На сегодняшний день сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) в России представляет собой огромный, многоотраслевой комплекс. В него входит и жилищный фонд площадью боле 3 800 млн. м2, и многопрофильная инженерная инфраструктура, которая обеспечивает снабжение населения электричеством, водой, системами отопления, озеленение территорий, благоустройство, услуги по вывозу и утилизации мусора и т.д.
Качество управления в сфере ЖКХ оказывает огромное влияние на уровень жизни граждан, на экономику, а также на благосостояние страны в целом. На сегодняшний день, проблема обеспечения эффективного управления в сфере ЖКХ приобретает особую значимость. Это связано с низким, по мнению граждан, качеством жилищно-коммунальных услуг, высоким износом жилищного фонда, возрастанием среди населения недовольств, касающихся действующих тарифов, преобладанием административных методов управления над рыночными и т.д. Все это требует поиска нового подхода к управлению, а также выработку и внедрение действенных инструментов по повышению эффективности управления в данной отрасли.
Особое место в процессе управления сферой ЖКХ занимает – тарифное регулирование. Полномасштабная цифровизация множества отраслей жизни, а так же возможности возникающие с развитием новых цифровых технологий и сервисов позволяют существенно модернизировать множество отраслей жилищно-коммунального комплекса. Цифровизация процесса регулирования тарифов на коммунальные услуги позволит сократить расходы по операциям, расходы на персонал, расходы на почту, которые связаны с установкой тарифов. Внедрение современных цифровых технологий открывает возможности для создания эталонов тарифных предложений и исключения «двойных стандартов» в процессе регулирования тарифов.
Жилищно-коммунальное хозяйство одна из самых значимых отраслей, оказывающих огромное влияние на другие сферы жизни. Жилищно-коммунальное хозяйство сложная и многоуровневая категория, являющаяся составной частью жилищно-коммунального комплекса. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан. Он охватывает практически все население страны и, в связи с этим, занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В состав жилищно-коммунального комплекса входят три основных блока:
- жилищное хозяйство – жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций;
- системы инженерного обеспечения поселений (системы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и т.п.);
- общемуниципальное коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство территории и т.п.). Вместе с тем в литературе часто два первых блока объединяют в один общий термин – «жилищно-коммунальное хозяйство».
В настоящее время в научной литературе нет единства мнений по отношению к понятию «жилищно-коммунальное хозяйство», современные исследователи изучают его с различных позиций и точек зрения.
Например, по представлению А. Н. Афанасьевой, сфера жилищно-коммунального хозяйства в современной России – это совокупность инвестиционно-строительного комплекса, а также жилищного и коммунального сектора хозяйства с основными формами процесса воспроизводства (такими как: реновация, капитальный ремонт, строительство новых объектов, реконструкция и модернизация) [3].
Ю. Ф. Симионов выражает другой подход к определению сферы ЖКХ. На его взгляд, она представляет собой сложный технический комплекс сооружений, зданий, инженерного оборудования и сетей, эксплуатационного обслуживания (призванного обеспечить их сохранность, ремонт и содержание), ремонто-строительного и промышленного производства [6].
Л. П. Ягодина определяет сферу ЖКХ как комплекс связанных между собой подотраслей, которые обеспечивают эксплуатацию, содержание и ремонт жилищного фонда и многопрофильной инженерной инфраструктуры, при этом его услуги характеризуются незаменимостью, местной спецификой потребления и производства и предоставляются как населению, так и промышленным предприятиям [7].
По мнению Я. А. Ключниковой, ЖКХ является «сложным многоотраслевым производственно-техническим комплексом, отраслевым направлением экономики, в рамках которого решаются проблемы функционирования объектов инженерной инфраструктуры жилых и нежилых зданий в населенных пунктах в целях создания условий для комфортного проживания и нахождения в них людей; ресурсоснабжения, удаления и обработки сточных вод, вывоза и утилизации бытовых отходов, функционирования систем пожарной безопасности, управления жилищным фондом, выполнения подрядных работ, связанных с капитальным и текущим ремонтами, эксплуатацией и обслуживанием жилых и нежилых зданий, содержанием объектов благоустройства придомовых территорий, содержанием и аварийно-ремонтным обслуживанием сетей инженерно-технического обеспечения» [5].
М. Ю. Застела, Г. Р. Нугуманова и Д. С. Романов определяют жилищно-коммунальное хозяйство как «комплекс подотрасли, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфорт проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг» [4].
По-мнению А. А. Алексеева следует рассматривать жилищно-коммунальное хозяйство как сферу ответственности местной власти, включающую в себя жилищное хозяйство с сетью обслуживающих эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций, а также коммунальное хозяйство по инженерно-техническому обеспечению и коммунальному обслуживанию жилищного хозяйства. По мнению исследователей жилищно-коммунальное хозяйство необходимо отличать от общегородского коммунального хозяйства, связанного с внешним благоустройством и содержанием территории города [2].
Что касается законодательства, понятие жилищно-коммунального хозяйства подлежит широкому применению, но на федеральном уровне оно до сих пор однозначно не сформулировано. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации (например, Рязанской области, Ненецком автономном округе и т.д.) были приняты региональные соответствующие законы, в которых закреплялось понятие жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках исследования жилищно-коммунальное хозяйство мы будем рассматривать в широком смысле и понимать под ним сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Процесс управления жилищно-коммунальным комплексом закрепляется значительным объемом нормативных документов: Конституцией Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, федеральными законами, рекомендациями федеральных органов и региональных органов власти и ведомств по делам Федерации, а так же Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу в 2004 году, который является главным законодательным источником в области ЖКХ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 «Основные принципы жилищного законодательства» Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается во внимание тот факт, что жилищное законодательство предполагает определенную необходимость формирования системы для органов государственной власти и местных органов на осуществление прав граждан на жилище, их безопасность, неприкосновенность и незаконное изъятие из жилья, необходимость беспрепятственного осуществления прав в отношениях, регулируемых жилищным законодательством, и признание равноправия граждан [1].
Процесс управления всем комплексом жилищно-коммунального хозяйства служит главной цели – обеспечению стабильного функционирования всех систем жилищного хозяйства, в частности: тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения и т.д. Изучая теоретические основы управления и развития жилищно-коммунального хозяйства в отечественной науке в их многообразии и с учетом их проблематики, можно отметить, что ряд ученых приходят к общему мнению о следующих аспектах эффективности политики в сфере ЖКХ, среди них:
- процесс балансирования удельных затрат на оказание ЖКУ;
- финансирование ЖКХ;
- изменение активных и пассивных счетов, расходы муниципальных организаций и учреждений за текущий год (абсолютные и относительные показатели);
- мониторинг тарифов на услуги ЖКХ;
- контроль оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- число семей с субсидиями, объем бюджетных резервов, выделенных на их предоставление населению и другие.
Перечисленные показатели обоснованно можно рассматривать как критерии эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Это показатели, позволяющие оценить состояние жилищно-коммунального хозяйства и сделать выводы об их изменениях.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство как одна из ключевых сфер экономики Российской Федерации, представляет собой сложную многоотраслевую производственно-техническую систему. Важное стратегическое значение имеет комплекс услуг жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемых населению, создание соответствующей комфортной жизнедеятельности граждан. Качество жилищно-коммунальных услуг – неотъемлемый фактор социальной стабильности. В силу территориальных, экономических, климатических и других условий сфера государственных услуг в России носит глубоко социальный характер, а сама государственная услуга имеет статус общественного блага.