В настоящее время очень много детей с речевой патологией. Приблизительно 60% детей в России, поступающих в первый класс, имеют проблемы с речью. Самым распространенным речевым расстройством является общее недоразвитие речи. Чтобы помочь этим детям, необходимо создавать специальные условия, которые учитывают их особые образовательные потребности.
У младших школьников с общим недоразвитием речи возникают трудности с произношением звуков, их речь становится несвязной и лишенной эмоциональности. Они также имеют ограниченный словарный запас и испытывают затруднения в выражении своих мыслей. Кроме того, у них возникают проблемы с пониманием смысла высказывания.
Смысловое восприятие речевого высказывания является наиболее сложным компонентом речевой функции человека, основанным на активном мыслительном процессе [3, с. 365].
Проблема формирования и развития понимания значения речевых высказываний является важной для современной логопедии.
В своих исследованиях Б.С. Мучник отмечал, что в процессе понимания происходит преобразование лингвистического значения в психологический смысл. Учитывая, что смысл и значение передаются через речь, следует отметить, что дети с нарушениями речи могут столкнуться с определенными трудностями в усвоении школьной программы.
Основываясь на проведенных исследованиях, Ю. А. Шулекина выявляет особенности реализации смысловой стратегии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Она отмечает, что у таких детей слабость в операциях распознавания слов вызвана нарушениями звукового восприятия, что означает, что они не способны правильно воспринимать звуки и связывать их с буквами. Более того, у этих детей существует проблема недостаточного понимания основного значения слова. И наконец, у этих детей наблюдается непродуктивность вербально-мнемических актуализаций на этапе, верно, выбранной стратегии верификации [4, с. 38].
Для коррекции этих отклонений и помощи в развитии логико-грамматических и семантических структур, детям требуется систематическая поддержка, включая логопедическую помощь. Для преодоления трудностей, связанными с пониманием сложных логико-грамматических конструкций, развитием словесно-логического мышления и применением этих навыков в учебной сфере, необходимо обратиться к специально разработанному обучению [2, с. 214].
При работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи следует сосредоточиться на двух основных направлениях: исправлении имеющихся нарушений и предотвращении возможных дополнительных проблем. Кроме того, важно проводить профилактическую работу, направленную на предотвращение возникновения речевых нарушений и улучшение речевой системы, даже если проблемы с речью отсутствуют. Также необходимо заниматься коррекцией и развитием других психических функций, таких как слуховое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, а также логическое мышление. [1, с. 25].
На диагностическом этапе нашего исследования мы определяли уровень сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР (1 класс). Для этого мы использовали методику Л. С. Цветковой:
- Понимание простых и сложных инструкций;
- Метод понимания обращенной речи. Метод беседы;
- Метод понимания диалога;
- Метод понимания предметных слов. Метод показа названных предметов;
- Метод понимания логико-грамматических конструкций:
- предложные конструкции;
- инвертированные конструкции;
- сравнительные конструкции.
Уровень сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР на диагностическом этапе представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР (%)
Исследование уровня сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР на диагностическом этапе показало, что преобладает количество детей с низким уровнем сформированности смыслового восприятия речевого высказывания – 79%, средний уровень имеют 21 % школьников, нет обучающихся с высоким уровнем развития.
Ориентируясь на научно-методические источники, а также результаты диагностического этапа нашего проекта, мы определили направления коррекционной работы формированию смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР:
- Работа по развитию импрессивной речи.
- Формирование навыка построения диалогической речи.
В рамках каждого направления мы определили задачи:
- Расширить активный и пассивный словарь;
- Расширить смысловое восприятие речевого материала на уровне фразы;
- Формировать понимание логико-грамматических конструкций;
- Определить уровень сформированности восприятия речевого высказывания в рамках направления по развитию импрессивной речи;
- Расширить понимание обращенной речи.
Далее мы определили приемы и упражнения для формирования смыслового восприятия речевого высказывания:
Для расширения активного и пассивного словаря использовались задания на понимание предметных слов, фраз, пространственных отношений предметов, с помощью предлогов, задания на обобщение предметов по назначению.
Например, для расширения активного и пассивного словаря мы использовали упражнение «Какое слово зашифровали?».
Данное задание направлено на усвоение названия предметов и действий, определения признаков предметов.
В задании представлено слово с пропущенными буквами и три его варианта. Задача ребенка – устно произнести все три варианта слова и выбрать то, которое, по его мнению, соответствует «зашифрованному» слову.
- _ _ СА (оса, заноза, лиса)
- РУ_ _ (река, рука, рак)
- ЗА_ _К (замок, заяц, урок)
Для расширения смыслового восприятия речевого материала на уровне фразы использовались задания, содержащие пространственные и «квазипространственные» отношения, представляющие интерес для формирования понимания «коммуникации отношений» в языковой системе обучающихся, например, «Найди ответ на вопрос».
Цель данного задания заключается в том, чтобы ученики проанализировали пассивные конструкции языка, которые отражают «квазипространственные» отношения.
Для этого используется речевой материал в форме утвердительных предложений и вопросов. В качестве ответа представлены изображения объектов, из которых следует выбрать правильную картинку.
- Внук накормлен дедушкой. Кто кого накормил?
- Папа встречен дочерью. Кто кого встретил?
- Сестра наказана папой. Кто кого наказал?
- Кот напуган собакой. Кто кого испугался?
Для формирования понимания логико-грамматических конструкций использовались задания на различение падежных окончаний, употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме, сравнительные формы имен прилагательных, например, «Закончи предложения» (употребление слов в родительном падеже).
Речевой материал – даны предложения и последнее слово необходимо поставить в правильной падежной форме.
- Зимой на деревьях нет … листья
- На кухне нет … стулья
- На болоте много … комары
- В нашей реке нет … кувшинка
- У птиц нет … зубы
Для определения уровня сформированности восприятия речевого высказывания в рамках направления по развитию импрессивной речи мы использовали задания на определение предметных признаков понятия, задания по формированию навыков языкового обобщения.
Для расширения понимания обращенной речи обучающимся были предложены упражнения, направленные на формирование коммуникативных речевых навыков, для развития понимания обращенной речи.
Далее на контрольном этапе нашей проектной деятельности мы оценивали эффективность логопедической работы формированию смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР.
На контрольном этапе мы использовали диагностический инструментарий диагностического этапа.
Сравнительные результаты изучения уровня сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР на диагностическом и контрольном этапе представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты изучения уровня сформированности смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР на диагностическом и контрольном этапе (%)
Данные контрольного этапа проектной деятельности отражают положительную динамику в формировании смыслового восприятия речевого высказывания детьми младшего школьного возраста, имеющими ОНР, третий уровень речевого развития. У школьников отмечено значительное улучшение результатов при выполнении предложенных им заданий по сравнению с результатами диагностического этапа. Значительная динамика была отмечена при овладении детьми навыками понимания обращенной речи и понимания простых и сложных инструкций. Так же отмечена положительная динамика, но в меньшей степени при овладении навыками смыслового понимания диалога, логико-грамматических конструкций.
Все это говорит о том, что предложенная нами система коррекционно-развивающей работы по формированию смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР на логопедических занятиях была эффективной.