Современные технологии управления жилищно-коммунальным комплексом

Сегодня, жилищно-коммунальные услуги являются предметом многочисленных исследований на протяжении нескольких десятилетий, однако в последнее время проблемы, касающиеся злободневных тем ЖКХ, приобрели особую остроту и актуальность, а также получили ключевое значение в ходе принятия новых положений в законодательстве и практике.

Аннотация статьи
общество
жилищный комплекс
тарифное регулирование
Ключевые слова

Комплекс жилищно-коммунальных услуг представляет собой обширный и многоуровневый социально-экономический феномен. В целях обеспечения населения надлежащим жильем и коммунальными услугами сегодня органы государственной власти должны рационально сформировать деятельность различных хозяйствующих субъектов, и производить регулярный мониторинг их работы, преследующей разные цели в предоставлении жилья и общественные услуги.

Сущность жилищно-коммунальных услуг не регламентируется в Жилищном кодексе Российской Федерации. Указанные две группы услуг: жилищные и коммунальные, которые заключены в положениях кодекса, лишь характеризуют жилищных отношения. Приведенные способы управления указаны к этой классификации общего жилья и услуг, что на практике создает прецеденты для различных интерпретаций набора услуг, входящих в группу общего жилья.

ГОСТ 51617-2000 впервые определяет понятие жилищно-коммунального хозяйства как рабочий процесс подрядчика «по поддержанию и восстановлению надлежащих санитарно-гигиенических условий в зданиях, сооружениях, оборудовании, коммуникациях и жилищно-коммунальных хозяйствах, вывоза бытовых отходов и обеспечение потребителей электроэнергией, питьевой водой, газом, теплом и горячей водой». Эта особенность ГОСТа демонстрирует сервисную ориентацию коммунальных предприятий. Его цель – бесперебойное снабжение электроэнергией, горячей водой, газом, отоплением, канализацией и очисткой, обслуживание и ремонт жилых домов на прилегающей территории, а также благоустройство территории поселения в соответствии с установленными нормами, стандартами и требованиями [1].

Потребитель государственных услуг в жилищно-коммунальном секторе – это гражданин, который пользуется или намеревается воспользоваться государственными услугами.

Потребители жилищно-коммунальных услуг – это все лица, которые постоянно или временно проживают в жилище, включая родственников арендатора или владельца жилища, соарендаторов, субарендаторов и временных жителей. Под коммунальными услугами подразумевается потребление электроэнергии и тепла, газа, холодной и горячей воды.

Поставщиком услуг может выступать любая компания разных форм собственности, различной организационно-правовой формы, а также отношению к определенному ведомству. В обязанности данной организации на основании закона, соответствующих правовых актов, договоров, входит деятельность, установленная административным актом, предусматривающим оказание услуг потребителям коммунальных услуг.

Социально-экономическая сущность ЖКУ играет важную роль в процессе реформирования экономического сектора в целом, а также для улучшения производительности труда рабочих, рациональной организации условий жизни человека, его влиянием на образ жизни, использование времени в частности. Рынок жилищно-коммунальных услуг по своей природе конкурентен из-за большого количества продавцов и покупателей. Именно в этой части жилищно-коммунального хозяйства укоренились конкурентные «правила игры», которые продолжают оздоравливать данный сектор – отмечает В. В. Шувалов [2].

Рынок жилищно-коммунальных услуг отличают следующие характеристики:

  • многообразие механизмов управления жилищным фондом и их конкурентная борьба (ТСЖ, ЖСК, частные управляющие компании, прямая форма управления, муниципальные жилищно-эксплуатационные организации и т.д.);
  • большое количество подсекторов, различающихся процентом монополизации деятельности, степенью адаптации к участию в динамике рыночных отношений, эффективностью работы в производственной сфере и услуг, капиталоемкостью;
  • наличие совместной локализации потребления и производства коммунальных услуг;
  • воздействие на процессы реформирования различных областей экономики.
  • высокий спрос населения на получение услуг в сфере управления жилищным фондом, что обусловлено эффективной заменой и предложением различных вариантов системы управления жилищным фондом;
  • высокая доступность проникновения на рынок управления жильем (не является необходимым механизм лицензирования деятельности, а также предоставление обширной технической и материальной базы);
  • эффективное применение договорных механизмов (трудовые и субподрядные договоры).

Современный этап реформирования системы государственных услуг характеризуется несколькими особенностями:

  • эффектом пропорции (при увеличении объема услуг расходы на единицу товара существенно сокращаются, и самый значительный эффект может быть достигнут при покрытии производителем самого обширного сектора рынка коммунальных услуг);
  • невысокой ценовой эластичностью спроса на услуги ЖКХ, что дает основания для применения государственного и муниципального контроля естественных ресурсов);
  • малым эффектом замены (своевременность и целесообразность для потребителя).

Анализ современных исследований позволяет отметить, что к показателям эффективности жилищно-коммунальных услуг исследований ученые зачастую относят:

  • количество обращений населения по поводу неудовлетворенности качеством жилищно-коммунальных услуг, возможность бесплатного осуществления населением права и свободы на жилище и др.);
  • показатели предпринимательской активности в этой сфере;
  • уровень инвестиционной активности в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • обеспечение соблюдения норм государственных социальных норм обслуживания населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • снижение затрат при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых условиях;
  • снижение расхода топлива и энергоресурсов (экономия ресурсов) в промышленности и др.

В силу локальности применения ЖКУ играют особую роль на муниципальном уровне. В отличие от большинства других товаров и услуг, жилищно-коммунальные услуги являются услугами длительного и непрерывного пользования, причем для них характерна слабая степень заменимости и локальный характер предоставления. Качество и надежность жилищно-коммунальных услуг определяется безопасными и благоприятными условиями проживания граждан в жилых домах, бесперебойным предоставлением услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и другими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Жилищно-коммунальные услуги как элемент муниципального хозяйствования, обусловлены соответствующими муниципальными интересами, связаны с организацией бесперебойного обеспечения населения и хозяйствующих субъектов, организаций, коммунальными благами и услугами, в том числе при признании равенства участников жилищных отношений, которые регулируются жилищным законодательством.

Многие ученые [2] указывают на экономическую и социальную эффективность услуг, то есть на взаимосвязь между проделанной работой и стоимостью различных ресурсов, доступных обществу. Социальная эффективность означает завершение удовлетворения потребности населения в услугах. Поэтому жилищно-коммунальные услуги должны быть дешевыми и оптимальными. В этой связи особое значение имеет механизм тарифного регулирования услуг в сфере ЖКХ.

Таким образом, ценовая (тарифная) политика, регулирование стоимости услуг и продукции в жилищно-коммунальном хозяйстве – это целенаправленная деятельность государства по установлению, уточнению и упорядочиванию цен (тарифов) на услуги естественных монополий в интересах развития отрасли, соблюдения интересов граждан, сохранения социального согласия в обществе с учётом платёжеспособной возможности населения оплачивать данные услуги.

Текст статьи
  1. ГОСТ 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (принят постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 № 158-ст) (с изменениями и дополнениями) (отменен) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Кудряшова О.М. Подсистема учёта расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги в информационной системе «управление многоквартирными домами» // Информационные технологии в управлении и экономике. 2023. № 3(32).
  3. Шувалов В.В. К вопросу о типологии услуг в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования // Новеллы права, экономики и управления 2022: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 25 ноября 2022 года. Том 1. Гатчина, 202 С. 304.
Список литературы