Автор(-ы):
Чекрыгина Наталья Дмитриевна
26 января 2024
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Сегодня, жилищно-коммунальные услуги являются предметом многочисленных исследований на протяжении нескольких десятилетий, однако в последнее время проблемы, касающиеся злободневных тем ЖКХ, приобрели особую остроту и актуальность, а также получили ключевое значение в ходе принятия новых положений в законодательстве и практике.
Текст статьи
Комплекс жилищно-коммунальных услуг представляет собой обширный и многоуровневый социально-экономический феномен. В целях обеспечения населения надлежащим жильем и коммунальными услугами сегодня органы государственной власти должны рационально сформировать деятельность различных хозяйствующих субъектов, и производить регулярный мониторинг их работы, преследующей разные цели в предоставлении жилья и общественные услуги.
Сущность жилищно-коммунальных услуг не регламентируется в Жилищном кодексе Российской Федерации. Указанные две группы услуг: жилищные и коммунальные, которые заключены в положениях кодекса, лишь характеризуют жилищных отношения. Приведенные способы управления указаны к этой классификации общего жилья и услуг, что на практике создает прецеденты для различных интерпретаций набора услуг, входящих в группу общего жилья.
ГОСТ 51617-2000 впервые определяет понятие жилищно-коммунального хозяйства как рабочий процесс подрядчика «по поддержанию и восстановлению надлежащих санитарно-гигиенических условий в зданиях, сооружениях, оборудовании, коммуникациях и жилищно-коммунальных хозяйствах, вывоза бытовых отходов и обеспечение потребителей электроэнергией, питьевой водой, газом, теплом и горячей водой». Эта особенность ГОСТа демонстрирует сервисную ориентацию коммунальных предприятий. Его цель – бесперебойное снабжение электроэнергией, горячей водой, газом, отоплением, канализацией и очисткой, обслуживание и ремонт жилых домов на прилегающей территории, а также благоустройство территории поселения в соответствии с установленными нормами, стандартами и требованиями [1].
Потребитель государственных услуг в жилищно-коммунальном секторе – это гражданин, который пользуется или намеревается воспользоваться государственными услугами.
Потребители жилищно-коммунальных услуг – это все лица, которые постоянно или временно проживают в жилище, включая родственников арендатора или владельца жилища, соарендаторов, субарендаторов и временных жителей. Под коммунальными услугами подразумевается потребление электроэнергии и тепла, газа, холодной и горячей воды.
Поставщиком услуг может выступать любая компания разных форм собственности, различной организационно-правовой формы, а также отношению к определенному ведомству. В обязанности данной организации на основании закона, соответствующих правовых актов, договоров, входит деятельность, установленная административным актом, предусматривающим оказание услуг потребителям коммунальных услуг.
Социально-экономическая сущность ЖКУ играет важную роль в процессе реформирования экономического сектора в целом, а также для улучшения производительности труда рабочих, рациональной организации условий жизни человека, его влиянием на образ жизни, использование времени в частности. Рынок жилищно-коммунальных услуг по своей природе конкурентен из-за большого количества продавцов и покупателей. Именно в этой части жилищно-коммунального хозяйства укоренились конкурентные «правила игры», которые продолжают оздоравливать данный сектор – отмечает В. В. Шувалов [2].
Рынок жилищно-коммунальных услуг отличают следующие характеристики:
Современный этап реформирования системы государственных услуг характеризуется несколькими особенностями:
Анализ современных исследований позволяет отметить, что к показателям эффективности жилищно-коммунальных услуг исследований ученые зачастую относят:
В силу локальности применения ЖКУ играют особую роль на муниципальном уровне. В отличие от большинства других товаров и услуг, жилищно-коммунальные услуги являются услугами длительного и непрерывного пользования, причем для них характерна слабая степень заменимости и локальный характер предоставления. Качество и надежность жилищно-коммунальных услуг определяется безопасными и благоприятными условиями проживания граждан в жилых домах, бесперебойным предоставлением услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и другими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Жилищно-коммунальные услуги как элемент муниципального хозяйствования, обусловлены соответствующими муниципальными интересами, связаны с организацией бесперебойного обеспечения населения и хозяйствующих субъектов, организаций, коммунальными благами и услугами, в том числе при признании равенства участников жилищных отношений, которые регулируются жилищным законодательством.
Многие ученые [2] указывают на экономическую и социальную эффективность услуг, то есть на взаимосвязь между проделанной работой и стоимостью различных ресурсов, доступных обществу. Социальная эффективность означает завершение удовлетворения потребности населения в услугах. Поэтому жилищно-коммунальные услуги должны быть дешевыми и оптимальными. В этой связи особое значение имеет механизм тарифного регулирования услуг в сфере ЖКХ.
Таким образом, ценовая (тарифная) политика, регулирование стоимости услуг и продукции в жилищно-коммунальном хозяйстве – это целенаправленная деятельность государства по установлению, уточнению и упорядочиванию цен (тарифов) на услуги естественных монополий в интересах развития отрасли, соблюдения интересов граждан, сохранения социального согласия в обществе с учётом платёжеспособной возможности населения оплачивать данные услуги.
Список литературы
Поделиться
Чекрыгина Н. Д. Современные технологии управления жилищно-коммунальным комплексом // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 83-85. URL: https://apni.ru/article/8296-sovremennie-tekhnologii-upravleniya-zhilish