Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Проблемы правового статуса форм крестьянского (фермерского) хозяйства

Проблемы правового статуса форм крестьянского (фермерского) хозяйства

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

фермерское хозяйство
семейное предприятие
коммерческая корпорация
индивидуальное фермерское хозяйство
крестьянское хозяйство
юридическое лицо
правовой статус

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрены формы крестьянских (фермерских) хозяйств. Особое внимание уделено правовому статусу фермерских хозяйств, имеющим статус юридического лица.

Текст статьи

ФЗ №74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является основой правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, определяет их правовой статус, организационно-правовую форму, как самостоятельного объединения граждан, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, совместно ведущих аграрную деятельность и связанных родством и общим имуществом [2].

Несмотря на правовое закрепление понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» (далее – КФХ) на сегодняшний день основные признаки КФХ в законодательстве установлены противоречиво и непоследовательно. Необходимо заметить, что для исследуемого института исконно главным признаком выступал семейно-трудовой характер, поскольку крестьянское хозяйство образовывалось членами одной семьи. Обозначенный признак был отражен в законодательстве, действовавшем в 1990–1994 гг., однако в ГК РФ он не нашел своего отражения.

В 2012 г. в ГК РФ были внесены изменения, в том числе связанные с закреплением понятия КФХ, которое внесло еще большую путаницу в части состава участников исследуемой формы хозяйствования. В настоящий момент легализовано две дефиниции крестьянского (фермерского) хозяйства в п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 3 специализированного Закона о КФХ, а также в п. 1 ст. 86.1 ГК РФ [1]. В рамках указанных статей Закона о КФХ законодатель смешивает два вида исследуемого хозяйства: односемейных и многосемейных КФХ.

Как отмечают В. П. Бугорский и Р. З. Бурдуковская, ГК РФ не предусматривает критерии установления членов КФХ, созданного в качестве юридического лица. Более того, данный нормативный правовой акт игнорирует существование исконного признака КФХ – семейно-трудового объединения членов. Представляется, что это негативно сказывается на отграничении исследуемой формы хозяйствования от смежных, в том числе от производственного кооператива, а также указывает на противоречие исторической сущности КФХ. ГК РФ в настоящий момент приравнивает КФХ к сельскохозяйственным кооперативам [4, с. 28-42].

Таким образом, существует явная необходимость легализации двух видов КФХ: односемейного крестьянского хозяйства и многосемейного фермерского хозяйства.

В научных работах выделяется третья форма хозяйств, образованных по Закону РСФСР от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве, который хоть и утратил силу, однако, созданные по нему хозяйства сохраняют свой статус по настоящее время, а их деятельность теперь регулируется ст. 86.1 ГК РФ.

Согласно статье 86.1 Гражданского РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство.

Между тем, обозначенные КФХ имеют ряд специальных признаков, по которым они и выделяются в отдельную форму, отличную от остальных КФХ, но возникает сомнение о возможности и необходимости применения к ним норм ст. 86.1 ГК РФ без приведения их статуса в соответствие действующему ГК РФ.

КФХ, созданные по Закону РСФСР, выступают самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеют права юридического лица (п. 2 ст. 9), признаются равноправным звеном экономической системы (п.1 ст.2), споры с их участием разрешаются арбитражным судом (п. 2 ст. 2). Но, КФХ не имеют обязанностей юридического лица: обязанности возлагаются на граждан, в чью собственность предоставляется земельный участок для ведения крестьянского хозяйства и, за нарушения которых, ответственность несет не само КФХ, а глава хозяйства. Поскольку по ранее действовавшему законодательству участок предоставлялся хотя и с учетом количества членов хозяйства, но в единоличную собственность именно его главы.

По ст. 15 Закона РСФСР на имущество КФХ распространялся режим общей долевой собственности его членов. Однако, члены могли только пользоваться имуществом КФХ, а исключительное право распоряжаться имуществом КФХ было у его главы. Отсюда, право собственности членов хозяйства на имущество КФХ носило усеченный характер. После вступления в силу части первой ГК РФ, напротив, законным режимом имущества стал режим совместной собственности (ст. 257). В науке высказано мнение, что в качестве закона, устанавливающего иной режим имущества по сравнению с указанной статьей, можно рассматривать Закон РСФСР от 22.11.1990, однако лишь для хозяйств, созданных до введения в действие ГК РФ.

Поскольку с введением ГК РФ в ст. 23 предусмотрена возможность ведения КФХ без образования юридического лица, представляется, что правила ст. 257 и ст. 258 ГК РФ имеют отношение исключительно к КФХ названой формы. Названный правовой режим имущества членов КФХ противоречит нормам ст. 86.1 ГК РФ, по которой имущество принадлежит по праву собственности самому хозяйству. Таким образом, необходимо законодательно закрепить способ формирования имущества КФХ, например, путем внесения его членами имущественных взносов, подобно тому, как это происходит при возникновении права собственности хозяйственного товарищества или кооператива, образованного из имущества КФХ (ст. 259 ГК РФ).

