Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Формирование элементарных представлений безопасного поведения на дороге у детей ...

Формирование элементарных представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивного модульного куба «Кубознайка»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

правила дорожного движения
интерактивный модульный куб «Кубознайка»
безопасное поведение на дороге

Аннотация статьи

Авторские дидактические пособия – это пособия, разработанные индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта. Это одно из средств развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, помогающее реализовывать программные задачи ДОУ, содержат в себе большие возможности в образовательном процессе, могут успешно использоваться и в совместной работе педагога с детьми, и как средство самостоятельной игровой деятельности, и является эффективным способом формирования культуры дорожной безопасности у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Введение

Разработанный на основе игровых технологий интерактивный модульный куб «Кубознайка» наглядно, на основе развивающих дидактических игр и упражнений формирует представления дошкольников о правилах безопасности на дорогах, в игровой форме развивает практические умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

Дидактическое игровое пособие отвечает всем требованиям ФГОС ДО: многофункционально, трансформируемо, вариативно, содержательно – насыщено, способствует развитию самостоятельности дошкольников и детской инициативы.

Подбор дидактического игрового материала (наличие карточек самопроверки) дает возможность организовать не только совместную игровую деятельность педагога и детей, но и самостоятельную деятельность воспитанников.

Пособие представляет собой интерактивный модульный куб с выдвигающимися и передвижными элементами, которые оснащены авторскими дидактическими играми, мини-пособиями, развивающим материалом. В нем имеются кармашки, ящички, элементы на магнитах и липучках, что позволяет менять и дополнять содержимое пособия, обеспечивая его насыщенность и вариативность, оснащение куба роликами позволило сделать его мобильным.

Весь игровой дидактический материал условно разбит на модули: «ребенок-пешеход», «ребенок-пассажир», «ребенок-водитель автотранспортных средств».

Развивающий модуль «ребенок-пешеход» представлен дидактическим материалом: «Дорожные знаки», «Умный светофор», «Определи знаки», «Дорожные ситуации», «Безопасный маршрут», направленным на формирование у дошкольников представлений и понятий о безопасном поведении на дороге в качестве грамотного пешехода, усвоение понятий «светофор», «сигналы светофора», «дорожные знаки», отработку алгоритма перехода через пешеходный переход, умения нахождения путей решения проблемных дорожных ситуаций [2].

Развивающий модуль «ребенок-водитель автотранспортных средств» представлен дидактическим игровым материалом «Виды транспорта», «Танграмм», «Можно – нельзя», способствует формированию представлений дошкольников о различных видах транспорта и профессиях человека на транспорте, закреплению правил поведения на дороге в качестве водителя автотранспортных средств, приемлемых дошкольному возрастному периоду.

Развивающий модуль «ребенок – пассажир» представлен игровым дидактическим материалом мнемотаблицы «Правила поведения в автотранспортных средствах», развивающая интерактивная игра-викторина «Правила дорожного движения», проблемные ситуации «Правила поведения в общественном транспорте» позволяют закрепить основные правила правильного поведения в автомобиле и общественном транспорте.

Благодаря своей трансформируемости интерактивный модульный куб «Кубознайка» превращается в проезжую часть при раскладывании верхней крышки пособия. Здесь дошкольники, используя моделирование городского пространства и дорожных проблемных ситуаций посредством макетов – моделей, закрепляют понятие «улица, устройство улицы», «светофор, сигналы светофора», «дорожные знаки и их назначение», отрабатывают алгоритм перехода через пешеходный переход, строят безопасный маршрут «дом – детский сад – дом» [5].

Внутренняя часть пособия предназначена для хранения необходимого игрового оборудования: дорожных знаков, светофоров, моделей транспорта, макетов домов, а также для хранения атрибутов к сюжетно – ролевым играм, направленным на отработку умений безопасного поведения на улицах города

Каждый модуль в игровой форме помогает детям знакомиться с элементарными правилами дорожного движения, закреплять эти правила на практике, наглядно моделировать сложные дорожные ситуации и находить пути их решения.

Объекты и методы исследования

Использование интерактивного модульного куба «Кубознайка» в работе по формированию элементарных представлений о безопасном поведении на улицах города у детей дошкольного возраста начинается с детьми среднего дошкольного возраста.

«ребенок-пешеход»

Работая с воспитанниками среднего дошкольного возраста по направлению «ребенок – пешеход», знакомим детей с понятиями «улица и ее устройство: дорога, перекресток, пешеходный переход, разделительная полоса», используя предметно – макетное моделирование городской дорожной среды на макете дидактического пособия «Кубознайка». Используя предметы – заместители (макеты, детали разного вида конструкторов), дошкольники самостоятельно строили городскую среду, моделировали различные дорожные ситуации, самостоятельно создавали и разыгрывали сюжеты игры [4].

Используя предметное моделирование в совместной игровой деятельности с воспитанниками, с целью закрепления детьми представления о светофоре, сигналах светофора, об их расположении в устройстве светофора, используется развивающее пособие «Умный светофор» из модуля «Ребенок-пешеход» интерактивного модульного куба «Кубознайка». Используя круги трех цветов: красный, желтый, зеленый, дети учились размещать их на макете светофора в правильном порядке, и сопоставлять сигналы светофора с соответствующей дорожной ситуацией, изображенной на заранее подготовленных картинках.

В игровом дидактическом пособи – мини макет «Устройство улицы» в организованной образовательной деятельности «В поисках дорожных знаков» воспитанники знакомятся с понятием дорожные знаки, с их отличительными особенностями и назначением.

В организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну дорожных знаков» воспитанники посредством дидактического пособия «Дорожные знаки и ситуации», разработанные на основе метода ТРИЗ –технологии «Кольца Луллия», учатся распознавать и классифицировать дорожные знаки на информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Внимание, Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». В ходе совместной деятельности посредством плоскостного моделирования детьми изготовляют запрещающие и предупреждающие дорожные знаки из заранее подготовленных элементов из бумаги на магнитной основе и плоскостных готовых геометрических фигур.

«ребенок-пассажир»

С детьми среднего дошкольного возраста активно используем как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах технологию моделирования простых проблемных дорожных ситуаций таких, как «Правила поведения в транспорте », «Как быть, когда не работает светофор?», в результате которых выясняли, для чего необходимы правила поведения в общественном транспорте, зачем нужны удерживающие устройства в личном транспорте родителей, а также одновременно закрепляли понятия «светофор», «пешеходный переход», почему следует переходить дорогу на пешеходном переходе.

Дидактическое развивающее пособие «Умные кубики» (мнемодорожки), разработанные на основе мнемотехники, способствуют закреплению умения работать со схемами и знаковыми изображениями, выстраивать логическую цепочку из имеющихся понятий и связей.

«ребенок-водитель автотранспортных средств»

В организованной образовательной деятельности «Путешествие в Транспортландию» с целью закрепления таких видов транспорта, как воздушный, наземный, водный используем вариативную дидактическую игру «Виды транспортов» из модуля «Ребенок-водитель автотранспортных средств» интерактивного модульного куба «Кубознайка». В ходе игры воспитанники учатся классифицировать виды транспорта по трем видам, а также обобщать понятия по одному признаку.

Используя игровое развивающее пособие «Можно – нельзя» из модуля «Ребенок-водитель автотранспортных средств» интерактивного модульного куба «Кубознайка», воспитанники среднего возраста в самостоятельной деятельности отрабатывают соответствующие своему возрасту навыки правильного поведения на дороге и в транспорте [3].

Заключение

Благодаря использованию дидактических и развивающих материалов интерактивного модульного куба «Кубознайка» дети старшей группы умеют классифицировать транспортные средства по нескольким признакам, знают профессии на транспорте, умеют распознавать дорожные знаки, владеют навыками правильного поведения в общественном транспорте, пользуются светоотражающими элементами, пропагандируют использование удерживающих средств в транспорте, знают алгоритм перехода через проезжую часть дороги.

Таким образом, использование интерактивного модульного куба «Кубознайка» является эффективным средством усвоения элементарных представлений дошкольников о правилах безопасного поведения на улицах города.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: «Просвещение», 2010. – 140 с.
  2. Берляева А.Б. Азбука дорожного общения. – М.: «Просвещение», 2004.
  3. Белявская Г.Д. Учим правила дорожного движения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 23 с.
  4. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
  5. Иванова А.И. Ребёнок на улице. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 234 с.
  6. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2011. – 45 с.

Поделиться

404

Аблёзгова С. А., Безуглая С. В., Рындина А. И., Семионова Ж. Ф. Формирование элементарных представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивного модульного куба «Кубознайка» // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.IV.С. 13-16. URL: https://apni.ru/article/8243-formirovanie-elementarnikh-predstavlenij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа