Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Организация и правовое регулирование воспитания служащих войск правопорядка в пе...

Организация и правовое регулирование воспитания служащих войск правопорядка в период Киевской Руси и русских княжеств

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

правопорядок
воспитательная работа
патриотизм
мотивация
морально-психологическое обеспечение
войска

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитания служащих войск, обеспечивающих внутренний правопорядок, на ранних этапах российской государственности.

Текст статьи

Вопросы обеспечения обороноспособности, внутренней безопасности и правопорядка во все времена являлись приоритетными направлениями в осуществлении государственной политики, так как именно от них в большей степени зависела устойчивость и успешное функционирование властей. Это не стало исключением и для истории России, уже в начальный период развития Древнерусского государства – Киевской Руси существовал специализированный орган, наделенный государственно-властными полномочиями – Княжеская дружина. В компетенцию дружин входили задачи по защите территории государства от внешних посягательств, завоевание новых территорий, а также охрана и защита жизни главы государства – Великого Князя и государственной собственности. В дальнейшем с процессами присоединения территорий и расширения границ в каждом княжестве создавалась собственная дружина, подчиняющаяся местному князю и выполняющая аналогичные функциональные обязанности.

В силу слабого развития правовой системы Древнерусского государства до наших дней не дошли какие-либо правовые источники, свидетельствующие о нормативно упорядоченном воспитании дружинников. Однако многими отечественными историками проведены исследования по княжеским дружинам и полученные результаты изложены в научных работах. Так, выдающийся советский ученый академик Б. Д. Греков в своей книге «Киевская Русь» изложил идеи о том, что воспитание воинов-дружинников состояло из двух важнейших аспектов: обучения различным военным навыкам и духовному наполнению [1, с. 174]. Под «духовным наполнением», по мнению ученого, как раз следует понимать идеологическую и морально-психологическую подготовку, где основным инструментом ее осуществления было следование сложившимся традициям и обычаям. С детских лет начиналась системная работа по воспитанию будущего дружинника в духе преданности «Богу, Князю и Святой Руси», внушалась святость их защиты и готовность принять смерть от рук врага. По достижению трех лет ребенка сажали на коня, что являлось не просто началом обучения верховой езде, но и обрядом его посвящения в отроки. Другим важным событием в жизни каждого мальчика и неотъемлемой частью подготовки будущего воина было вручение ему первого оружия, как правило, деревянного меча с которым он мог начинать оттачивать навыки ведения боя. В настоящее время в музеях хранятся различные экспонаты оружия того времени, выполненные из дерева в размерах, соответствующих параметрам физического развития детей. За каждым ребенком закреплялся наставник из числа родственников, имевший солидный боевой опыт, который помимо военной подготовки обучал основам православия и на положительных примерах прославленных военачальников и былинных богатырей мотивировал будущего воина на совершение подвигов и бесстрашие в битвах. В двенадцатилетнем возрасте мальчики начинали свою службу в младшей дружине – «гридне», выполняющей вспомогательные функции в основном тылового и обеспечительного характера, в том числе в боевых походах и при казнях. Этот период был направлен на формирование психологической устойчивости к стрессовым факторам, таким как опасность и смерть, чтобы к пятнадцати годам в основную дружину поступали абсолютно подготовленные войны.

Можно сделать вывод о том, что, пройдя столь масштабную морально-психологическую подготовку в первые годы жизни действующий дружинник уже не нуждался в дальнейшем системном воспитании, так как был полностью предан идеям служения родине и русскому воинству.

Впервые же перечисленные нравственные основы подготовки дружинников были изложены в литературном памятнике XII века – «Поучении Владимира Мономаха», написанного великим киевским князем [2, с. 177]. Так, Владимир Мономах определяет, что воинское служение – это борьба добра со злом, каждый православный воин должен быть на стороне добра, заботясь не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита русской земли и православной веры становятся главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Стоит отметить, что тому времени присущ сословно-родовой признак, поэтому молодое пополнение дружин обеспечивалось в первую очередь сыновьями самих ее членов, но допускалось и привлечение других мужчин, способных по своим физическим и моральным качествам выполнять боевые задачи.

Важным фактом является то, что дружины защищали только государственное имущество и жизнь людей, задействованных на службе у князя, а также некоторые из них выполняли на регулярной основе отдельные полномочия по сбору податей и штрафов, заключению и суду преступников, в то время как функции по охране жизни, здоровья и материальных ценностей горожан и крестьян отводились общинам, имевшим свое ополчение. Руководство ополчением осуществляли верные правителю выходцы из княжеской дружины, прекратившие по объективным причинам свою службу, либо специально назначаемые действующие дружинники. Так, известный советский и российский исследователь Древней Руси, доктор исторических наук М.Б. Свердлов в своей книге «Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII века» описывает административную организацию работы по обеспечению правопорядка в поселениях в зависимости от их размера – «десятичную систему» [3, с. 318]. Младшие командиры общинного ополчения отвечали за безопасность на участке из десяти дворов и именовались «десятские», более старший по иерархии руководитель ополчения назначался как вышестоящее над десятскими властное лицо, координировал их работу в пределах ста дворов и назывался «сотским», а в крупных поселениях размером в тысячу и более дворов «тысяцким». Помимо военно-охранительных задач тысяцкие выполняли судебные, торгово-финансовые, а иногда и внешнеполитические функции. Например, при большом походе на Полоцк в 1127 году княжеские тысяцкие Воротислав Андреевич и Иван Вячеславович выполняли обязанности переговорщиков со сдавшими свой город лагожанами. Нередко тысяцкие совмещали деятельность по местному управлению с должностями воевод, а также являлись князьями.

На сегодняшний день доподлинно неизвестно о каком-либо правовом регулировании воспитания десятских, сотских и тысяцких. Причиной этому можно считать не только слабую развитость государственного аппарата, но и то, что в средневековом, феодальном или традиционном, обществе четко распределены и фиксированы обычаем социальные роли и приверженность к той или иной общине (корпорации). Поэтому лицо, ответственное за поддержание правопорядка на отведенном участке строго подчинялось устоявшейся обычаем серьезной дисциплине, определенному образу жизни и даже мыслей, имея жесткое клише поведения. Нетрадиционное поведение членов общины ополченцев отвергалось, осуждалось, наказывалось вплоть до изгнания. Таким образом, можно предположить, что воспитательная работа проводилась путем внутреннего социального контроля, то есть постоянного и неформального контроля со стороны людей с аналогичным статусом, а также вышестоящих ополченцев, в результате чего все члены этой корпорации придерживались сложившихся правил и были мотивированы на качественное выполнение возложенных на них обязанностей.

Список литературы

  1. Греков, Б.Д. Киевская Русь: монография / Б.Д. Греков; отв. ред. Л.В. Черепнин. – Москва: Политиздат [Издательство политической литературы], 1953. – 568 с. – 28 р. – Текст: непосредственный.
  2. Поучение Владимира Мономаха (из Лаврентьевской летописи) / пер. и коммент. Д.С. Лихачева // Русские летописи XV-XVI веков: Из­бранное: к 100-летию Д. С. Лихачева / Российская академия наук, Инт рус. лит. (Пушк. Дом); сост., предисл. А. Г. Боброва. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 174–188.
  3. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб., 200 С. 256–526.

Поделиться

642

Баранов К. А. Организация и правовое регулирование воспитания служащих войск правопорядка в период Киевской Руси и русских княжеств // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.III.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/8299-organizatsiya-i-pravovoe-regulirovanie-vospit

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября