Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Международные стандарты и права потерпевших в уголовном процессе: анализ соглаше...

Международные стандарты и права потерпевших в уголовном процессе: анализ соглашений и конвенций

Автор(-ы):

Карлова Ольга Романовна

25 января 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

система уголовного правосудия
права потерпевших
международные стандарты
Декларация ООН
защита прав
уголовное преследование
международные нормы
Всеобщая декларация прав человека
регулирование прав
уголовное расследование
международные нормативные акты
международные договоры
ООН

Аннотация статьи

Статья рассматривает систему уголовного правосудия в современном мире с акцентом на защите прав потерпевших преступлений. Автор выделяет значимость международных стандартов, включая Декларацию ООН о правах потерпевших преступлений и злоупотреблений властью 1985 года, в формировании и регулировании прав и гарантий для потерпевших. Декларация устанавливает принципы, обеспечивающие доступ потерпевших к информации, поддержку в уголовном расследовании и возмещение ущерба. Статья также описывает роль других международных нормативных актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, в защите прав и достоинства потерпевших. В конце подчеркивается важность ООН в разработке и утверждении международных стандартов, направленных на защиту прав потерпевших, и регулярное принятие резолюций Генеральной Ассамблеей ООН в этой области.

Текст статьи

Система уголовного правосудия в современном мире постоянно развивается, и важное внимание уделяется защите прав потерпевших. Международные стандарты, заключенные в соглашениях и конвенциях, играют ключевую роль в формировании и регулировании прав и гарантий для тех, кто пострадал от преступлений.

Декларация о правах потерпевших преступлений и злоупотреблений властью, принятая ООН в 1985 году, представляет собой важный документ, который определяет обязательства государств в сфере защиты прав потерпевших.

Данная Декларация является неотъемлемой частью уголовно-правового пространства и направлена на обеспечение справедливого уголовного преследования и защиты интересов потерпевших. В ней отражены принципы, гарантирующие доступ потерпевших к информации, поддержку в процессе уголовного расследования и возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Эта декларация подчеркивает важность предоставления потерпевшим не только формальных прав, но и конкретных механизмов поддержки, обеспечивая им активное участие в уголовном процессе. Страны-участницы обязаны создавать национальные механизмы, которые соответствуют стандартам Декларации и гарантируют эффективное исполнение прав потерпевших.

Декларация о правах потерпевших преступлений и злоупотреблений властью играет значительную роль в развитии уголовного правосудия, обеспечивая баланс интересов и прав всех участников процесса и призывая государства принимать конкретные меры для защиты прав тех, кто стал жертвой преступления.

Также защита личного достоинства и прав потерпевшего, ставшего жертвой преступления, предусмотрена в многочисленных универсальных и региональных международно-правовых документах. К таковым в первую очередь относятся Устав ООН 1945 года, Всеобщая декларация прав человека 1948 года (принята Резолюцией 217-А Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года, а также многие другие нормативные акты.

Все эти международно-правовые акты и договоры частично или полностью посвящены решению проблем защиты достоинства и прав тех лиц, которые стали жертвами преступлений. Эти преступления совершаются не только обычными преступниками, но также должностными лицами, обладающими государственными полномочиями, включая представителей правоохранительных и судебных органов. Эти международные нормы представляют собой юридически обязательные стандарты и ориентиры для национальных законодательств и практики в области защиты прав и достоинства человека. Они направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов тех, кто стал жертвой морального, физического или материального ущерба в результате преступных действий, совершенных в их отношении.

Стоит упомянуть и то, что в статьях 1, 6, 7 и 8 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года подчеркивается принцип свободы и равенства каждого человека в его достоинстве и правах. Каждый индивид, независимо от своих личных характеристик, обладает полным правом на признание своей правосубъектности, равную защиту перед законом и компетентными органами государства, а также на возможность полного восстановления нарушенных законодательно гарантированных прав. В соответствии с частью 2 статьи 29 Декларации гласит, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться ограничениям, установленным законом, лишь с целью обеспечения признания и уважения прав других, удовлетворения требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе, при условии, что они соответствуют целям и принципам Устава ООН. В случае отсутствия таких ограничений в действующем законодательстве права человека должны реализовываться в соответствии с международными правовыми стандартами и соответствующими нормами национального законодательства.

ООН выступает как ключевой деятель в создании и утверждении международных стандартов, направленных на защиту прав потерпевших преступлений. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, посвященные этой проблеме, что подчеркивает стремление мирового сообщества к обеспечению справедливости и защиты для тех, кто пострадал от преступлений.

В соответствии с международными правовыми актами, утвержденными ООН, особенно Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1985 года, термин «потерпевший» или «жертва преступления» охватывает физических и юридических лиц, а также организации, которые стали объектами преступного воздействия или причинения существенного ущерба в соответствии с законом. Этот ущерб может выражаться в моральных и эмоциональных страданиях, физических повреждениях или материальных потерях. Стоит отметить, что категория «жертв преступления» может включать не только самих непосредственных пострадавших, но также и их близких родственников или лиц, зависящих от них, в определенных контекстах.

В свете указанных положений Декларации выражается принципиальное нравственное и психологическое требование: правоохранительные и судебные органы должны воздерживаться от проявлений неуважения к потерпевшим и относиться к ним с полным уважением к их фундаментальному человеческому достоинству, а также проявлять сострадание к их личным страданиям, вызванным преступлением. Государство, на территории которого произошло преступление, несет ответственность за обеспечение непрепятственного доступа потерпевших к механизму справедливого судопроизводства. Оно также обязано предоставить юридические гарантии полного возмещения ущерба, причиненного преступлением.

ООН активно участвует в разработке и совершенствовании международных стандартов, которые затрагивают права потерпевших. Принятие Декларации о правах потерпевших преступлений и злоупотреблений властью в 1985 году, которую утвердила Генеральная Ассамблея ООН, является выдающимся примером таких усилий. Этот документ является ключевым ориентиром, определяющим обязательства государств по защите и поддержке тех, кто стал жертвой преступлений.

ООН активно содействует государствам в интеграции международных стандартов в их национальные правовые системы. Это включает в себя оказание консультаций, разработку рекомендаций и обмен bewährten Erfahrungen с целью создания эффективных механизмов защиты прав потерпевших на национальном уровне.

К числу международных правовых актов, направленных на обеспечение защиты достоинства и прав потерпевших, следует внести Декларацию о полиции, утвержденную Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 году. Также в этот список включаются Рекомендация Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса», Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1987 года, а также Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 1983).

Кроме того, стоит отметить Рекомендации относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и процесса, принятые Комитетом министров Совета Европы в 1985 году, и Европейский кодекс полицейской этики от 19 сентября 2002 года. Все эти документы направлены на предотвращение незаконных действий, направленных на запугивание участников уголовного процесса, в первую очередь потерпевших и свидетелей. Они также обязывают правоохранительные органы национальных государств предоставлять всестороннюю моральную, психологическую, материальную и организационную поддержку жертвам преступлений.

ООН акцентирует внимание на важности обеспечения потерпевшим доступа к справедливой юстиции. Это включает в себя не только преследование преступников, но и предоставление поддержки и возможности восстановления для потерпевших.

ООН также выполняет функцию контроля за выполнением государствами принятых международных стандартов в сфере прав потерпевших. Регулярные отчеты государств перед ООН позволяют оценить эффективность мер, принятых в их национальных системах.

В рамках этой главы следует уделить внимание выдающимся личностям, внесшим вклад в создание и защиту прав потерпевших. К примеру, выдающаяся юристка и правозащитница Амаль Клуни активно поддерживает инициативы по улучшению защиты прав потерпевших в рамках мирового сообщества.

Эти аспекты демонстрируют обширные усилия ООН в создании и развитии международных стандартов, направленных на обеспечение справедливости и защиты прав потерпевших преступлений.

Российская Федерация активно работает над обеспечением соответствия национального законодательства международным стандартам прав потерпевших. В течение последних лет в стране были внесены значительные изменения, направленные на укрепление прав потерпевших на различных этапах уголовного процесса.

Одним из важных моментов в обеспечении прав потерпевших в России является активное внедрение международных стандартов в национальную правовую систему. Законы и нормативные акты были адаптированы с учетом рекомендаций, вытекающих из международных соглашений, подписанных и ратифицированных Россией. Это направление реформ позволяет стране создавать эффективные механизмы защиты интересов потерпевших в соответствии с лучшими практиками мирового сообщества.

Важной частью улучшения системы защиты прав потерпевших стали изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, направленные на обеспечение более активного участия потерпевших в уголовном процессе. Введение механизмов для предоставления информации, консультаций и поддержки потерпевшим способствует не только защите их прав, но и создает более справедливую и эффективную систему уголовного правосудия. Одним из значимых шагов России в обеспечении прав потерпевших стало активное участие в международных дискуссиях. Страна активно обсуждает с мировым сообществом пути улучшения защиты прав потерпевших, обменивается опытом и лучшими практиками с другими странами. Это способствует созданию общего подхода к решению проблем и повышению эффективности защиты прав потерпевших в глобальном масштабе.

Это стремление выражается в ряде инициатив и соглашений, направленных на улучшение международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Важными направлениями этого взаимодействия являются:

  1. Экстрадиция преступников: Россия активно сотрудничает с другими странами по вопросам экстрадиции, что позволяет бороться с преступностью на глобальном уровне. Взаимная передача преступников становится эффективным инструментом борьбы с трансграничной преступностью.
  2. Участие в международных судебных структурах: Россия активно участвует в работе международных судебных органов, таких как Международный уголовный суд. Это позволяет стране вносить свой вклад в развитие международного уголовного правосудия и сотрудничать с другими государствами в расследовании и преследовании серьезных преступлений.
  3. Обмен информацией и опытом: Россия участвует в обмене информацией и опытом в уголовно-правовой сфере, что способствует обучению и совершенствованию своих правоохранительных и судебных практик. Этот обмен способствует разработке современных методов расследования и преследования преступлений.
  4. Участие в международных инициативах: Россия активно поддерживает международные инициативы, направленные на борьбу с терроризмом, киберпреступностью и другими формами организованной преступности. Это взаимодействие способствует совместным усилиям в предотвращении и преследовании преступлений.
  5. Продвижение международных стандартов: Россия активно поддерживает и продвигает международные стандарты в области прав потерпевших и защиты их интересов. Это включает в себя участие в создании и реализации соответствующих конвенций и соглашений.

Общее стремление России к взаимодействию с другими странами в сфере уголовного процесса подчеркивает необходимость глобального сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении справедливости на мировом уровне.

Однако, несмотря на существующие положительные шаги, остаются вызовы и проблемы, требующие дополнительных усилий для обеспечения полного соблюдения международных стандартов. В этом контексте Россия продолжает работать над усовершенствованием законодательства и практик в области защиты прав потерпевших, демонстрируя свое стремление к созданию справедливой и сбалансированной системы уголовного правосудия.

Несмотря на значительные усилия в обеспечении прав потерпевших в уголовном процессе, многие страны сталкиваются с рядом проблем, требующих внимания и системных решений. Эта глава рассмотрит ключевые проблемы и перспективы развития в контексте защиты прав потерпевших.

1. Неоднородность внедрения международных стандартов:

Одной из основных проблем является неоднородность внедрения международных стандартов в национальные системы правосудия. Несмотря на подписание многочисленных соглашений и конвенций, реализация этих стандартов в некоторых странах может быть неполной или даже отсутствовать. Это создает неравенство в защите прав потерпевших в зависимости от их места проживания.

В некоторых странах Европейского союза, таких как Германия или Нидерланды, реализация международных стандартов более полная, чем, например, в странах, только начинающих их внедрение.

2. Повышение информированности общественности:

Еще одной проблемой является недостаточная информированность общественности о правах потерпевших. Многие граждане не знают о существующих гарантиях и механизмах защиты, что может затруднить доступ потерпевших к необходимой помощи и поддержке.

Информационные кампании в Скандинавских странах, таких как Швеция и Норвегия, активно вовлекают общественность, рассказывая о правах потерпевших и предоставляя ресурсы для получения помощи.

3. Недостаточное финансирование систем защиты прав потерпевших:

Финансирование систем защиты прав потерпевших часто оказывается недостаточным, что может сказаться на качестве предоставляемых услуг и доступности помощи.

В ряде стран Африки и Латинской Америки ограниченные бюджеты на правоохранительные и судебные органы влияют на доступность и эффективность защиты прав потерпевших.

Для решения данных проблем страны активно ищут пути усовершенствования системы защиты прав потерпевших. Это включает в себя:

Обучение правозащитников и служителей закона: Повышение профессионализма и знаний сотрудников правоохранительных органов и юристов в области прав потерпевших.

Развитие информационных кампаний: Активные меры по повышению общественной осведомленности о правах потерпевших через средства массовой информации и социальные сети.

Международное сотрудничество: Обмен опытом и лучшими практиками между странами для улучшения реализации международных стандартов.

Такие шаги могут обеспечить более эффективную защиту прав потерпевших и создать более справедливую и устойчивую систему уголовного правосудия.

В 1998 году был утвержден Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 года), в котором закреплена обязанность суда предпринимать соответствующие меры для защиты достоинства и безопасности личной жизни потерпевших и свидетелей. Согласно статье 68 данного Статута суды обязаны предпринимать необходимые шаги для обеспечения безопасности и достоинства потерпевших и свидетелей. Это может включать право проведения судебного разбирательства в закрытом режиме или предоставление возможности представлять свои доказательства с использованием электронных или других специальных средств, особенно когда раскрытие их личности может представлять серьезную угрозу для них, их семей и близких. Особое внимание уделяется случаям, связанным с жертвами сексуального насилия или детьми, которые выступают в роли потерпевших или свидетелей, с учетом их особого мнения.

