Педагогические условия обучения цветоведению в полиграфическом колледже

В статье раскрывается значение педагогических условий как совокупность мер, направленных на повышение эффективности преподавания дисциплины цветоведения. Рассматриваются эффективные условия обучения цветоведению. Педагогические условия, формы и методы обучения, которые повышают самостоятельность учащихся, и их вовлеченность в процесс обучения.

Аннотация статьи
мотивация
педагогические условия
информационные технологии
проблемное обучение
колористическая грамотность
творческий процесс
самостоятельной и активной инновационной деятельности
Ключевые слова

Рассматривая проблему развития колористической грамотности и творческого потенциала будущих дизайнеров полиграфического колледжа, необходимо рассмотреть в этом контексте вопрос создания благоприятных педагогических условий обучения цветоведению, а также содержание и специфику особенности обучения в среднеспециальных организациях.

Педагогические условия обучения – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, а также организационные формы, содержание образования, методы и принципы обучения и другие составляющие педагогического процесса.

Педагогические условия отбираются в соответствие с целями обучения в системе среднего профессионального образования колледжа. Педагогические условия обучения цветоведения в полиграфическом колледже должны описывать формы и методы обучения, повышающие самостоятельность учащихся, их вовлеченность в процесс обучения, привлекать к самостоятельному решению учебных задач.

Первым педагогическим условием обучения цветоведению является мотивация учащихся в полиграфическом колледже. Важно подчеркнуть значение стимула, то есть творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходимо желание и воля.

В педагогической психологии проблема мотивов учения посвящен ряд исследований. В частности, А. К. Марков неоднократно обращаясь к проблеме мотивации учения в школьном возрасте. Обращая внимание на то, что более высокая эмоциональная насыщенность наблюдается в тех видах деятельности, которые направлены на достижение конкретного результата. В учебной деятельности учащихся преобладают познавательные процессы, но немалую роль в мотивации учения играют и их интересы. Учебный интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности.

Для развития интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности важно обеспечивать учащимся возможность для реализации в учении умственной самостоятельности и инициативности. Этому способствует использование учителем так называемых «активных» методов обучения, которые помогают увлечь учащихся, как содержанием, так и самой формой проведения занятий.

За внешними проявлениями интереса учащихся необходимо видеть те процессы, которые происходят в мотивации учащихся. Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Учебные мотивы формируются в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса. Все мотивационные побуждения – эмоции, интересы, мотивы, смыслы – образуют некую систему – мотивационную сферу учения школьника. Реализация отдельных сторон этой сферы во многом обусловлена качеством тех процессов, которые лежат в ее основе.

При этом нужно отметить, что процесса обучения проходит при непосредственном участии преподавателя. Поэтому наряду с внутренними факторами необходимо учитывать и процессы так называемой «внешней мотивации», которые выражаются в определенных педагогических требованиях, предъявляемых учащимся, как от лица образовательной системы, так и непосредственно от имени учителя.

Различные виды учебной мотивации в значительной мере определяют общее и избирательное отношение учащихся к отдельным учебным дисциплинам. Учебный предмет может оцениваться учащимися с точки зрения важности его для профессиональной подготовки, с точки зрения личного познавательного интереса к определенной области знаний. Каждому виду деятельности соответствуют определенные мотивы в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. А также формирующееся на основе названых оценок общее и избирательное отношение студентов к учебным предметам образуют еще один, относительно самостоятельный уровень мотивационно-целевой основы обучения. При этом доминирующими мотивами выступают прежде всего такие побудительные силы, как стремление человека к самореализации, самоутверждению и самоотдаче, самосовершенствованию, успеху и общественному признанию.

Вторым педагогические условия обучения цветоведению, является проблемное обучение – целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности. Как известно, одна их центральных задач системы проблемного обучения состоит в формировании творческого мышления подрастающего поколения.

Проблемное обучение – это тип исследовательского, развивающего обучения, при котором учащиеся в процессе активной самостоятельной деятельности получают новые знания, умения и развивают мыслительные способности посредством решения теоретических и практических задач в рамках проблемных ситуаций, созданным под руководством учителя.

В содержании практических занятий по дисциплине цветоведения присутствует проблемное обучение, так как учебный процесс строится как развертывание и конкретизация исходного противоречия. В условиях проблемного обучения принцип противоречия можно рассматривать как ведущий, ибо именно в проблемной ситуации перед учащимися возникает противоречие, которые и являются движущей силой творческого развития. Именно поэтому проблемное обучение является теорией развивающего обучения.

Творческий процесс обучения цветоведению строиться на самостоятельном поиске и исследовании новых теоретических и практических знаниях. Проблемная ситуация на занятиях цветоведения, помогает вызвать определенную познавательную потребность. С помощью проблемных ситуаций у учащихся активизируется познавательная установка, что особенно важно при объяснении нового материала и закреплении практических навыков на уроке, таким образом требующих сознательных усилий и активных поисков организации уроков.

Проблемность – характерная черта проектного метода обучения. Проблемное обучение является одной из систем познания, позволяющей перевести учащихся с позиции пассивного восприятия знаний на позиции активного их усвоения и применения, сблизить процессы познания и обучения.

По мнению многих исследователей (А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Г. С. Костюк, В. А. Крутецкий, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская и др.), проблемное обучение является одним из наиболее эффективных путей умственного развития учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Достижения современной психологии мышления позволяют научно обосновать и разработать главные вопросы проблемного обучения и управления активной мыслительной деятельностью учащихся.

При проблемном обучении учащиеся сами «добывают» знания, находят новые способы действия путем выдвижения гипотез, их обоснования и применения. При этом у учащихся формируются креативное воображение и сообразительность, развивается опыт творческой инновационной деятельности, а также повышают качество знаний, умений, универсальных учебных действий, развивается особый стиль умственной деятельности, который характеризуется самостоятельностью в процессе решения новых теоретических и практических задач.

Третьим педагогическим условием является использование компьютерных технологий в учебном процессе. Включение учащихся в инновационную среду на основе информационных технологий обучения, можно рассматривать как особую организацию мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса.

В основу технологии создания компьютерных средств обучения, положены личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения, формирование умственной деятельности через внешние воздействия, учет индивидуальных особенностей учащихся и реализация обратной связи.

Компьютерные технологии расширяют возможности для творчества в разных областях жизнедеятельности человека, способствуют обогащению опыта и стимулируют творческую активность. Будущие специалисты в области графического дизайна, должны творчески подходить к использованию современных средств художественного выражения.

Готовность учащихся к развитию колористической грамотности и творческого потенциала можно рассматривать, как необходимое условие для успешного осуществления профессиональности деятельности и готовности к решению различных профессиональных задач, связанных с творческим развитием.

Четвертым педагогические условия обучения цветоведению, является самостоятельная деятельность учащихся полиграфического колледжа. Одной из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личность, и как субъекта деятельности.

Быть самостоятельным – это значит стоять самому, делать что-то без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерии его зрелости в той или другой области социальной практики. В зависимости от области и уровня проявления самостоятельность судят о степени соответствующей зрелости человека: гражданской, социальной, политической.

Под самостоятельной работой учащихся понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем, но без участия учителя. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленной цели, применяя полученные знания и умения в результате умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении творческих самостоятельных заданий предусматриваются консультации и помощь учителя. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы на реализацию проектной деятельности, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках цветоведения и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Выше приведенные педагогические условия имеют исключительное значение, для развития колористической грамотности учащихся и их активизации творческой и познавательной деятельности в области художественной и дизайнерской направленности полиграфического колледжа. А также подобные условия будут вызывать интерес к дисциплине цветоведения и положительно влиять на будущие самоопределение в учебно-познавательной деятельности.

Текст статьи
  1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология учебное пособие – СПб: Питер,2007.
  2. Ильницкая И.А Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открыть знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012.- 168с.
  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/Под ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.– 286 с.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Под ред. Е.С. Полаг. – М., Академия.
  6. Колокольникова В.В. Изобразительное искусство в школе М., «Педагогика», 1975 г.
  7. Чернявская Е.В. Метод проекта как средство формирования ключевых компетенций для профессионального самоопределения старшеклассников / Е. В. Чернявская // Педагогический профессионализм в образовании: [в 3 ч.]: сборник науч. трудов XI Междунар. науч. – практ. конф., посвящ. 80-летию НГПУ.
Список литературы