Введение
Аутизм представляет собой неврологическое расстройство, воздействующее на социальные навыки, коммуникацию и поведение у детей. Задача организации сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом включает в себя уникальные аспекты, требующие специализированного подхода и знаний. Эта статья предлагает обзор ключевых аспектов организации сестринского ухода для детей с аутизмом.
Диагностика и понимание аутизма
Прежде чем приступить к обсуждению сестринского ухода, важно понимать основы аутизма. Диагностика включает в себя обширную оценку поведения и коммуникации, а также медицинские и неврологические аспекты. Медицинские сестры, работающие с детьми с аутизмом, должны быть осведомлены о ключевых признаках и симптомах этого расстройства.
Особенности сестринского ухода
Дети с аутизмом могут иметь специфические потребности, касающиеся сенсорных стимулов, коммуникации, режима дня и поведения. Сестринский уход должен быть организован с учетом этих особенностей, что включает в себя создание стимулирующей, но предсказуемой среды, разработку индивидуальных планов ухода и координацию с другими специалистами, такими как терапевты по аутизму и психологи.
Например, для одного из исследуемых детей с глубокими аутистическими расстройствами - Максима (7 лет), разработали следующие цели в программе:
- через 10 месяцев Максим будет учиться собирать портфель, чтобы пойти в школу (с опорой на визуальное расписание) не менее, чем в 80% случаев;
- через 10 месяцев Максим научится переходить дорогу, следуя правилам дорожного движения;
- через 10 месяцев Максим научится готовить 5 простых блюд, следуя рецепту;
- через 12 месяцев Максим сможет объяснить по крайней мере три потенциальные причины, почему человек испытывает определенную эмоцию, для не менее чем пяти эмоций;
- через 12 месяцев Максим сможет объяснить, что следует сказать человеку, испытывающему определенные эмоции, до 5 эмоций;
- через 12 месяцев Максим сможет инициировать разговор и присоединиться к разговору не менее чем в 80% случаев.
Создание индивидуальной обучающей программы может включать совместную работу многих специалистов.
Например, специалист по моторному развитию разработает план развития моторных навыков, логопед разработает цели по развитию речи, дефектолог примет участие в разработке образовательного маршрута ребенка с учетом дефицитов развития ребенка. В такой команде роль поведенческого специалиста (АВА специалиста-куратора программы) состоит в определении начального уровня функционирования ребенка, в разработке целей формирования навыков и коррекции социально неприемлемого поведения.
Коммуникация и вовлечение семьи
Сестринский уход также требует внимания к коммуникации с родителями и семьей. Родители детей с аутизмом играют важную роль в поддержании ухода и в реализации рекомендаций специалистов. Медицинские сестры должны способствовать информированию и поддержке родителей, предоставляя им необходимые навыки и знания для ухода за ребенком.
Образование и психосоциальная поддержка
Сестринский уход также включает в себя предоставление образовательных ресурсов и поддержки как для родителей, так и для детей с аутизмом. Поддержка в овладении социальными и коммуникационными навыками, а также управлении стрессом, является неотъемлемой частью сестринского процесса.
Заключение
Организация сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом представляет уникальные вызовы, но также открывает возможности для улучшения качества жизни этих детей. Медицинские сестры играют важную роль в создании безопасной и поддерживающей среды, предоставлении образовательных ресурсов и содействии семьям в оказании ухода этим детям.
Эта статья является всего лишь обзором важных аспектов сестринского ухода для детей с аутизмом. Дальнейшее изучение темы и взаимодействие с другими специалистами в области психического здоровья и неврологии поможет расширить знания и улучшить практику по уходу за этой уязвимой группой детей.