Преступность и преступные сообщества всегда оказывали серьезное влияние на моральное состояние общества, и поэтому субкультуру преступников следует рассматривать как неотъемлемую часть культуры.
В культуре сокрыты ценности, и каждая культура отличается своим уникальным набором этих ценностей. Среди них выделяются базовые ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее представителей. Эти ценности выполняют роль защиты и сохранения целостности социальной группы, в которой они существуют. В то же время, противоположность или несовместимость базовых ценностей могут препятствовать взаимодействию между культурами, а также восприятию ценностей и моделей поведения, выходящих за рамки базисных.
Сам факт осуждения человека и применения к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы сопряжены с неизбежной дезадаптацией значительного числа лиц, которая, вызывая глубокое нервное потрясение, усиливает их отчуждение от общества, а в итоге – дальнейшую криминализацию личности. Об этом свидетельствует возникающий в процессе отбывания наказания «синдром осужденного», который характеризуется пассивным и замкнутым стилем общения, зачастую небрежным и неаккуратным внешним видом. Осужденные имеют тенденцию придумывать различные социально-психологические проблемы, чтобы «не терять лица», перекладывая ответственность за большинство своих неудач на окружающих. Можно предположить, что субкультура осужденных не только органическая основа их бытия, но и способ, средство их защиты от внешнего вторжения.
В понятие культуры входят не только нормы, обычаи и традиции, но также и разнообразные субкультуры, формирующиеся на базе конкретных ценностей и образа жизни группы людей. Криминальная субкультура – это общность, основанная на духовных и материальных ценностях, которые регламентируют и организуют преступную деятельность криминальных сообществ. Эти ценности способствуют сплоченности, активности и передвижению криминальных группировок, и их продолжению через поколения правонарушителей.
Теория субкультур широко применяется в изучении рецидивистов и преступников-профессионалов, особенно в сфере пенитенциарной криминологии, где изучается преступность в исправительных учреждениях. Исследования показывают, что главным фактором, который порождает преступность в тюрьмах, является асоциальная субкультура заключенных: большинство преступлений связано с нарушениями общих норм в сообществе заключенных или с желанием укрепить или повысить свой статус внутри него.
Наличие или отсутствие криминальной субкультуры в том или ином учреждении можно определить по следующим признакам:
- жесткая групповая иерархия – своеобразный «табель о рангах» (причем наиболее ярко это проявляется в закрытых молодежных коллективах);
- обязательность следованию установленных норм и правил и в то же время наличие системы отдельных исключений для лиц, занимающих высшие ступени в преступной иерархии;
- наличие враждующих между собой группировок, конкурирующих за сферы влияния в учреждении;
- распространенность тюремной лирики;
- факты вымогательства (денег, продуктов питания, одежды и др.);
- использование в речи уголовного закона;
- нанесение татуировок;
- симуляция, членовредительство;
- значительная распространенность фактов как насильственного, так и добровольного гомосексуализма;
- появление отмеченных специальными знаками столов для обиженных, посуды и т. д.;
- повсеместная распространенность карточной игру под интерес, т. е. с целью извлечения материальной или иной выгоды;
- наличие кличек;
- отказ от участия в общественной жизни;
- отказ от работы пор благоустройству, некоторых других работ;
- групповые нарушения.
Какова же структура криминальной субкультуры? Можно выделить следующие ее составные части:
- «табель о рангах», закрепляющая положение того или иного члена преступного сообщества. Сюда же можно отнести и приписку с ее приколами, как способ определения положения отдельной взятой личности «в табель о рангах»; наличие кличек), татуировок, отдельных привилегий у отдельных же лиц;
- поведенческие атрибуты. К ним относятся воровские законы, тюремные законы, правила и традиции преступного мира, а также клятвы и проклятия, принятые в криминальной среде;
- коммуникативные атрибуты. Сюда, кроме уголовного жаргона (арго) и специальных жестов, относятся также некоторая часть кличек и татуировок, вступающих как средство информации, общения и взаимодействия;
- экономические атрибуты. Общак и принципы оказания материальной помощи являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализацией, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;
- сексуально-эротические ценности, т. е. отношение лицам, как противоположного пола, так и своего пола; различного вида половых извращений, гомосексуализм, порнография и т. д.;
- тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;
- отношение к своему здоровью. В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от стимуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами;
- алкоголизм, наркомания и токсикомания – выступают как средство «сплочения», самоутверждения и разгрузки.
Сообщество лишения свободы порождает асоциальную субкультуру, что является неизбежным и объективным явлением. Отличительной чертой этой субкультуры является уникальность взаимосвязанных факторов, которые полностью проявляются только в условиях лишения свободы. Эти факторы включают принудительную изоляцию индивидов, которые, как правило, склонны нарушать общественные нормы и правила, привлечение их в однополые группы на равных правах и строгое регулирование поведения во всех сферах жизни.
Первым условием формирования субкультуры является выделение общих черт среди людей по каким-либо основаниям.
Вторым условием является осознание принадлежности членов сообщества к нему и противопоставление себя обществу в целом и другим сообществам в частности. Другими словами, члены сообщества сознают себя частью "нас", а всех остальных объединяют понятием «они».
Степень сплоченности и противопоставления зависит от степени принудительной или добровольной самоизоляции. Для заключенных и осужденных она является принудительной. У профессиональных преступников субкультура приближается по принципам к субкультуре заключенных. Основной идеологический принцип заключается в убеждении, что настоящая жизнь возможна только через участие в выбранной деятельности внутри своего сообщества. Отличие между заключенными и профессиональными преступниками заключается в том, что первые пытаются компенсировать утраченные возможности при помощи нормативной системы, тогда как вторые стремятся расширить свои возможности за счет общества. Но стоит отметить, что разница между ними номинальная, поскольку и те, и другие достигают своих целей за счет других людей. Именно профессиональные преступники выступают как хранители тюремных традиций, что неудивительно.
Криминальная ситуация в местах лишения свободы еще более усугубилась и тем, что в исправительных колониях находится значительное число представителей наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности.
Третье условие, которое влияет на устойчивость общности, – это цели: чем значимее потребности и чем шире круг потребностей, которые удовлетворяются в общности или с ее помощью, тем она устойчивее. В силу третьего условия происходит укрепление преступных сообществ.
Четвертое условие – эффективность деятельности. Такие элементы субкультуры, как нормы поведения, язык, стиль поведения, способствуют результативному выполнению функций. Словом - нормы сообщества играют обычную для всех других норм роль – они способствуют единению общности.
Действие данных факторов является неизбежным, поскольку они представляют неотъемлемые составляющие жизни в местах лишения свободы. Это нарушает обычный уклад жизни, лишает или значительно ограничивает возможности человека в удовлетворении базовых потребностей, разрушает вариативность впечатлений и делает существование монотонным. Заключенные пытаются найти новые методы для выполнения главных социальных функций или найти альтернативные заменители, которые бы позволяли удовлетворить потребности в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д.
Таким образом, источником появления асоциальной субкультуры является существенное отличие условий жизни на свободе от условий в исправительных учреждениях. Заключенные стремятся приспособиться к новым условиям, восстановить, насколько это возможно, привычные формы жизнедеятельности, характерные для обычной жизни на свободе.