Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Организационно-правовая система управлением образования

Организационно-правовая система управлением образования

Автор(-ы):

Репина Мария Владимировна

22 января 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

организационно-правовая система
управление образованием
нормативные акты
образовательные учреждения
качество образования
федеральный уровень
муниципальный уровень
образовательная политика
общественные организации
профессиональные сообщества

Аннотация статьи

Данная научная статья посвящена анализу организационно-правовой системы управления образованием в Российской Федерации. В работе рассматриваются основные нормативные акты, определяющие структуру и функции образовательных учреждений, а также механизмы контроля за качеством образования. Особое внимание уделяется роли федерального и муниципального уровней в организации и управлении образовательной системой. Также выделяется влияние общественных организаций и профессиональных сообществ на формирование образовательной политики и разработку образовательных программ.

Текст статьи

В современном обществе организационно-правовая система управления образованием занимает центральное положение в контексте обеспечения эффективности и качества образовательного процесса. Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена постоянными изменениями в социокультурной, экономической и политической среде, которые непосредственно отражаются на правовых и организационных аспектах управления образованием. Главной проблемой, подлежащей изучению в рамках данного исследования, является выявление особенностей функционирования и взаимодействия организационных и правовых элементов системы управления образованием с целью определения их роли в формировании образовательной среды.

Организационно-правовая система управления образованием представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя нормативные документы, институциональные и организационные элементы, а также процедуры, направленные на координацию и управление образовательным процессом. Исследование указанной системы имеет стратегическое значение для выявления влияния правовых норм на организацию образовательных учреждений, а также определения взаимосвязей между различными уровнями управления в сфере образования. В связи с этим, анализ организационно-правовой системы управления образованием представляет значимый научный интерес с точки зрения разработки и совершенствования образовательной политики, обеспечения прав и гарантий в сфере образования, а также повышения качества образовательных услуг.

В настоящее время существует несколько подходов к рассмотрению организационно-правовой системы управления образованием. Один из подходов фокусируется на изучении правовых норм и нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность, и их воздействии на организацию учебного процесса. Этот подход основывается на анализе законодательства, положений и правил, определяющих структуру и функционирование образовательных учреждений, а также права и обязанности участников образовательных отношений.

Другой подход связан с изучением организационной структуры управления образованием, включая анализ механизмов принятия управленческих решений, распределения полномочий между различными уровнями управления, и координации деятельности образовательных учреждений. Этот подход направлен на выявление особенностей организации системы управления образованием с учетом административно-территориальной структуры, типов собственности и управленческих моделей.

Также существует комплексный подход, объединяющий изучение как правовых, так и организационных аспектов управления образованием с целью выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними. Данный подход предполагает анализ как нормативных основ, так и практических механизмов реализации правовых положений в организации образовательного процесса.

Одной из основных социальных гарантий личности является право на получение образования. Это не только фундаментальное право, но и ключевая ценность, определяющая уровень развития политико-правовых, социально-экономических и культурных аспектов любого современного государства. В настоящий момент времени государственно-правовое развитие характеризуется признанием высокой значимости права на образование, что обусловлено интеграцией России в глобальные процессы и новую реальность, в которой глобализация играет определяющую роль. Это свидетельствует о необратимости процессов реформирования всей системы образования в Российской Федерации.

Под образованием, как известно, понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся оценкой достижений обучающихся на заранее установленных образовательных уровнях. Право на образование является одним из фундаментальных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации, закрепленных в действующей Конституции. На данный момент около 50 миллионов граждан России различных возрастов занимаются обучением или повышают свою квалификацию. Можно утверждать, что одной из основных функций российского государства является образовательная функция, поскольку образование на любом уровне можно рассматривать как неотъемлемую часть деятельности государства. В Российской Федерации управление образованием осуществляется через разнообразные механизмы и действия, которые выражают его содержание и направленность, и реализуются соответствующими государственными органами.

Система управления образованием в России осуществляется в соответствии с принципами конституционного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых обладает определенными полномочиями. Государственные органы наделяются государственно-властными функциями, позволяющими им решать определенные вопросы в рамках предоставленных полномочий и издавать акты, обязательные для исполнения другими государственными органами, должностными лицами и гражданами. Механизм управления системой образования закреплен в нормативных актах административного права.

Существует различные точки зрения относительно системы управления образованием. Некоторые исследователи рассматривают ее как целостный организм, взаимодействующий с социально-культурной средой, в то время как другие считают, что управление образованием не следует объединять в одну общую систему социально-культурного строительства. Третьи исследователи полагают, что органы управления образованием не составляют единой системы в широком смысле этого термина. Недостатком классификации отраслей управления в данной области является нарушение соотношения между единым, специфическим и конкретным.

Образовательная система России, как и другие области общественной жизни, функционирует в строгих юридических рамках. Законодательные основы для развития и организации образовательной сферы определяются такими документами, как Конституция РФ и Федеральный закон "Об образовании в РФ".

Законодательство Российской Федерации, регулирующее функционирование системы образования, представляет собой обширный и динамичный комплекс нормативных актов, требующий постоянного анализа. Основой организационно-правового регулирования системы управления образованием является статья 43 Конституции РФ, которая определяет вопросы образования в стране, а также другие нормы Конституции РФ, косвенно регулирующие сферу образования.

Следует отметить, что в системе управления образованием выполняются три основные функции: регулирование власти для всей системы образования в РФ; учреждение или владение различными уровнями и компонентами образовательной системы; объединение территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.

По Закону "Об образовании", в области образования государство через свои федеральные органы власти и органы управления образованием осуществляет следующие функции: формирование и осуществление организационной федеральной политики в данной области; правовое регулирование отношений в пределах установленной компетенции; разработка и осуществление программ развития образования с учетом социальных, экономических, демографических и других условий; формирование государственных органов управления образованием, включая ведомственные органы и назначение их руководства.

Управление образованием в России представляет собой сложный и многогранный процесс, основанный на деятельности субъектов всех уровней образовательной системы, направленный на сбалансированную и эффективную организацию функционирования всей образовательной сферы страны. В целом, процессы управления образованием включают в себя применение разнообразных педагогических методов, средств влияния и продуктивного воздействия для обеспечения достижения целей и задач в образовательной и воспитательной сферах.

Государственное управление в сфере образования осуществляется федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

На муниципальном уровне управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправления, чьи полномочия определены в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" (статьи 28, 29, 31).

Функции управления образованием реализуются различными государственными и муниципальными органами:

  1. Федеральные органы исполнительной власти, такие как Министерство образования и науки Российской Федерации, подведомственные ему федеральные службы и агентства.
  2. Федеральные государственные органы, управляющие образовательными учреждениями ведомственного профиля, такие как Министерство обороны России, Министерство иностранных дел России, Министерство внутренних дел России, Министерство здравоохранения и социального развития России и другие.
  3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, такие как департаменты образования, главные управления образования и другие.
  4. Органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования.
  5. Муниципальные органы управления народным образованием муниципальных районов и округов.

Разделение компетенции в области образования определяется между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации, между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами в соответствии с законодательством.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за управление образованием в стране. Его функции включают разработку государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере образования, а также в сферах молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В связи с вышесказанным можно заключить, что Министерство образования и науки Российской Федерации играет важную роль в координации и контроле деятельности подведомственных ему Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Несмотря на то, что Положение о Министерстве и полномочия указанных Федеральной службы и Федерального агентства различаются, Министерство все же осуществляет координацию и контроль над их деятельностью. Важно отметить, что в рамках нормативно-правового регулирования Министерство устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, условия официального удостоверения результатов образовательной деятельности, а также определяет перечень профессий и специальностей для профессионального образования и подготовки в образовательных учреждениях.

Министерство образования и науки Российской Федерации является ключевым регулятором в области образования и науки, выполняя важные функции по нормативному и организационному регулированию в этих сферах.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Министерство образования и науки Российской Федерации имеет широкий спектр полномочий в области нормативно-правового регулирования образовательной сферы.

В частности, Министерству возложено утверждение федерального перечня учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях, а также определение федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, требований к содержанию образования и учебным программам. Оно также занимается регулированием процедур приема обучающихся, перевода из одной образовательной организации в другую, а также утверждением форм документов государственного образца об уровне образования и квалификации.

Кроме того, Министерство принимает положения по ряду важных вопросов, включая создание филиалов учреждений высшего и среднего профессионального образования, порядок замещения должностей работников образовательных учреждений, итоговую аттестацию выпускников, а также формы награждения выпускников образовательных учреждений за достижения.

Таким образом, Министерство образования и науки Российской Федерации играет ключевую роль в разработке и реализации нормативно-правовых актов, которые регулируют образовательную деятельность в стране, и оказывает значительное влияние на различные аспекты образования и подготовки кадров.

Исходя из описания полномочий Федерального агентства по образованию (Рособразование), можно сделать вывод, что отведенные ему функции значительно влияют на организацию и контроль в сфере образования и науки в Российской Федерации.

Агентство является государственным заказчиком федеральных целевых программ, что подразумевает его участие в планировании и реализации различных программ в области образования, воспитания и молодежной политики. Оно также играет важную роль в организации повышения квалификации научно-педагогических работников и определении контрольных цифр приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Агентство размещает государственное задание среди высших учебных заведений, открывает аспирантуру и докторантуру, и имеет право утверждать избранных ректоров образовательных учреждений высшего профессионального образования. Это свидетельствует о его важной роли в управлении системой высшего образования.

Наконец, стоит отметить, что взаимодействие Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по образованию с другими заинтересованными органами и организациями способствует комплексному развитию образовательной системы и обеспечению качества образования и науки в стране.

В субъектах Российской Федерации специализированными органами, ответственными за управление образованием, являются министерства или комитеты в республиках и департаменты, главные управления, отделы в других субъектах. Эти органы имеют единоличную компетенцию по вопросам образования на соответствующей территории.

Компетенция органов управления образованием субъектов РФ включает в себя разработку и осуществление республиканских и региональных программ развития образования, а также международных программ с учетом национальных и региональных особенностей. Они также занимаются формированием государственных органов управления образованием, назначением их руководителей, а также созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений. В их обязанности входит лицензирование деятельности учреждений, установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов и установление дополнительных требований к образовательным учреждениям.

Органы также отвечают за установление строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, а также за организацию издания учебной литературы и разработку базисных учебных планов. В их компетенцию также входит организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также обеспечение соблюдения законодательства в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов.

Федеральный закон "Об образовании" также упоминает существование "ведомственных государственных органов управления образованием". Это подразумевает, что некоторые типы и направления образовательных учреждений находятся под различными органами управления, которые относятся к другим отраслям и сферам управления. Тем не менее, эти органы выполняют задачи и функции, характерные для органов управления указанными учреждениями в их подчинении. И только в этой "части" их деятельности они могут быть отнесены к органам управления образованием. Однако при осуществлении функций, имеющих межотраслевой характер и охватывающих подведомственные учреждения, приоритет всё же принадлежит специализированным органам управления образованием.

При осуществлении межотраслевых функций специализированные органы управления образованием сотрудничают с другими органами, ведающими различными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества по соответствующим вопросам определены действующими нормативными правовыми актами, однако это не ограничивает инициативы в этом деле, а также ответственность органа, который принимает решение по данному вопросу. Например, Министерство образования и науки РФ разрабатывает программы в области образования с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов РФ, но в конечном счете оно несет ответственность за это дело.

Руководство образовательными учреждениями, находящимися в ведении неспециализированных органов, осуществляется их структурными подразделениями, имеющими различные формы и статус в структуре соответствующих органов, такие как самостоятельные главные управления, отделы и другие подразделения. Они могут заниматься специализированными функциями или осуществлять образовательные функции наряду с другими.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, что и другие отраслевые органы, и их компетенция осуществляется с учетом масштабов и региональных особенностей их деятельности.

Теперь давайте рассмотрим организационно-правовые механизмы управления системами образования

Организационно-правовые механизмы управления системами образования представляют собой сложную структуру нормативных актов, органов управления и процедур, которые регулируют функционирование образовательных систем на различных уровнях. В каждой стране эти механизмы могут иметь свои особенности, обусловленные конституционными принципами, законодательством, а также социально-экономическими условиями.

На федеральном уровне организацию и управление системой образования определяют федеральные законы, постановления правительства, а также акты органов управления образованием. Они устанавливают общие принципы и стандарты образования, порядок создания и реорганизации образовательных учреждений, а также правила лицензирования и аккредитации образовательных программ.

На местном уровне организационно-правовые механизмы управления системами образования реализуются через решения муниципальных органов власти, уставы и положения образовательных учреждений, а также локальные нормативные акты. Они определяют специфику образовательного процесса, финансирование образования, контроль за качеством образования на местном уровне.

Помимо этого, важную роль в организации управления образованием играют профессиональные сообщества, общественные организации и другие заинтересованные стороны, которые участвуют в разработке и реализации образовательных программ, а также обсуждают вопросы развития системы образования на различных уровнях. Таким образом, организационно-правовые механизмы управления системами образования являются основой для обеспечения эффективного функционирования образовательных систем и обеспечения их качества.

Подытоживая, можно отметить, что существующая в Российской Федерации организационно-правовая модель управления в сфере образования определяется особенностями государственного устройства и федеративных отношений между регионами и центром. Основу развития и функционирования образовательной сферы составляют Конституция РФ и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

В настоящее время в России существуют три уровня управления в системе образования: федеральный, региональный и муниципальный. Первые два представляют государственные уровни управления в образовании на всей территории страны, а третий – местный, осуществляющий свою деятельность в муниципальных образованиях. Именно поэтому одной из важных особенностей организации системы управления на муниципальном уровне является то, что органы местного самоуправления не могут замещать функции органов государственного управления и власти (согласно статье 12 Конституции РФ). Поэтому муниципальные учебные заведения формально не могут считаться государственными.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.
  4. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
  5. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
  6. Булаева, С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с.
  7. Бурганова, Л. А. Теория управления: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 160 с.
  8. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2017.
  9. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2020. - № 174. - С. 17-25.
  10. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник / сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.

Поделиться

498

Репина М. В. Организационно-правовая система управлением образования // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 52-57. URL: https://apni.ru/article/8231-organizatsionno-pravovaya-sistema-upravleniem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля