Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Автор(-ы):

Сотникова Надежда Юрьевна

Гладкова Наталья Сергеевна

Аблезгова Светлана Александровна

22 января 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

профориентация
дошкольное образование
воспитание
труд
профессиональная деятельность

Аннотация статьи

В статье ранняя профориентация рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в ДОУ.

Текст статьи

«Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни»
А. С. Макаренко

Дошкольное детство – важная ступень, во многом определяющая развитие личности, где ребенок получает основные знания об окружающем мире, формирует личные предпочтения и черты характера, приобретает привычки и жизненный опыт. С самого раннего детства начинает закладываться отношение человека к труду. Уже в дошкольном детстве формируются представления о влиянии труда человека на устройство жизни.

Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Уже в трехлетнем возрасте ребенок проявляет себя как личность, демонстрируя определенные способности, наклонности, потребности к той или иной деятельности. Детский сад, являясь первоначальным звеном единой и непрерывной системы образования в РФ, начинает формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности человека. У дошкольников формируется самосознание, важной частью которого является понимание своих интересов и увлечений, которые могут в дальнейшем стать основой для выбора профессии. В дошкольный период ребенок знакомится с разнообразием профессий, получает базовые знания о специальности, чтобы понять, что интересно ему самому. А в подростковом периоде на основе полученных знаний, чаще всего определяется с выбором профессии.

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, поэтому период дошкольного детства наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Система работы по ранней профориентации дошкольников, разработанная педагогами, направлена на выявление личностных особенностей, интересов и способностей ребенка для оказания ему помощи в формировании ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение, на следующей ступени образования. Ранняя профориентация дошкольников является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства.

Педагоги, организуя работу по ранней профориентации, предоставляют детям начальные и максимально разнообразные сведения о профессиях, формируют положительное отношение к труду и профессиональному миру, создают условия для самооценки и самоанализа интересов, желаний и стремлений детей.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании носит преимущественно информационный характер: ребенок узнает о профессиях родителей, дедушек, бабушек, знакомится со спецификой различных профессий и требованиями, предъявляемыми к людям определенной профессии.

Ранняя профориентация дошкольников – это фундамент для выстраивания профессиональных предпочтений ребенка.

Цель ранней профориентации: постепенное формирование у ребенка способности самостоятельно планировать, анализировать, реализовывать свой путь профессионального развития.

Отношение ребенка к труду взрослых начинает складываться в процессе социализации, когда перед ребенком открывается мир познания новых людей, новых профессий. Уже с трех лет появляется возможность готовить ребенка к выбору профессии, без навязывания ребенку определенной профессии, без убеждений, кем он должен стать. Мир профессий в обществе динамичен, постоянно развивается и обновляется. Работа по ранней профориентации осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и через самостоятельную деятельность детей, что способствует активации интереса детей к миру профессий и систематизации представлений каждого ребенка в ходе познавательной, продуктивной и игровой деятельности.

Результатом педагогического воздействия в дошкольном учреждении является понимание детьми, что труд, работа занимают важное место в жизни людей, являются основой жизни; уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам труда. Знания детей о людях разных профессий, использовании машин и оборудования в трудовой деятельности. Стремления детей проявлять интерес к труду, овладеть необходимыми навыками, развивать свои трудовые способности, чтобы приносить пользу людям. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Представления дошкольников о мире труда и профессий формируются с учетом современных образовательных технологий:

  • технология проектной деятельности повышает мотивацию к усвоению сложного материала через совместный поиск решения проблемы;
  • технология исследовательской деятельности знакомит с миром профессий через экспериментирование (опыты) и классификационную деятельность (коллекционирование);
  • технология интегрированного обучения осуществляет знакомство с профессиями и учетом интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • информационно – коммуникационные технологии позволяют моделировать различные профессиональные ситуации с помощью мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий.

Особое место в дошкольном образовании занимает педагогическая технология – «организация сюжетно-ролевых игр», где через ведущую деятельность детей, хорошо известную форму взаимодействия происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, примерка на себе разных профессиональных ролей. В игре ребенок повторяет то, что происходит вокруг него в окружающем мире, подражая взрослым. Многие детские игры отображают действия людей разнообразных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога), формируя впоследствии отношение ребенка к работе.

Важнейшим аспектом ранней профориентации детей в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда, которая организована в соответствии с принципами ФГОС: быть содержательной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Для работы с детьми по ранней профориентации организованы специальные центры, в которых ребенок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели, проявлять самостоятельность. Каждый центр представлен специальной развивающей предметно - пространственной средой, позволяющей создать условия для игрового сюжета в соответствии с возрастными особенностями детей: центр «Профессии», центр «Строители», центр «Безопасность», центр «Экспериментатор», центр «Общественное питание и торговля», центр «Юный финансист», центр «Салон красоты», центр «Юный конструктор».

Являясь одним из приоритетных направлений политики государства, ранняя профориентация дошкольников соответствует новым условиям и технологическому прогрессу: внедрение основ компьютеризации с детьми старшего дошкольного возраста включает знакомство с новыми профессиями в IT-сфере: программист, инженер – робототехник, специалист в области кибербезопасности. Очень важно выявить детей, проявляющих интерес к программированию и робототехнике и мотивировать их к познанию новой информации в данной области.

В процессе совместного общения с детьми выявляется недостаточное знание современными дошкольниками о людях сельскохозяйственных профессий в области животноводства и растениеводства. Задача педагогов ориентировать детей дошкольного возраста к труду на родной земле. Способствовать стремлению детей интегрировать компьютерные технологии и робототехнику в сельскохозяйственную профессиональную деятельность.

Особое внимание в дошкольной ранней профориентации уделяется центру «Медицина», где дети получают фундамент знаний о профессии врача и ее особенностях. Старшие дошкольники, манипулируя с инструментами доктора, знакомятся с различными направлениями в области медицины, различают и осваивают особенности действий специалистов (окулиста, стоматолога, рентгенолога и др.) Организация сюжетно-ролевых игр в различных областях медицины позволяет ориентировать детей в будущем выборе профессии.

В ходе профориентационной сюжетно-ролевой игры моделируются производственные сюжеты, стимулирующие на проявление интереса к игровой ситуации. В процессе игры ребенок получает необходимые знания, учится ориентироваться во взрослой жизни, не пугается альтернативы в принятии важного решения – «кем быть?». В процессе игры знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для дошкольника опыт. Неотъемлемой частью профориентационной работы педагогов являются традиционные формы взаимодействия с детьми – дошкольниками:

  • беседы, в которых дети знакомятся с названиями и сущностью профессий;
  • экскурсии, где дошкольники получают представления о труде взрослых, имеют возможность увидеть непосредственно трудовые действия, процесс труда, орудия труда;
  • виртуальные экскурсии, в которых получают сведения о местах недоступных для реального посещения;
  • дидактические игры, наглядные пособия позволяют отрабатывать в игре первоначальные профессиональные навыки.

Различные формы профориентационной работы строятся на использовании наглядного материала, отражающего труд людей разных профессий, их рабочие места, орудия труда. Важным фактором воздействия на формирование личности ребенка в профессии является художественная литература: рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде.

Плюсы ранней профориентации заключаются в том, что дети получают не только теоретические знаниях, но представления о практическом применении профессиональных навыков, приобщаясь к труду взрослых, знакомятся и общаются со специалистами различных профессиональных сфер. Благодаря этому полученные знания становятся более обширными, дошкольники расширяют словарный запас и получают новый жизненный опыт, на основе которого складывается их дальнейшее представление о мире, позволяющее найти свое место в профессиональной жизни.

Список литературы

  1. Бурмистрова Н.Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013.
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. М.: Инфа-М, 2016.– 146 с.
  3. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста// Проблемы и перспективы развития образования: материалы Vl Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С.97-100.
  4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: Сфера, 2015. 64 с.
  5. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство- Пресс, 2012.

Поделиться

1107

Сотникова Н. Ю., Гладкова Н. С., Аблезгова С. А. Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.IV.С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/8233-organizatsiya-raboti-v-dou-po-rannej-proforie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля