доход на человека был ниже прожиточного минимума. Помимо этого, 1,8% детей в 2022 году были сиротами или остались без попечения родителей. В 2022 году у 2,2% детей в стране была установлена инвалидность. Согласно данным исследования, каждый третий ребенок в России рождается с заболеванием или заболевают сразу после рождения [2].

Специалист-социолог О. В. Плотникова придерживается мнения о том, что неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [1, с. 39-45].

Неблагополучная семья может воспроизводить лишь неблагополучие, создавать деформированные, искаженные межчеловеческие отношения. Модели таких отношений и поведения, многократно наблюдаемые индивидами в детстве в родительской семье, воспринимаются как норма, как нечто единственно возможное, и впоследствии переносятся уже в пространство собственной семьи, становясь достоянием следующих поколений.

Следовательно, нахождение ребенка в неблагополучной семье, недостаток родительской заботы, финансовые трудности, высокий уровень стресса, отрицательным образом сказываются на последующем процессе социализации ребенка.

Стоит отметить, что в нашем исследовании причинами социального неблагополучия семьи можно назвать: материальное положение, повторный брак родителей, психические заболевания родителей, многодетность, аддиктивное поведение.

Данным причинам сопутствуют такие негативные социальные явления, как массовый алкоголизм, наркомания, нерешенная жилищная проблема, увеличение количества криминальных групп, ухудшение экологии и, как следствие этого, ослабление здоровья населения. В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая.

Раскроем причины более подробно.

Затруднительное материальное положение. Недостаток средств приводит не только к тому, что ребенок остается без нормального питания, одежды и развлечений, но хроническое безденежье может стать источником ссор и конфликтов между родителями. Неблагополучная семья может возникнуть в результате потери жилья или работы, тяжелой болезни или кризисной ситуации в стране.

Повторный брак одного из родителей. В новой семье не всегда присутствует дружелюбная по отношению к ребенку атмосфера. Конфликты с отчимом, мачехой или сводными братьями и сестрами негативно сказываются на психологическом состоянии.

Психические заболевания родителей. Несоблюдение своих обязанностей по отношению к ребенку часто является одним из проявлений болезни. В таком случае социальные службы должны выявить этот факт и изъять детей.

Многодетность. Большое количество детей часто является источником проблем, родители не успевают уделить внимание всем. В результате ребенок может чувствовать себя лишним. По этой причине многодетные семьи состоят на особом контроле у социальных служб.

Пристрастие к запрещенным веществам. В результате злоупотребления родители не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку. Социальные службы могут признать семью неблагополучной и лишить родительских прав.

Таким образом, факторы, влияющие на появление семейного неблагополучия – это материальная и педагогическая несостоятельность, отрицательный психологический климат.

Деятельность специалиста по социальной работе с неблагополучными семьями состоит в том, чтобы помочь справиться с жизненными трудностями внутри семьи. Социальная работа с неблагополучными семьями включает различные методы и подходы, которые обычно основаны на принципе защиты и улучшения благосостояния семьи и ее членов, некоторые из основных методов социальной работы с неблагополучными семьями включают в себя:

  1. Индивидуальная работа: специалисты по социальной работе могут проводить индивидуальные сессии с членами семьи для выявления их потребностей, проблем и целей. В ходе консультаций специалист помогает семье разрабатывать стратегии для преодоления трудностей и достижения поставленных целей.
  2. Групповая работа: социальные работники могут организовывать групповые сессии, в которых участвуют несколько неблагополучных семей. Целью таких сессий является обмен опытом, взаимная поддержка и осознание равенства проблем среди участников. Групповая работа может также помочь в развитии навыков коммуникации, родительства или других социальных навыков.
  3. Семейная терапия: это метод, в котором социальный работник работает с семьей в целом, чтобы помочь ей решить проблемы и улучшить взаимоотношения. Целью семейной терапии является поддержка семьи в преодолении конфликтов, разрешении проблем и развитии здоровых коммуникационных стратегий.
  4. Информационная и консультативная поддержка: социальные работники предоставляют семье информацию, советы и рекомендации о доступных ресурсах, программах и услугах, которые могут помочь им решить свои проблемы. Это может включать информацию о пособиях по безработице, медицинской помощи, образовательных возможностях и других социальных услугах.
  5. Координация услуг: социальные работники могут выполнять роль посредника между семьей и другими службами и организациями, такими как медицинское учреждение, школа, служба занятости и т. д. Целью является обеспечение своевременного и согласованного предоставления различных услуг, чтобы семья получила все необходимое для избавления от неблагополучия.

Для достижения наибольшей эффективности в работе с неблагополучными семьями необходимо решить ряд таких проблем, как: решить проблемы ресурсного обеспечения, регламентации действий специалистов; разработать перспективный план действий по ликвидации социального неблагополучия.

Результат социальной работы будет лишь в том случае положительным, если будет происходить слаженное взаимодействие усилий социального работника и неблагополучной семьи.

Таким образом, организацию социальной работы с неблагополучной семьи можно рассматривать как совокупность первоочередных мер, методик и технологий, позволяющих оценить состояние социальной работы и выявить состояние и перспективы ее развития.

Важно отметить, что методы работы с неблагополучными семьями могут различаться в зависимости от конкретных потребностей семьи и контекста, в котором они находятся.

Социальная работа неблагополучными семьями должна вестись планомерно, последовательно, начиная от раннего выявления проблем неблагополучия семей, до разрешения проблемных, конфликтных, кризисных ситуаций в них.

Текст статьи
  1. Плотникова, О.В. Анализ основных причин появления неблагополучных семей / О.В. Плотникова // Экономика и социум. – 2017. – №2 (33). – С. 39-45.
  2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц.сайт: – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.
  3. Черникова, Т.А. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями / Т.А. Черникова // МНИЖ. – 2020. – №10-2 (100). – С. 82-88.
  4. Логачева, Л.Р. Ранняя профилактика семейного неблагополучия: теоретические и практические аспекты / Л.Р. Логачева // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – №2. – С. 39-45.
  5. Аббасова, А.А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А.А. Аббасова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – №2. – С. 49-57.
Список литературы