Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Организация сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом

Организация сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом

Автор(-ы):

Кушекова Гулнар Ахметовна

Сафиуллина Ляйсан Фаттаховна

23 января 2024

Секция

Медицина, фармация

Ключевые слова

аутизм
сестринский уход
диагностика
особенности ухода
вовлечение семьи
образовательные ресурсы
психосоциальная поддержка

Аннотация статьи

Данная научная статья посвящена организации сестринского ухода за детьми с аутизмом. Введение предоставляет краткое понимание аутизма как неврологического расстройства, затрагивающего социальные навыки, коммуникацию и поведение. Статья обсуждает ключевые аспекты диагностики аутизма и выделяет особенности сестринского ухода, такие как создание стимулирующей среды, индивидуальных планов ухода и взаимодействие с другими специалистами.

Текст статьи

Введение

Аутизм представляет собой неврологическое расстройство, воздействующее на социальные навыки, коммуникацию и поведение у детей. Задача организации сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом включает в себя уникальные аспекты, требующие специализированного подхода и знаний. Эта статья предлагает обзор ключевых аспектов организации сестринского ухода для детей с аутизмом.

Диагностика и понимание аутизма

Прежде чем приступить к обсуждению сестринского ухода, важно понимать основы аутизма. Диагностика включает в себя обширную оценку поведения и коммуникации, а также медицинские и неврологические аспекты. Медицинские сестры, работающие с детьми с аутизмом, должны быть осведомлены о ключевых признаках и симптомах этого расстройства.

Особенности сестринского ухода

Дети с аутизмом могут иметь специфические потребности, касающиеся сенсорных стимулов, коммуникации, режима дня и поведения. Сестринский уход должен быть организован с учетом этих особенностей, что включает в себя создание стимулирующей, но предсказуемой среды, разработку индивидуальных планов ухода и координацию с другими специалистами, такими как терапевты по аутизму и психологи.

Например, для одного из исследуемых детей с глубокими аутистическими расстройствами - Максима (7 лет), разработали следующие цели в программе: 

  • через 10 месяцев Максим будет учиться собирать портфель, чтобы пойти в школу (с опорой на визуальное расписание) не менее, чем в 80% случаев;
  • через 10 месяцев Максим научится переходить дорогу, следуя правилам дорожного движения;
  • через 10 месяцев Максим научится готовить 5 простых блюд, следуя рецепту;
  • через 12 месяцев Максим сможет объяснить по крайней мере три потенциальные причины, почему человек испытывает определенную эмоцию, для не менее чем пяти эмоций;
  • через 12 месяцев Максим сможет объяснить, что следует сказать человеку, испытывающему определенные эмоции, до 5 эмоций;
  • через 12 месяцев Максим сможет инициировать разговор и присоединиться к разговору не менее чем в 80% случаев.

Создание индивидуальной обучающей программы может включать совместную работу многих специалистов. 

Например, специалист по моторному развитию разработает план развития моторных навыков, логопед разработает цели по развитию речи, дефектолог примет участие в разработке образовательного маршрута ребенка с учетом дефицитов развития ребенка. В такой команде роль поведенческого специалиста (АВА специалиста-куратора программы) состоит в определении начального уровня функционирования ребенка, в разработке целей формирования навыков и коррекции социально неприемлемого поведения.

Коммуникация и вовлечение семьи

Сестринский уход также требует внимания к коммуникации с родителями и семьей. Родители детей с аутизмом играют важную роль в поддержании ухода и в реализации рекомендаций специалистов. Медицинские сестры должны способствовать информированию и поддержке родителей, предоставляя им необходимые навыки и знания для ухода за ребенком.

Образование и психосоциальная поддержка

Сестринский уход также включает в себя предоставление образовательных ресурсов и поддержки как для родителей, так и для детей с аутизмом. Поддержка в овладении социальными и коммуникационными навыками, а также управлении стрессом, является неотъемлемой частью сестринского процесса.

Заключение

Организация сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом представляет уникальные вызовы, но также открывает возможности для улучшения качества жизни этих детей. Медицинские сестры играют важную роль в создании безопасной и поддерживающей среды, предоставлении образовательных ресурсов и содействии семьям в оказании ухода этим детям.

Эта статья является всего лишь обзором важных аспектов сестринского ухода для детей с аутизмом. Дальнейшее изучение темы и взаимодействие с другими специалистами в области психического здоровья и неврологии поможет расширить знания и улучшить практику по уходу за этой уязвимой группой детей.

Список литературы

  1. Абдраимова, Г. (2018). Особенности сестринского ухода за детьми с аутизмом в Казахстане. Журнал Старшая медицинская сестра, 15(2), 67-79.
  2. Кенжеева, А., Сапарбаева, Д. (2019). Практика сестринского ухода за детьми с аутизмом в условиях стационарного лечения. Вестник аутизма, 20(3), 45-58.
  3. Нургалиева, С. (2017). Опыт организации сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом в детской поликлинике. Медицинский журнал Казахстана, 25(4), 112-125.
  4. Темиргалиева, Л., Жумагалиева, А. (2016). Современные подходы к сестринскому уходу за детьми с аутизмом: опыт детского больничного отделения. Журнал педиатрии Казахстана, 18(1), 34-47.
  5. Жакупова, Г., Муканова, А. (2020). Сестринский уход за детьми с аутизмом: вызовы и перспективы. Вестник психиатрии и неврологии, 30(2), 89-102.

Поделиться

245

Кушекова Г. А., Сафиуллина Л. Ф. Организация сестринского процесса при уходе за детьми с аутизмом // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.II.С. 37-38. URL: https://apni.ru/article/8253-organizatsiya-sestrinskogo-protsessa-pri-ukho

Другие статьи из раздела «Медицина, фармация»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня