В настоящее время процесс развития бального танца в России носит очень стремительный характер. Растет не только уровень мастерства профессиональных танцоров, количество участников соревнований и детей, искренне желающих научиться танцевать, но и интерес к данному виду спорта среди непрофессионалов и людей, далеких от танцевального спорта. Именно поэтому получило большое распространение новое танцевальное направление.
Pro-Am (Professional-Amateur) – что в переводе означает «Профессионал-Любитель» – отдельная категория на турнирах по бальным танцам. Суть таких спортивных турниров в том, что Любители получают уникальную возможность соревноваться вместе с Профессионалами. В бальных танцах Pro-Am подразумевается, что танцевальная пара состоит из Профессионала (тренера) и Любителя (ученика), а судьи оценивают мастерство именно ученика. Любитель в данной категории – это человек, который захотел прийти в танцы уже во взрослом возрасте, не имея опыта спортивной танцевальной подготовки с самого детства как это обычно принято в танцевальном спорте. Pro-Am – это прекрасная возможность попробовать себя в новой роли, реализовать свои мечты, выйти на конкурсный паркет и покорить зрителей и судей, даже если никогда до этого не ступал на конкурсный паркет.
Сегодня к турнирам Pro-Am очень серьезно относятся все глобальные ассоциации танцевального спорта: World Dance Council (Всемирный совет по танцам), World Dance Sport Federation (Всемирная Федерация танцевального спорта) и International Dance Sport Association (Международная Ассоциация танцевального спорта).
На современном этапе развития направление Pro Aм получило большую популярность и за последние 5 лет уровень танцоров-непрофессионалов вырос в разы.
Но все же, несмотря на это встает вопрос о создании грамотной системы подготовки танцоров данной категории, которая будет учитывать все возрастные, физиологические и моральные особенности учеников данного направления.
Дифференцированный подход в системе обучения – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика (непрофессионала) или отдельных групп обучающихся. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это, во-первых, создание разнообразных условий обучения для различных групп, танцевальных коллективов, с целью учета особенностей их контингента, и во-вторых – комплекс методических, психолого-педагогических и организационно – управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах. Дифференцированный подход позволяет учитывать личностные особенности танцоров, создавать условия для развития его индивидуального творческого потенциала. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми обучающимися и одновременно предоставление возможностей для каждого танцора реализовать свои склонности и способности даже во взрослом возрасте. Основными задачами дифференцированной системы обучения являются:
- определение уровней освоения программного материала;
- предоставление возможности выбора образовательного маршрута;
- развитие индивидуально – творческого потенциала танцора.
Цель такого обучения можно рассмотреть с нескольких точек зрения. Психолого-педагогическая точка зрения основывается на индивидуализации обучения, она основана на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого человека, пришедшего заниматься бальными танцами во взрослом возрасте. Социальная – целенаправленное формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала танцевального коллектива.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой учащиеся, по одной программе, имеют возможность усваивать её на различных планируемых уровнях. Она предполагает разноуровневость учебных заданий и определенность их степени усвоения, вариативность темпа обучения. Дифференцированный подход, решая задачи эффективной помощи танцорам в совершенствовании личности, является средством педагогической поддержки в их развитии. Педагогическая поддержка в обучении хореографии и, в частности, бальному танцу направлена на сопутствующие указания, инструкции; совместное выполнение задания; вспомогательные упражнения; поддержку в индивидуальной работе. Данный подход позволяет педагогу изучить своих учеников, создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях.
В целях реализации уровневой дифференциации педагогом проводится контроль и учет знаний, умений и навыков каждого ученика. Результативность освоения программы оценивается не только на уровне знаний и умений, но и в личностном развитии учащегося. При оценке результативности усвоения программы применяются такие методы диагностики как: включенное наблюдение, выполнение отдельных заданий, участие в концертах, соревнованиях и фестивалях. Рост и динамика развития воспитанников отслеживается на каждом году обучения. Педагогические наблюдения заносятся в диагностическую карту личностного роста ученика, оценочные параметры которой, содержат следующее: музыкальность, эмоциональность, мастерство, физические данные, трудолюбие, достижения. На итоговых занятиях, показательных выступлениях у воспитанников оцениваются уровень профессиональных знаний, умений и навыков; степень развития художественно – творческих способностей, его личностных качеств; уровень развития общей культуры.
Деление учеников в бальных танцах Pro-Am по возрастам и уровням
В спортивных танцах, в том числе в Pro Am, сложная система соревнований. Чтобы уравнять шансы участников и оценивать пары максимально справедливо, нужно учитывать возраст танцора и уровень его мастерства. Понятно, что 20-летние танцовщики превзойдут 40-летних чисто физически и наверняка займут пьедестал. Чтобы такого не было, в Pro Am есть программы, категории, уровни сложности и классы.
Рассмотрим основные критерии выделения категорий в соревнованиях Pro-Am.
Так, по возрасту принято выделять следующие группы:
- «K» – 9 лет и меньше
- «J» – 10–15 лет
- «A» – 16–35 лет
- «B» – 36–50 лет
- «C» – 51 год и больше
В свою очередь данные категории каждый организатор может разделять на подгруппы.
Например, категорию С чаще всего делят так:
- C1 – 51–65
- С2 – 65
Принцип выделения групп по уровню мастерства:
- Bronze – первый год танцевания
- Silver – второй год танцевания
- Gold – третий год танцевания
- Gold Star – опыт танцевания часто уже более пяти лет.
В каждом уровне можно танцевать разные наборы фигур, которые комбинируются в танцевальный рисунок и различаются по сложности:
- Beginner – буквально пара фигур
- Intermediate
- Full
- Open – сложные профессиональные вариации.
Для выстраивания грамотной системы подготовки необходимо разделять учеников на группы, опираясь на уровень мастерства, возраст и личностные особенности каждого танцора. Процесс правильного формирования танцевальных групп является сложным, но очень важным этапом для педагога, целью которого является качественное обучение каждого ученика.
Тренировки у танцоров-любителей происходят так же, как и у профессиональных танцоров. В основном, занятия проходят 3–4 раза в неделю с добавлением «прогонов» за 2 недели до соревнований. Результативность тренировочного процесса зависит напрямую от грамотно выстроенной системы, применяемой тренером к каждому ученику, которая опирается на возрастные, физиологические и личностные особенности каждого ученика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, правильное применение дифференцированного подхода в тренировочном процессе служит гарантом грамотно выстроенной системы, с помощью которой любой непрофессиональный танцор при помощи и поддержке своего тренера и наставника со временем сможет овладеть навыками бального танца, необходимыми для выступления на соревнованиях и усовершенствования своего мастерства.