В соответствии со ст. 65.1 ГК РФ КФХ является корпоративным юридическим лицом. В. К. Андреев и В. А. Лаптев к вопросу о корпоративной собственности считают возможным говорить о возникновении двух уровней отношений собственности: принадлежность имущества самой корпорации и принадлежность долей участия участникам корпорации [3]. При этом В. П. Мозолин писал, что доля учредителя (участника) в уставном капитале хозяйственного общества – это не часть имущества, принадлежащего в данный момент самому юридическому лицу, не права на долю учредителя (участника) в капитале общества как элемента правоотношений, существующих внутри юридического лица, а право на участие в делах общества. Следуя мнению В. П. Мозолина в отношении обществ, необходимо определить особенности участия членов в делах КФХ, формирования высшего органа, участия членов хозяйства в управлении деятельностью юридического лица [5].

Как отмечает В. А. Чиркова, к имеющимся недостаткам правового статуса существующих КФХ, добавляется то, что наблюдается нарушение ст. 48 ГК РФ, поскольку такие КФХ, не имея в собственности имущество, не могут отвечать по своим обязательствам, в связи с чем, могут быть нарушены права членов, которые в силу ст. 86.1 ГК РФ несут лишь субсидиарную ответственность по долгам КФХ [8, с. 92-98]. Н. Н. Тютерева считает, что статья 86.1 ГК РФ не может стать оптимальной правовой основой для урегулирования статуса КФХ, созданных по Закону РСФСР №348–1, а такое решение законодателя было не научно обоснованным, а во многом механическим, формальным [7, с. 46-52].

Статья 86.1 ГК РФ регламентировала создание КФХ произвольной группой лиц, что противоречит сущности КФХ как семейно-трудового объединения лиц в сфере сельского хозяйства, а наделение КФХ имуществом, по сути, стирает грань между КФХ и производственным кооперативом, лишает КФХ как особую форму ведения сельскохозяйственного производства ее специфики и преимуществ.

Обратной точки зрения придерживается Н. И. Ковальчук, согласно которой п. 1 ст. 86.1 ГК РФ устанавливает зависимость между двумя видами крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку фермерское хозяйство – юридическое лицо – может быть создано не обычной группой граждан, а из объединения граждан, которые уже ведут совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ). Первый вид крестьянского (фермерского) хозяйства основан на принципе родства, свойства между членами фермерского хозяйства, то второй вид крестьянского (фермерского) хозяйства поглощает этот признак из субъекта, создающего его, и не может быть иным, кроме как семейным [6].

Вопреки мнению Н. Н. Тютеревой и соглашаясь с Н. И. Ковальчук, мы солидарны с мнением В. А. Чирковой, которая считает возможным продолжить регулирование деятельности КФХ, созданных по Закону РСФСР, нормами ст. 86.1 ГК РФ и после наступления установленного пресекательного срока – 1 января 2021 года, но с необходимостью приведения их правового статуса в соответствие действующему ГК РФ. В связи с чем, единственно возможным и правильным считаем закрепить в действующем ГК РФ: ‒ родство (свойство) членов КФХ – основной, отличительный, характерный только для КФХ признак юридического лица, выделяющий его из ряда юридических лиц иных организационно-правовых форм; ‒ способ формирования имущества КФХ – путем объединения имущественных вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, в том числе и земельного участка предоставляемого по ранее действовавшему законодательству в единоличную собственность главе КФХ. ‒ особенности участия членов в делах КФХ, формирования высшего органа и управления деятельностью хозяйства [8, с. 92-98].

Таким образом, в настоящее время не принят закон, который определил бы особенности правового статуса КФХ, созданного именно в форме юридического лица, а имеющийся Федеральный закон не регулирует деятельность уже созданного юридического лица, поскольку лишь определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности хозяйства как договорного объединения граждан без образования юридического лица.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136- ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  2. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
  3. Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России: монография. М.: Проспект, 2020. 352 с.
  4. Бугорский В.П., Бурдуковская Р.З. Актуальные проблемы крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству Российской Федерации // Правовой альманах. – 2023. – №3(25). – С. 28-42.
  5.  Гражданское право / отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Проспект, 2016. 963 с.
  6. Ковальчук Н.И., Граф Л.В. Земельное право. Омск: ОмГУ, 2016. 148 с.
  7. Тютерева Н.Н. Правовые проблемы приведения правового положения крестьянских хозяйств в соответствие с действующим законодательством // Право и экономика. 2019. № 4. С. 46–52.
  8. Чиркова В.А. Особенности правового регулирования деятельности созданных крестьянских (фермерских) хозяйств // Современный юрист. 2020. №1(30). С. 92-98.

Поделиться

965

Ковалев С. А. Проблемы правового статуса форм крестьянского (фермерского) хозяйства // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/8255-problemi-pravovogo-statusa-form-krestyanskogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января