Тренировка – основной элемент подготовки спортсменов разного уровня подготовки, начиная от людей, занимающихся оздоровительными видами двигательной активности, заканчивая элитными спортсменами и спортсменами высокой квалификации, так как только на основе тренировочного процесса возможно изменить физическое состояние человека. Тренировка направлена на изменение состояния организма человека. Это демонстрирует фундаментальное свойство человека и вообще всех живых организмов – способность к изменчивости (адаптации), к развитию. Оно изначально дано человеку и обусловлено той наследственной информацией, с которой человек рождается и которая сопровождает его в течение всей жизни.
Адаптационные функции организма человека к физическим нагрузкам в тренировочном процессе составляет биологическую основу тренировочного накопительного эффекта, одним из главных механизмов, на основе которого он достигается. Поиск более эффективных форм и содержания тренировочных программ, средств и методов повышения специальной физической подготовленности и функциональных предпосылок к росту спортивного результата является необходимым условием совершенствования учебно-тренировочного процесса в макроцикле.
Немецкие специалисты считают, что в циклических видах спорта (легкая атлетика, гребные виды спорта, плавание, велоспорт и лыжный спорт и т. д.) повышение эффективности распределения нагрузки в течение года требует определенной методической последовательности тренировочных аспектов:
- развитие базовых функциональных данных;
- развитие специальных функциональных данных;
- развитие специальной работоспособности;
- проявление комплексной соревновательной производительности.
Этот принцип будет актуален вне зависимости от избранного варианта построения макроцикла в году и должен обеспечить оптимальные сроки адаптации организма спортсмена при постановке каждой новой цели. Основная закономерность проявляется, что чем выше тренировочный стаж спортсмена, тем короче продолжительность фазы развития функциональных предпосылок [3].
Одним из главных вопросов спортивной тренировки встает вопрос об эффекте тренировочной нагрузки, который зависит от ее объема, интенсивности, последовательности и т. д. Процесс построения физической тренировки должен основываться на оптимальности соотношения величины внешней (тренировочной работы) и внутренней (реакции организма) нагрузок. Только при рациональном соотношение данных компонентов тренировки возможен значимый тренировочный эффект.
По мнению специалистов имеет место быть необходимость выделения величины тренировочной нагрузки в целом, а вместе с ней и соотношение ее показателей. Выполненная работа может оцениваться в педагогическом аспекте, с позиций используемых средств и методов тренировки «внешняя сторона нагрузки, тренировочный эффект», и биологическом аспекте, в соответствии с реакцией организма спортсмена и энерготратами «внутренняя сторона нагрузки, тяжесть работы».
Исследования, направленные на изучения данного направления, привели к разработке разнообразных классификаций тренировочных нагрузок (по направленности, интенсивности работы и ее физиологической мощности). В основу деления тренировочных нагрузок лежит зонный принцип. Граничными значениями выделяемых зон, являются показатели, указывающие на внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. Деление нагрузок по зонам интенсивности (мощности) на основе педагогических, физиологических и биохимических критериев широко применяется в практике. В таблице 1 представлены тренировочные зоны развития выносливости [2, с. 143-148].
Таблица 1
Тренировочные зоны развития выносливости
Зона |
Критерии нагрузки |
---|---|
Базовая |
60–70 % от соревновательной нагрузки (= 50–60 % VO2 max); ЧСС/мин 130–150; концентрация лактата в крови <2 ммоль/л |
Развивающая I и II |
70–90 % от соревновательной нагрузки (>70 % VO2 max); ЧСС/мин 160–180; концентрация лактата в крови 3–7 ммоль/л |
Предельная |
90–100 % от соревновательной нагрузки (= 100 % VO2 max); ЧСС/мин 180–200; концентрация лактата в крови >7 ммоль/л |
В настоящее время в различных циклических видах спорта предложено от 3 до 6 и более зон интенсивности для выделения особенностей энергетического метаболизма и адаптивных реакций при выполнении нагрузок разной интенсивности (таблица 2).
Таблица 2
Распределение нагрузок по зонам интенсивности в видах спорта на выносливость
Зона |
Интенсивность нагрузки |
Контрольные величины |
---|---|---|
Компенсаторная |
60–75 % от лучшего результата |
Лактат <2 ммоль/л ЧСС 110–140 уд/мин |
Базовая I |
75–85 % от лучшего результата |
Лактат 2–3 ммоль/л ЧСС 120–160 уд/мин |
Базовая II |
85–95 % от лучшего результата |
Лактат 3–6 ммоль/л ЧСС 140–180 уд/мин |
Соревновательная |
> 95 % от лучшего результата Соревнования> 100% на дистанциях короче соревновательной |
Лактат 6–22 ммоль/л ЧСС 180–210 уд/мин |
В практике отечественной гребли на байдарках и каноэ общепринято делить тренировочные нагрузки по зонам интенсивности.
В соответствии с педагогическими (скорость в % от соревновательной на дистанциях 500 и 1000 м) и физиологическими (ЧСС и уровень La) критериями выделяют 5 зон интенсивности, которые воздействуют на все спектры тренировочных нагрузок, применяемых в данном виде спорта. Предложенная классификация позволяет нормировать нагрузки по направленности, интенсивности и степени напряженности воздействия на организм гребцов [1, с. 47-49].
Вопросы рационального соотношения тренировочных нагрузок разной интенсивности, влияния количественных параметров тренировочных нагрузок, выполненных с разной интенсивностью (скоростью) на уровень развития специальной физической подготовленности, функциональные возможности и спортивные результаты гребцов на байдарках и каноэ до настоящего времени остаются недостаточно разработанными.
Вывод: таким образом, предложенная классификация позволяет нормировать тренировочные нагрузки по направленности, интенсивности и степени напряженности воздействия на организм гребцов на байдарках и каноэ.