Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. На ее развитие влияют различные психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание.
В настоящее время число детей с серьезными проблемами в речевом развитии постоянно увеличивается, поэтому своевременная помощь логопеда, учитывающая индивидуальные особенности развития дошкольников, способствует удовлетворению их образовательных потребностей и успешной подготовке к социализации.
Одной из успешных составляющих развития связной речи является сформированность семантической структуры слова у детей дошкольного возраста.
Усвоение значения слова происходит в процессе онтогенеза, через восприятие конкретного смысла в данной ситуации. Ребенок, сталкиваясь с разными значениями слов в разных ситуациях речевого общения, начинает понимать их значение. Для формирования значения слова очень важны практика общения с взрослыми, получение познавательной информации и сведения от взрослых о мире, практические игровые занятия ребенка. Однако усвоение слов с абстрактными значениями требует специального обучения.
Из исследований Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [3], Т. Б. Филичевой и других ученых следует, что недоразвитие лексической стороны речи является одним из основных симптомов общего недоразвития речи (ОНР). Ученые заметили, что словарный запас дошкольников с ОНР, значительно более ограниченный по сравнению с детьми, у которых речевое развитие нормальное, как в количественном, так и в качественном плане. У детей с ОНР наблюдаются трудности с пониманием значения слов, нарушения в их сочетаемости, проблемы с образованием и изменением слов, а также использование слов в неточном или приблизительном смысле, замены слов близкими по ситуации или назначению словами. Бедный словарный запас, как активный, так и пассивный, ограничивает речевые возможности детей с ОНР и затрудняет их понимание обращенной к ним речи, а также влияет отрицательно на их познавательную деятельность и овладение письменной речью.
Р. И. Лалаева [4], Н. В. Серебрякова [3], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие ученые считают, что одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ОНР является практическое овладение лексическими средствами языка. По их мнению, работа со словом должна быть направлена не только на расширение активного словаря, но и на понимание значения слова, развитие умения использовать лексические средства в самостоятельном высказывании. Это является основой для дальнейшего развития языка и культуры речи.
В исследовании особенностей семантической структуры слова у детей 5–6 лет (с нормальным развитием речи и детей с общим недоразвитием речи III уровня), используя методику Р. И. Лалаевой [4] «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей», были выявлены уровни сформированности семантической структуры слова.
Анализ полученных результатов показал, что семантическая структура сформирована достаточно у детей с нормальным развитием речи, что значительно отличается от уровня сформированности у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Если дети с нормой в речевом развитии допускали ошибки при выполнении, частично справлялись с заданием, это были ошибки, которые не носили систематического характера, в отличие от ошибок, допущенных детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании полученных данных были созданы методические рекомендации по формированию семантической структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с учетом применения метода наглядного моделирования семантического поля, который заключается в постепенном увеличении наглядного материала в определенной системе связей вокруг семантического ядра.
Исследования показывают, что значение любого слова усваивается качественнее и быстрее, обрастает большим количеством смыслов, активнее и правильнее включается в речь при использовании наглядности. В логопедической работе, направленной на формирование семантической структуры слова с обязательным включением его в семантическое поле, применение картинок, карточек, схем, моделей, муляжей, игрушек, рисунков, аппликаций задействует оба полушария мозга. Чаще всего у ребенка ведущим является одно из полушарий, поэтому это необходимо учитывать в коррекционной работе. Левое полушарие отвечает за логическое мышление и помогает усвоить алгоритм, а правое полушарие дает образное представление о предмете, явлении, дает возможность увидеть и понять внутренние связи языка «в красках», т. е. с опорой на яркий образ слова и его место в семантическом поле. Кроме того, в исследованиях последних лет в области нейролингвистики ученые отмечают, что восприятие информации мозгом у каждого человека осуществляется по-разному: аудиально, визуально, кинестетически. Данное положение основано на теории Лурии А. Р. о трех функциональных блоках мозга [5]. Подача материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие способствует хорошему усвоению материала, учит использовать другие модальности, менее развитые у ребенка, что в будущем поможет в успешном процессе обучения в школе.
Традиционно логопедическая работа по формированию семантической структуры слова включает несколько направлений:
- расширение объёма словаря;
- формирование структуры значения слова;
- организацию семантических полей;
- активное словоупотребление в речи.
Работа по расширению объема словаря осуществляется в основном на тематическом принципе на материале имен существительных, прилагательных, глаголов с помощью наглядного материала (картинки), конструируемого педагогом вместе с детьми. Например, берем тему «Зима». Выбираем базовую картинку с изображением зимы и постепенно добавляем другие картинки, рисунки, элементы аппликации, пластилин, которые будут отражать семантическую структуру слова, а затем включение ее в семантическое поле. На этой модели отрабатываем образование родственных слов (зима, зимний, зимовать, снег, снежный, снеговик, подснежник и т.д.); обобщающих понятий (время года); понимание предметности, признака, действия; выделение семантических признаков данного слова и введение его в определенное семантическое поле, уточнение парадигматических связей данного слова внутри семантического поля. Эта же модель позволяет уделить внимание дифференциации значений слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии, что способствует установлению парадигматических связей на основе противопоставления и аналогии. Работа с одной моделью может осуществляться на протяжении нескольких занятий, в зависимости от усвоения материала ребенком. Для закрепления и контроля педагог ставит четкую задачу по данной модели, связанную с пониманием семантической структуры слова, а затем и с осознанием лексической системности и включением его в семантическое поле и далее в связную речь. Дети с ОНР III могут выполнять задания только при наличии четкой понятной инструкции. Задача педагога – давать задания от простого к более сложному в понятной доступной для ребенка форме. Задание выполняется тактильным и словесным способом: ребенок показывает картинки, их связи и комментирует, объясняет. Такой способ работы позволяет понять, какие допущены ошибки и почему, дает возможность вернуться к любому этапу и еще раз его отработать, может быть, добавив недостающих элементов в семантической структуре слова. Модель для каждого ребенка будет индивидуальной, состоящей из разного количества элементов.
Работая над формированием семантической структуры слова с помощью модели, рекомендуется также использовать пособие «Слушать интересно», для того чтобы задействовать еще один анализатор – слух. Пособие содержит звуки, встречающиеся в жизни человека, но, как правило, неизвестные ребенку в реальной жизни. Педагог не может сам воспроизвести точно, как кричит слон, например, или звук во время метели зимой. Таким образом, на занятии реализуем формулу: Вижу – Слышу – Чувствую.
Традиционно формирование семантической стороны речи у детей с ОНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим миром, так и на специальных коррекционных занятиях. Описанный выше прием может быть использован по-разному. На его основе можно организовать цикл занятий по закреплению одной лексической темы или нескольких лексических тем. Это может быть элемент игры, направленной на формирование семантической структуры слова: «Опиши предмет», «Семантические лабиринты», «Сложение значений», «Ассоциации» и др. Даже при чтении сказок и рассказов для детей мы можем моделировать ситуации из имеющегося материала, таким образом включая семантическую структуру слова в связную речь, готовя ребенка к созданию собственного высказывания по прочитанному тексту.
Использование наглядного моделирования в коррекционной работе делает занятия с ребенком более увлекательными и эмоциональными.
Данные рекомендации помогут педагогам и родителям организовать работу по формированию семантической структуры слова. Их можно использовать как с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, так и с детьми с нормальным речевым развитием.