Введение
Разработанный на основе игровых технологий интерактивный модульный куб «Кубознайка» наглядно, на основе развивающих дидактических игр и упражнений формирует представления дошкольников о правилах безопасности на дорогах, в игровой форме развивает практические умения и навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
Дидактическое игровое пособие отвечает всем требованиям ФГОС ДО: многофункционально, трансформируемо, вариативно, содержательно – насыщено, способствует развитию самостоятельности дошкольников и детской инициативы.
Подбор дидактического игрового материала (наличие карточек самопроверки) дает возможность организовать не только совместную игровую деятельность педагога и детей, но и самостоятельную деятельность воспитанников.
Пособие представляет собой интерактивный модульный куб с выдвигающимися и передвижными элементами, которые оснащены авторскими дидактическими играми, мини-пособиями, развивающим материалом. В нем имеются кармашки, ящички, элементы на магнитах и липучках, что позволяет менять и дополнять содержимое пособия, обеспечивая его насыщенность и вариативность, оснащение куба роликами позволило сделать его мобильным.
Весь игровой дидактический материал условно разбит на модули: «ребенок-пешеход», «ребенок-пассажир», «ребенок-водитель автотранспортных средств».
Развивающий модуль «ребенок-пешеход» представлен дидактическим материалом: «Дорожные знаки», «Умный светофор», «Определи знаки», «Дорожные ситуации», «Безопасный маршрут», направленным на формирование у дошкольников представлений и понятий о безопасном поведении на дороге в качестве грамотного пешехода, усвоение понятий «светофор», «сигналы светофора», «дорожные знаки», отработку алгоритма перехода через пешеходный переход, умения нахождения путей решения проблемных дорожных ситуаций [2].
Развивающий модуль «ребенок-водитель автотранспортных средств» представлен дидактическим игровым материалом «Виды транспорта», «Танграмм», «Можно – нельзя», способствует формированию представлений дошкольников о различных видах транспорта и профессиях человека на транспорте, закреплению правил поведения на дороге в качестве водителя автотранспортных средств, приемлемых дошкольному возрастному периоду.
Развивающий модуль «ребенок – пассажир» представлен игровым дидактическим материалом мнемотаблицы «Правила поведения в автотранспортных средствах», развивающая интерактивная игра-викторина «Правила дорожного движения», проблемные ситуации «Правила поведения в общественном транспорте» позволяют закрепить основные правила правильного поведения в автомобиле и общественном транспорте.
Благодаря своей трансформируемости интерактивный модульный куб «Кубознайка» превращается в проезжую часть при раскладывании верхней крышки пособия. Здесь дошкольники, используя моделирование городского пространства и дорожных проблемных ситуаций посредством макетов – моделей, закрепляют понятие «улица, устройство улицы», «светофор, сигналы светофора», «дорожные знаки и их назначение», отрабатывают алгоритм перехода через пешеходный переход, строят безопасный маршрут «дом – детский сад – дом» [5].
Внутренняя часть пособия предназначена для хранения необходимого игрового оборудования: дорожных знаков, светофоров, моделей транспорта, макетов домов, а также для хранения атрибутов к сюжетно – ролевым играм, направленным на отработку умений безопасного поведения на улицах города
Каждый модуль в игровой форме помогает детям знакомиться с элементарными правилами дорожного движения, закреплять эти правила на практике, наглядно моделировать сложные дорожные ситуации и находить пути их решения.
Объекты и методы исследования
Использование интерактивного модульного куба «Кубознайка» в работе по формированию элементарных представлений о безопасном поведении на улицах города у детей дошкольного возраста начинается с детьми среднего дошкольного возраста.
«ребенок-пешеход»
Работая с воспитанниками среднего дошкольного возраста по направлению «ребенок – пешеход», знакомим детей с понятиями «улица и ее устройство: дорога, перекресток, пешеходный переход, разделительная полоса», используя предметно – макетное моделирование городской дорожной среды на макете дидактического пособия «Кубознайка». Используя предметы – заместители (макеты, детали разного вида конструкторов), дошкольники самостоятельно строили городскую среду, моделировали различные дорожные ситуации, самостоятельно создавали и разыгрывали сюжеты игры [4].
Используя предметное моделирование в совместной игровой деятельности с воспитанниками, с целью закрепления детьми представления о светофоре, сигналах светофора, об их расположении в устройстве светофора, используется развивающее пособие «Умный светофор» из модуля «Ребенок-пешеход» интерактивного модульного куба «Кубознайка». Используя круги трех цветов: красный, желтый, зеленый, дети учились размещать их на макете светофора в правильном порядке, и сопоставлять сигналы светофора с соответствующей дорожной ситуацией, изображенной на заранее подготовленных картинках.
В игровом дидактическом пособи – мини макет «Устройство улицы» в организованной образовательной деятельности «В поисках дорожных знаков» воспитанники знакомятся с понятием дорожные знаки, с их отличительными особенностями и назначением.
В организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну дорожных знаков» воспитанники посредством дидактического пособия «Дорожные знаки и ситуации», разработанные на основе метода ТРИЗ –технологии «Кольца Луллия», учатся распознавать и классифицировать дорожные знаки на информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Внимание, Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». В ходе совместной деятельности посредством плоскостного моделирования детьми изготовляют запрещающие и предупреждающие дорожные знаки из заранее подготовленных элементов из бумаги на магнитной основе и плоскостных готовых геометрических фигур.
«ребенок-пассажир»
С детьми среднего дошкольного возраста активно используем как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах технологию моделирования простых проблемных дорожных ситуаций таких, как «Правила поведения в транспорте », «Как быть, когда не работает светофор?», в результате которых выясняли, для чего необходимы правила поведения в общественном транспорте, зачем нужны удерживающие устройства в личном транспорте родителей, а также одновременно закрепляли понятия «светофор», «пешеходный переход», почему следует переходить дорогу на пешеходном переходе.
Дидактическое развивающее пособие «Умные кубики» (мнемодорожки), разработанные на основе мнемотехники, способствуют закреплению умения работать со схемами и знаковыми изображениями, выстраивать логическую цепочку из имеющихся понятий и связей.
«ребенок-водитель автотранспортных средств»
В организованной образовательной деятельности «Путешествие в Транспортландию» с целью закрепления таких видов транспорта, как воздушный, наземный, водный используем вариативную дидактическую игру «Виды транспортов» из модуля «Ребенок-водитель автотранспортных средств» интерактивного модульного куба «Кубознайка». В ходе игры воспитанники учатся классифицировать виды транспорта по трем видам, а также обобщать понятия по одному признаку.
Используя игровое развивающее пособие «Можно – нельзя» из модуля «Ребенок-водитель автотранспортных средств» интерактивного модульного куба «Кубознайка», воспитанники среднего возраста в самостоятельной деятельности отрабатывают соответствующие своему возрасту навыки правильного поведения на дороге и в транспорте [3].
Заключение
Благодаря использованию дидактических и развивающих материалов интерактивного модульного куба «Кубознайка» дети старшей группы умеют классифицировать транспортные средства по нескольким признакам, знают профессии на транспорте, умеют распознавать дорожные знаки, владеют навыками правильного поведения в общественном транспорте, пользуются светоотражающими элементами, пропагандируют использование удерживающих средств в транспорте, знают алгоритм перехода через проезжую часть дороги.
Таким образом, использование интерактивного модульного куба «Кубознайка» является эффективным средством усвоения элементарных представлений дошкольников о правилах безопасного поведения на улицах города.