Методы обучения чтению при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются различные техники и приёмы обучения чтению при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, даются рекомендации по подготовке обучающихся к выполнению заданий разного типа, касающихся раздела «Чтение».

Аннотация статьи
коммуникативная компетенция
приём
принципы модульного обучения
Ключевые слова

Раздел «Чтение», являясь одним из разделов ОГЭ и ЕГЭ, требует тщательной и вдумчивой подготовки от обучающихся. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку из года в год демонстрирует не очень высокий процент выполнения заданий данного раздела. Причиной этому является то, что обучающиеся не имеют хорошей подготовки, неверно распределяют время на задания.

Для успешной сдачи экзамена необходимо научить учащихся правильно использовать алгоритм работы с различными видами текстов. На сегодняшний день понятно, что владение лишь лексическим материалом недостаточно для успешной сдачи экзамена.

Как мы считаем, работу по обучению школьников чтению нужно проводить с начальной школы, со второго класса. Данная работа, конечно же, должна продолжаться и в средней школе. Нужные умения и навыки для успешной сдачи экзамена по английскому языку следует довести до автоматизма. Для этого младший школьник должен стремиться на должном уровне овладевать новым материалом, поскольку с таким немалым объёмом работы просто нереально управиться перед сдачей экзамена.

Известно, что обучающиеся сильно переживают во время сдачи экзамена из-за того, что они напрочь забывают правила чтения, что влечёт за собой совершение как ошибок при чтении, так и грамматических ошибок:

  1. Чтение непроизносимых согласных (knick-knacks, pseudonym, muscle, fascinating, malign, dumb, solemn, whistle, lodger, gnostic, shepherd, salmon, aisle).
  2. Окончание прошедшего времени глагола -ed читается тремя способами исходя из того, на какой зрук заканчивается основа слова (после звуков [t] и [d] окончание читается как [ɪd], после глухих звуков окончание произносится как [t], и если глагол оканчивается на звонкий или гласный звук, то окончание произносится как [d]).
  3. В конечной позиции звонкие согласные не оглушаются (seat – seed, cap – cab, set – said, leaf – leave).
  4. Краткое и долгое чтение гласных букв (Pete – pet, ship – sheep).
  5. Ударение нередко падает на первый слог. Союзы, предлоги, артикли являются безударными. Безударными обычно бывают приставки.
  6. От типа слога часто зависит чтение буквы. Закрытые (заканчиваются на одну или несколько согласных букв) и открытые (оканчиваются на гласную букву) слоги.
  7. Ненаписание у сказуемого в 3 лице единственном числе окончания -s (He likes reading).
  8. Неверное чтение времён глагола (вместо прочтения глагола в прошедшем времени обучающиеся читают его в настоящем времени).
  9. Ошибочное чтение артикля (не читают его; добавляют артикль, даже если его нет; определённый артикль заменяют на неопределённый).
  10. Пропуск окончания множественного числа у имён существительных (There are many books on the table).

Чтение определённых слов в английском языке может явно отличаться от их написания. В связи с этим правильное прочтение тех или иных слов на английском языке вызывает сложности для некоторых обучающихся. Используя разнообразные технологии, мы начинаем основательно работать над такими словами. Применяем на уроках рифмовки для того, чтобы учащиеся учились правильному произношению. Рифмовки интересны для ребят, легко фиксируются в памяти. Они способствуют развитию дикции, слуха, дыхания, силы голоса и темпа речи, в результате чего речь становится эмоциональной и выразительной. Также рифмовки упрощают процесс заучивания лексики.

Приведём примеры а) фонетических (отработка правил произношения определённых звуков), б) грамматических (закрепление использования грамматических конструкций) и в) тематических рифмовок (расширение и закрепление лексических единиц):

а) This foolish bookish duke is too full of good food to move a foot.

A big black bug

Bit a big black bear.

And a big black bear

Bit a big black bug.

б) I have a cat, his name is Pit.

And by the fire he likes to sit.

Each day I bring him a dish of milk.

And smooth his coat that shines like silk.

And on my knee he likes to sit.

For Pit loves me and I love Pit.

Таблица

Тематические рифмовоки

в) We dance on Sunday,

 We work on Monday,

 We read on Tuesday,

 We write on Wednesday,

 We count on Thursday,

 We speak on Friday,

 And we play on Saturday.

One, two,

Red and blue.

Up and down,

Yellow and brown.

This is a queen,

Orange and green.

That is a kite,

Black and white.

В своей работе мы часто используем рифмовки, поскольку они улучшают память школьников, оказывают помощь в лучшем запоминании лексики, а также совершенствуют употребление грамматических навыков и навыков говорения. Мы стремимся, чтобы все обучающиеся произносили рифмовки, что помогает им справиться с трудностями в произношении. Мы призываем учащихся составлять собственные рифмовки, скороговорки, фразы на определённые темы. Кроме готовых рифмовок, используем песни и стихи на английском языке для снятия трудностей в произношении.

Отметим, что необходимо увеличивать объём читаемого материала за счёт домашнего чтения, поскольку это является значимым моментом совершенствования навыков и умений чтения.

Что создаёт успех на устной части экзамена? – Правильное и грамотное чтение. Но, как нам известно, выполнение заданий из раздела «Чтение» предполагает выполнение не только его устной части. Существует и письменная часть.

К сожалению, наши ученики читают тексты механически, вследствие чего не могут выполнить определённые задания. И этот факт довольно сильно показывает умения смыслового чтения, ведёт к ошибкам при выполнении заданий раздела «Чтение», а также неумению понять, осмыслить задания других разделов экзаменационной работы.

Чтобы обучающиеся смогли получить высокие баллы при выполнении заданий раздела «Чтение», необходимо уметь:

  1. Полностью понимать тему/материал;
  2. Находить необходимую информацию в задании;
  3. В соответствии с целью чтения выбирать необходимую стратегию;
  4. По контексту распознавать значение того или иного выражения;
  5. Внутри и между частями текста осмыслять средства выражения логических связей в тексте;
  6. Соответственно заданию варьировать скорость чтения.

Опыт показывает, что многие обучающиеся не владеют приёмами чтения на английском языке и допускают следующие ошибки:

  1. Неверно распределяют время на задания; исходя из этого, они не могут уложиться в отведённое им время;
  2. Абсолютно не обращают внимания на неизвестное слово/фразу/конструкцию, а значит, теряя важное значение высказывания;
  3. Видя незнакомое слово, поддаются панике; сразу же стараются его перевести; хотя можно догадаться о значении слова, используя контекст или языковую догадку.

Рассмотрим, какие техники и приёмы в организации урока мы используем:

  1. Проблематика текстов должна быть разнообразной, поэтому нужно останавливать свой выбор на тех текстах, которые интересны и увлекательны обучающимся.
  2. Что касается сложности заданий, то надо начинать с простых текстов небольших объёмов, затем использовать больше новых лексических единиц.
  3. Для проверки понимания обучающимися текстов нужно сначала задать вопросы, затем прочитать текст, потом снова задать вопросы и попросить письменно ответить.
  4. Учитель или сами учащиеся могут поставить оценку за задание. Оценка должна быть объективна и обоснована. Для оценивания работ одной группе можно дать домашнее задание озаглавить абзацы текста, а другой группе нужно будет определить, какие абзацы текста подходят под заголовки.
  5. Чтобы научить школьников укладываться во временные рамки, необходимо всякий раз время выполнения задания сокращать.

Хотелось бы поделиться опытом использования модульной технологии для обучения чтению на иностранном языке. На сегодняшний день наблюдается интерес к модульной модели построения учебного курса. Её можно использовать и для подготовки к разделу «Чтение». Отметим, что под модулем понимается отдельный урок или даже весь учебный курс.

Перейдём непосредственно к принципам модульного обучения и их конкретному применению на уроках:

  1. Принцип междисциплинарности (возможны сравнительные аналогии с другими предметами).
  2. Принцип динамичности, нелинейности, гибкости (ученики оценивают друг друга).
  3. Принцип модульности структурного содержания (учитель, заранее готовясь к уроку по базовому учебнику, подготавливает дополнительные материалы для прочтения, выбирает темы, упражнения в соответствии с изучаемой темой).

На наш взгляд, для обучения чтению подходит именно такая модульная модель. Но необходимо так выстроить курс подготовки к разделу «Чтение», чтобы рассмотреть все возможные задания. Поэтому перейдём к рекомендациям по подготовке обучающихся к выполнению заданий разного типа, касающихся раздела «Чтение».