В соответствии с Венской декларацией о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века, государствам рекомендовано разработать национальные, региональные и международные планы действий, а также создание специальных фондов в поддержку жертв преступлений. Эти меры свидетельствуют о постепенном переходе международных правительственных и неправительственных организаций от формулирования общих принципов и стандартов защиты прав потерпевших к конкретным механизмам, направленным на гарантирование безопасности и эффективной защиты жертв преступлений.

В апреле 2000 года в Вене состоялся Десятый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на котором, среди прочих вопросов, обсуждалось положение жертв в уголовном судопроизводстве. На Конгрессе было отмечено, что в свете растущих масштабов и появления новых форм транснациональной организованной преступности некоторые традиционные концепции правосудия для правонарушителей и жертв должны быть пересмотрены. Было высказано предположение, что некоторые права правонарушителей могут быть пересмотрены, поскольку они препятствуют эффективное расследование преступлений и судебное преследование правонарушителей. Были приведены данные международного исследования виктимизации, согласно которым более половины жертв преступлений во всем мире недовольны отношением полиции к их жалобам. По словам участников дискуссии, во многих случаях жертвы получают серьезную травму от обращения с ними представителей органов юстиции, что часто приводит к «повторной» виктимизации потерпевших. На заключительном пленарном заседании многие выступавшие отметили, что маятник правосудия все больше смещается в сторону приоритизации интересов потерпевших, которым долгое время не уделялось должного внимания со стороны законодателей и сотрудников правоохранительных органов. Некоторые из этих государств придают защите достоинства и прав жертв первостепенное значение и ставят перед собой важную задачу защиты всего общества от преступников в лице жертв, которые уже стали жертвами различных преступлений. Такое изменение акцента в защите прав потерпевших и обвиняемых является естественная тенденция в развитии современного уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики для наиболее развитых стран.

В заключение статьи о роли международных стандартов и прав потерпевших в уголовном процессе следует подчеркнуть значимость этих нормативных актов в современном мире. Международные стандарты, заключенные в соглашениях и конвенциях, стали неотъемлемой частью эволюции уголовного правосудия, акцентируя внимание на защите и правах тех, кто пострадал от преступлений.

Одним из ключевых достижений последних лет стало усиление внимания к правам потерпевших в России. Введение изменений в законодательство, соответствующее международным стандартам, а также активное участие в международных дискуссиях свидетельствуют о стремлении страны обеспечить эффективную защиту и поддержку тех, кто пострадал от преступлений.

Однако несмотря на значительные шаги вперед, существующие проблемы в реализации международных стандартов требуют внимания. Неоднородность внедрения этих стандартов в национальные системы правосудия и недостаточная информированность общественности о правах потерпевших оставляют много вопросов открытыми.

В свете принятых важных документов и стремления обеспечить защиту и поддержку жертв преступлений, важно продолжать развивать и совершенствовать правовые механизмы, обеспечивая соответствие национального законодательства международным стандартам и поддерживая инициативы, направленные на защиту достоинства и прав потерпевших в уголовном процессе. В этом ключе сотрудничество между странами, обмен опытом и передача лучших практик становятся ключевыми элементами дальнейшего прогресса в области защиты прав потерпевших в уголовном правосудии.

Список литературы

  1. Правовое положение и права потерпевшего в сделке о признании вины по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан / И.М. Беляева, А.К. Кусаинова, Б.М. Нур-галиев, К.С. Уалиев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 4. С. 7-14.
  2. Генералова А.С. Роль потерпевшего в уголовном судопроизводстве России: монография. Екатеринбург: Урал. юрид. ин-т МВД России, 2020. 135 с.
  3. Гричаниченко А.В. Проблемы особого порядка судебного разбирательства в судебной практике и пути их решения // Уголовное право. 2005. № 4. 2005. С. 62-64.
  4. Овсянников И.В. Постановление приговора в особом порядке судебного разбирательства: значение мнений участников процесса // Уголовный процесс. 2006. № 8 (20). С. 39-47.

Поделиться

443

Карлова О. Р. Международные стандарты и права потерпевших в уголовном процессе: анализ соглашений и конвенций // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 26-31. URL: https://apni.ru/article/8284-mezhdunarodnie-standarti-i-prava-poterpevshik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля