Работа правоохранительных органов является существенной в механизме современного государства. Сотрудники органов внутренних дел выполняя свои должностные обязанности каждый день охраняют и обеспечивают общество от преступных посягательств. К сожалению, при выполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники полиции сталкиваются с большим количеством проблем, по нашему мнению, следует остановиться на вопросе, связанном с их личной безопасностью при выполнении служебных задач.
Борьба с преступностью всегда сопряжена с риском для жизни. Исполняя служебные обязанности, ежегодно в России погибают сотрудники органов внутренних дел. Обращаясь к статистическим данным приведенным Министерством внутренних дел Российской Федерации, мы можем увидеть, что по состоянию на 2021 г. погибло 432 сотрудника, а в предшествующих годах количество убитых при исполнении сотрудников превышало 290 человек ежегодно. В данный момент количество смертей среди личного состава МВД значительно снизилось. Однако уровень остается недопустимо высоким. Фактические ежедневно сотрудники полиции получают травмы и ранения, в большинстве случаев это происходит при задержании преступников.
Исходя из данных сообщенных главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым, в 2022 году при исполнении служебных обязанностей погибли 59 сотрудников МВД, а ранено 3,5 тысячи [1]. Исходя из мнения экспертов данная ситуация могла сложиться из-за таких факторов как:
- Несовершенство отечественного законодательства, регулирующего сотрудниками полиции огнестрельного оружия;
- Оснащенность, сотрудников полиции огнестрельным оружием, не по стандарту [2].
Существуют два различных подхода к данному вопросу, которые можно отнести к «европейскому» и «американскому». В США полицейским разрешено стрелять для нанесения поражения при любом даже минимальном подозрении на агрессию против них во всех случаях, которые кажутся опасными для них. В странах Европы, таких как Великобритания и Норвегия, полицейские не носят огнестрельное оружие. В Норвегии, например, правоохранительные органы используют только резиновые пули даже в случае побега заключенного.
В Российской Федерации порядок применения огнестрельного оружия детально регламентирован гл.5 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции». Положения Конституции РФ служат основой для данного закона. Также большое влияние на регламентацию применения огнестрельного оружия, сотрудниками органов внутренних дел в России оказали «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка». Данные принципы были приняты на VIII Конгрессе ООН, проходящем в Гаване, с 27 августа по 8 сентября 1990г. При составлении отечественного законодательства международные принципы использовались как некий базис для построения.
Главная идея, заложенная в международных принципах применения силы и огнестрельного оружия по поддержанию правопорядка, заключается в том, что должностные лица при осуществлении возложенных на них полномочий, должны использовать ненасильственные способы, до вынужденного применения огнестрельного оружия. Сотрудники правоохранительных органов могут применять огнестрельное оружие только если иные средства и методы оказались неэффективны или не могут дать каких-либо надежд на достижение необходимого результата. К огромному сожалению, это не всегда эффективно.
При более детальном рассмотрении международных стандартов мы видим, что п.5 принципов определяет круг действий сотрудников полиции, во всех случаях, когда применение огнестрельного оружия неизбежно. Если же при применении огнестрельного оружия, сотрудниками органов внутренних дел, нанесен вред преступнику, будь то ранение или смерть, сотрудники немедленно сообщают о случившемся вышестоящему начальству, что регламентируется п.6. Данные принципы бесспорно защищают права человека и трактуют, что человеческая жизнь является наивысшей ценностью. Однако не в полной мере обеспечивают права представителей власти, а даже в некоторых случаях ущемляют их.
Согласно действующему законодательству, посягательство на сотрудника правоохранительных органов должно быть сопряжено с насилием. Исходя из этого получается, что до тех пор, пока к сотруднику не будет осуществлена попытка применения физической силы, применение им огнестрельного оружия невозможно. На наш взгляд, в данном случае закон не в полной мере защищает сотрудника полиции и подвергает его опасности. Также спорной является ч.6 ст.23 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции» данная часть устанавливает, что сотрудник полиции не может применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица [3]. Хотя большинство случаев, в которых необходимо применить огнестрельное оружие и происходит «при значительном скоплении граждан».
Исходя из вышесказанного следует, что отечественное законодательство в полной мере оградило граждан от полицейского «произвола», но тем самым нанесло ущерб правам и свободам самих полицейских. Сотрудники полиции при выполнении всех ограничительных требований закона в части применения огнестрельного оружия, вынуждены рисковать. По нашему мнению, изменить такую ситуацию представляется возможным только при изменении и пересмотре положений настоящего законодательства.