Задания на подбор заголовков к текстам:

  1. Поговорить с обучающимися о том, что необходимо уметь находить ключевые слова для успешного выполнения данного задания.
  2. Следует сказать обучающимся о времени выполнения заданий. Для преодоления страха недостатка времени и вероятной тревоги обучающиеся обязательно должны придерживаться временных рамок.
  3. Надо разделить класс на группы и выдать им задание. Задача каждой группы – поделить текст на абзацы (смысловые части) и сочинить заголовок для каждой части. Далее группы меняются текстами и выбирают названия к абзацам.

Задания на установление правильного соответствия между утверждениями:

  1. Прежде чем искать ответы на вопросы в тексте, сначала надо установить ключевые слова в самих вопросах, а после искать только требуемые сведения, данные.
  2. Всякий раз обязательно уменьшайте время для чтения до тех пор, пока обучающиеся не приобретут умение придерживаться временных рамок.
  3. Дайте текст и по нему задайте вопрос, не очень относящийся к тексту. Задача обучающихся – изменить вопрос или текст таким образом, чтобы они подходили друг другу.

Задания на полное понимание смысла прочитанного текста:

  1. Найти по ключевым словам ту часть текста, где есть нужная информация.
  2. Читают текст и отвечают на вопрос. Обязательно следует напомнить о времени выполнения задания для того, чтобы ребята не забывали и жёстко следовали временным рамкам.
  3. Обучающиеся должны уметь делать умозаключения, истолковывать, комментировать прочитанный текст. Для этого нужно формировать умение «читать между строк».

Творческие задание/творческое чтение по прочитанному.

Автор книги «Обучение учению. Основное руководство по преподаванию английского языка» Джим Скриневер рекомендует организовывать урок следующим образом: заставка урока – творческое чтение – подведение итогов урока. Методика Джима Скриневера нацелена на то, чтобы помочь педагогам выстраивать урок так, чтобы он был занимательным, увлекательным, а также соответствовал требованиям подготовки к выпускным экзаменам.

Рассмотрим, какие творческие задания можно давать учащимся на каждом этапе работы с текстом.

Заставка урока (дотекстовые задания):

  1. Нужно темой вызвать интерес у обучающихся; перед прочтением коротко поговорить о проблеме, поставленной в нём;
  2. Прочитать слова, связанные общей темой, предоставляя возможность предугадать, о чём будет говориться в тексте;
  3. Разумно, целесообразно воспользоваться картинками, презентацией с ключевыми словами.

Творческое чтение (задания по ходу чтения текста):

  1. Проверяем, поняли ли ученики, по ключевым словам, о чём текст;
  2. Подбираем заголовок к тексту из предложенных;
  3. Просим 3 группы дать заглавие всем абзацам; сравниваем все варианты и останавливаем свой выбор на лучшем;
  4. Делим класс на 2 группы, раздаём утверждения; одна группа должна сказать, верны ли утверждения, а другой следует согласиться или нет, приводя примеры; а затем наоборот проделать то же самое;
  5. Располагаем картинки к тексту в логическом порядке;
  6. Интересуемся, столкнулись ли ученики с незнакомыми словами в тексте; поняли ли они их значения, и как они их поняли; попросить составить с этими незнакомыми словами предложения.

Подведение итогов урока (послетекстовые задания):

  1. Узнать, что вызвало интерес, что было трудным;
  2. Попросить самим дома составить предложения; в обязательном порядке отработать данные утверждения на следующем уроке;
  3. Предложить поразмыслить, о чём ребятам хотелось бы почитать к следующему уроку; попросить принести картинки по теме.

Делая вывод, отметим, что формирование коммуникативной компетенции является целью номер один в обучении иностранным языкам, так как язык – это средство общения. Без обучения чтению невозможно научить хорошему общению на неродном языке. Надеемся, что основательное изучение и использование рекомендательных стратегий и систем упражнений в значительной степени упростит выполнение заданий в разделе «Чтение», добавит элементы творчества и разнообразие в процесс обучения, а также значительно повысит шанс успешной сдачи выпускных экзаменов.

Текст статьи
  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
  3. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 159 с.
  4. Scrinever, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching, Macmillan, ELT: 3ed Edition, 2011. – 417 p.
Список литературы