Аэрофобия – это достаточно широко распространенный вид специфических фобий. В сегодняшнем мире самолет становится всё более востребованным средством передвижения, увеличивается количество людей, прибегающих к услугам авиакомпаний. По данным литературных источников от 10 до 40% населения испытывают страх, связанный с перелетами, требующий психотерапевтической коррекции. Подходы к лечению пациентов с аэрофобией, должны быть персонализированы, ведь аэрофобия неоднородна по своей выраженности, причинности, зависимости от фазы полета и связи с другими видами психопатологии [1, с. 877].
Аэрофобия – психологическое расстройство, связанное с возникновением у человека устойчивого навязчивого страха перед полетами на воздушном транспорте. Состояние непреходящей тревоги, характерное для аэрофобии, не имеет отношения к здоровому инстинкту самосохранения и основано не на реально существующей, а на мнимой угрозе [2].
Так О.Ф. Степанов описывает процесс данного расстройства у пассажиров самолета интересным образом: «Каждому авиапассажиру известно, что объявление по громкой связи о начале снижения авиалайнера означает начало процесса томительного ожидания того момента, когда коснутся бетона посадочной полосы колеса всех три шасси самолета и он покатится по грешной земле, то есть того момента, когда многочисленные варианты гибели авиапассажира отпадут сами собой. Последующее приглашение занять свои места в салоне приводит его (авиапассажира) в состояние собранности и готовности к неизвестным неприятностям, возникающим при посадке самолета в аэропорту назначения. Требование экипажа о пристегивании ремнями сидения выполняется беспрекословно и обозначает начало около 20-минутного не просто ожидания, а томительного переживания конца периода времени неопределенности за состояние своей жизни. Это состояние удручается вниманием стюардессы к положению замка пристегивания к пассажирскому креслу. Процесс 20-минутного ожидания благополучной посадки сопровождается:
а) у религиозных авиапассажиров молитвенным экстазом.
б) «подглядыванием» в иллюминатор за приближающейся землей
в) зрительной фиксацией увеличения скорости самолета, хотя на самом деле скорость его снижается
г) ощущение от выхода стоек шасси из корпуса самолета и ощущение увеличивающейся скорости его полета» [3, с. 40].
В этой связи можно сказать, что «существует несколько факторов, которые могут спровоцировать аэрофобию. У некоторых людей страх летать появляется после того, как они увидели ужасные сюжеты об авиакатастрофах по телевизору, прочитали об этом в газетах или услышали от своих знакомых. Постепенно этот страх перерастает в настоящую фобию, когда человек начинает панически избегать самолеты. Еще одной распространенной причиной является негативный опыт, когда полет прошел в неблагоприятных погодных условиях, с сильной турбулентностью, слишком жесткой посадкой или с техническими неполадками. Даже небольшая по масштабу стрессовая ситуация может стать причиной серьезного недуга, который со временем постепенно переходит в хроническую форму. Особенно это касается людей, склонных к постоянному сомнению, страху и повышенной неуверенности в себе и своих силах [4].
В некоторых случаях аэрофобия может быть осложнена другой фобией:
- танатофобией (панический страх смерти);
- акрофобией (боязнь любой высоты);
- клаустрофобией (страх замкнутых или тесных пространств);
- демофобией (боязнь большого скопления людей) [2].
Аэрофобия развивается не сразу. Под влиянием наследственной предрасположенности, воспитания, обуславливающего формирование характера в раннем детстве, возникает определённая модель поведения и мышления по отношению к перелётам. В дальнейшем у таких людей возникает избыточная тревожность при упоминании о возможности авиаперелёта, большинство из них никогда не решится на полёт. Та часть, которая всё-таки вынуждена будет совершить перелёт, попытается выяснить все подробности об авиакомпании, осуществляющей перелёты. На этот процесс они тратят большое количество времени, и все равно остаются неудовлетворёнными собственным выбором. На этом этапе у них возникают нарушение сна и кошмарные сновидения. Зачастую страдающие аэрофобией принимают седативные препараты и алкоголь, что, по сути, не является решением проблемы [5].
Психологи советуют, знать свои триггеры. Это слово является транслитерацией английского trigger со значением «спусковой крючок», «пусковое устройство», «пусковой сигнал», «детонатор» [6, с. 104].
Триггер – изначально, событие, вызывающее у человека с посттравматическим стрессовым расстройством внезапное репереживание психологической травмы и тяжёлые негативные эмоции. Люди с посттравматическим стрессовым расстройством обычно всеми силами сторонятся встреч с триггером, стремясь избежать нового приступа. Под предупреждением о триггере подразумевается сообщение, предупреждающее о стрессогенном контенте. Однако терапевтическая эффективность подобных предупреждений спорна [7].
Можно использовать простые методы. Так психолог по чрезвычайным ситуациям Наталья Московскина советует следующее: «Если во время полета возникает нервозность, начинает колотиться сердце и ощущается нехватка воздуха, то можно выполнять дыхательные упражнения с глубоким вдохом и медленным выдохом – они помогут успокоиться. Впечатлительным людям, например, за несколько дней до полета начать пить успокоительные препараты, конечно, не превышая дозы… Кроме того, вам надо отвлечься, для этого выберите для себя тот вид деятельности, который вас может занять… Если вы летите с кем-то, то хорошо бы это был человек, не боящийся полетов, хороший собеседник» [8].
Лечение аэрофобии заключается в обучении пациента навыкам релаксации и контроля собственного психофизического состояния, после чего необходимым этапом является экспозиционная терапия. Для освобождения от аэрофобии пациенту необходимо раз за разом пережить под контролем психолога большое количество взлётов и посадок, тренируя навыки релаксации, пока его мозг не начнёт ассоциировать полёт с расслаблением, а не с паникой. Для создания атмосферы полёта при лечении аэрофобии сегодня применяются компьютерные технологии, в том числе виртуальная реальность и специальные комплексы для лечения аэрофобии. В данных комплексах осуществляется «моделирование полета в салоне самолета» [9, с 43].
С помощью специального сложного компьютерно-оптического оборудования страдающий аэрофобией пациент ощущает себя на борту самолёта, что необходимо для активации его страха. После того, как страх активирован, можно приступать к отработке навыков релаксации, повторяя виртуальный полёт раз за разом до полного избавления пациента от панической реакции. В некоторых случаях, если причиной аэрофобии является недостаток или наличие искажённой информации о безопасности полётов, когнитивно-поведенческая психотерапия может быть также эффективна для лечения аэрофобии [10].