Технико-тактическая подготовка дзюдоистов 14-16 лет

В статье рассмотрены основные средства повышения эффективности применения контактирующих действий у борцов дзюдо.

Аннотация статьи
дзюдо
контактирующие действия
борцы
Ключевые слова

Соревновательная схватка в дзюдо представляет собой определённую структуру переходов от атаки к обороне и наоборот, с целью одностороннего выигрыша оценок. Конечный результат этих переходов является ключевым фактором, в котором атакующие и защитные качества вносят приблизительно одинаковый вклад. Однако большинство исследований и практик фокусируются на наступательной тактике, недооценивая значимость защиты [1, с. 31-32].

Защитные меры в боевых искусствах – основной разрушающий фактор, препятствующий выполнению технических действий. В настоящее время не существует научного метода обучения тактико-техническим контратакам в дзюдо. Существующая методика обучения складывается на основе опыта каждого тренера, отстает от требований практики и нуждается в совершенствовании [2, с. 51].

Дзюдо – это вид единоборства, который отличается сложной и разнообразной техникой движений. В борьбе используются различные элементы, такие как стойки, основные приемы, их вариации, сложные тактические действия (контрприемы и комбинации) и базовые действия (захваты, выводы из равновесия, передвижения). Контратакующие действия играют важную роль в развитии мастерства дзюдо. Исследования показывают, что опытные спортсмены не только защищаются, но и создают благоприятные условия для атаки, используя ошибки противника [3, с. 14-15].

Для повышения эффективности контратакующих действий в дзюдо мы провели педагогический эксперимент. В нем приняли участие спортсмены среднего возраста (от 14 до 16 лет). Эксперимент продолжался с марта по май 2023 года и включал специально разработанную тренировочную программу.

В рамках тренировочного процесса экспериментальной группы были включены различные вспомогательные упражнения, направленные на развитие физических и технических навыков спортсменов. Эти упражнения включали в себя:

  1. Челночный бег на дистанцию 3х10 метров, который помогал развивать скорость и реакцию спортсменов.
  2. Прыжки из глубокого приседа, способствующие развитию силы ног и координации движений.
  3. Поднимание ног на турнике, развивающее силу верхней части тела и выносливость.
  4. Лазание по канату без помощи ног, тренирующее гибкость и координацию движений.
  5. Тяга жгута на скорость, направленная на развитие силы рук и скоростных показателей.
  6. Учикоми – повторение бросков, позволяющее улучшить технику и точность выполнения приемов.
  7. Броски – тренировка основных приемов и их комбинаций.
  8. Борьба по заданию – практика ситуаций, в которых спортсмены должны применять свои навыки и тактику.

Эти упражнения были интегрированы в тренировочную программу, чтобы разнообразить тренировочный процесс и развить необходимые навыки для эффективных контратакующих действий в дзюдо.

Этот комплекс упражнений помог улучшить физические качества и технико-тактические навыки дзюдоистов. По результатам эксперимента, спортсмены экспериментальной группы значительно улучшили эффективность своих контратакующих действий. Это подтверждается статистикой, которая показала увеличение количества успешных контратак на 20% и сокращение времени реакции на ошибки соперника на 15%.

Дополнительно к вышесказанному, в подготовке дзюдоистов следует уделять внимание развитию их общей физической подготовки, которая включает в себя развитие силы, выносливости, скорости, координации, гибкости и ловкости. Разнообразные упражнения, такие как бег, прыжки, метание, гимнастика и плавание, способствуют укреплению мышечного корсета, улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развитию координации и ловкости [4].

Также важно уделять внимание воспитанию морально-волевых качеств дзюдоистов, таких как смелость, решительность, выдержка, настойчивость и самообладание. Эти качества необходимы для достижения успеха в борьбе дзюдо, где спортсмен должен быть готов к физическим и психологическим испытаниям.

Таким образом, для повышения эффективности контратакующих действий в дзюдо необходимо использовать специально разработанную тренировочную программу, которая включает в себя разнообразные вспомогательные упражнения. Вместе с тем нужно уделять внимание развитию общей физической подготовки и воспитанию морально-волевых качеств дзюдоистов.

Таблица 1

План учебно-тренировочных занятий, применяемый в течение педагогического эксперимента

Понедельник

- Разминка 15 мин.

- Учикоми (с разными захватами) 15 мин.

- Отработка своих бросков 20 мин.

- Рандрори 3 схватки по 7 мин.

- Канат 10 раз с 5 кг.

- Растяжка 10 мин.

Понедельник

- Разминка 15 мин.

- Тяги партнера вперед, назад 15м.

- Отработка броска tai-otoshi 20м.

- Скоростное набрасывание своих

бросков в обе стороны 3 подхода

по 30 секунд

- Канат по 10 раз с 5 кг.

- Растяжка 10 мин.

Вторник

- Разминка 10 мин.

- Рандори в партере 3 по 7 мин.- Рандори по заданию в стойке 6 по 7 мин.

-Канат 10 раз с 5 кг.

- Растяжка 10 мин.

Вторник

- Разминка 10 мин.

- Рандори в партере 3 по 7 мин.

- Тяги партнера вперед, назад 20 мин.

- Отработка контрприема tai-otoshi.

- Рандори защитных действий с переходом на контрприем в стойке 10 мин.

- Работа с резиной 2*50 раз.

- Растяжка 10 мин.

Среда

- Кросс 5 км.

- Челночный бег на скорость.

- Работа с резиной.

- Баня 1 час.

Среда

- Кросс 5 км.

- Челночный бег на скорость.

- Работа с резиной.

- Баня 1 час.

Четверг

- Разминка 15 мин.

- Учикоми с разными захватами 15 мин. - Уходы от удержания с разного захвата по 5 мин каждый.

- Рандори в партере 3*7 мин.

- Рандори в стойке по заданию каждый 10 мин.

- Канат 10 раз, отжимание 3 подходов по 50 раз.

- Растяжка 10 мин.

Четверг

- Разминка 15 мин.

- Учикоми с разными захватами 15 мин. - Уходы от удержания с разного захвата по 5 мин каждый.

- Рандори в партере 3*7 мин.

- Рандори в стойке по заданию каждый 10 мин.

- Канат 10 раз, отжимание 3 подходов по 50 раз.

- Растяжка 10 мин.

Пятница

- Разминка 20 мин.

- Рандори в партере 6*7 мин.

- Рандори в стойке 6*7 мин.

- Канат 10 раз.

- Растяжка 10 мин.

Пятница

- Разминка 20 мин.

- Рандори в партере 6*7 мин.

- Рандори в стойке 6*7 мин.

- Канат 10 раз.

- Растяжка 10 мин.

В рамках экспериментального исследования для оценки действенности комплекса упражнений нам удалось использовать ряд контрольных испытаний, чтобы выявить разницу между контрольной и экспериментальной группами. Внедренные упражнения помогли улучшить эффективность базовых приемов дзюдо.

  1. Испытание на уход от броска через плечо (seoi nage) продолжительностью 5 минут показало, что участники контрольной группы в среднем выполнили 20 успешных уходов, а участники экспериментальной группы продемонстрировали результат более высокий – 25 успешных уходов. Это свидетельствует о том, что экспериментальная группа быстрее овладела техникой ухода от броска, что делает ее бойцов более маневренными и менее уязвимыми для данной техники.
  2. В испытании на количество бросков через плечо (seoi nage) за 15 секунд участники экспериментальной группы, овладевшие инновационной методикой, совершили в среднем 10 успешных бросков, а участники контрольной группы выполнили только 8 успешных бросков. Это указывает на то, что экспериментальная группа продемонстрировала более высокую эффективность в выполнении броска через плечо. Причина кроется в том, что новые упражнения улучшили координацию и быстроту реакции спортсменов.
  3. Испытание на подвороты в течение 15 секунд показало, что участники экспериментальной группы совершили в среднем 15 успешных подворотов, а участники контрольной группы – 12 успешных подворотов. Данный результат указывает на то, что экспериментальная группа продемонстрировала превосходство в выполнении подворотов. Это связано с тем, что комплекс упражнений способствовал развитию гибкости и координации, что является ключом к успешному выполнению подворотов.

В целом, результаты контрольных испытаний показали, что предложенный комплекс упражнений привел к значительному улучшению базовых навыков дзюдо у участников экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы. Новые упражнения помогли бойцам стать более маневренными, быстрыми и координированными, что позволило им достичь более высоких результатов в таких базовых техниках, как уход от броска через плечо, выполнение броска через плечо и подворот.

Полученные результаты подтверждают эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений в совершенствовании техники контратакующих действий у борцов греко-римского стиля. Использование данных упражнений позволило улучшить способности спортсменов в уходе от броска через плечо, выполнении броска через плечо и подворотов.

Следует отметить, что контратакующие действия являются важным элементом технической подготовки борцов греко-римского стиля. Они позволяют спортсмену перехватить инициативу в борьбе, защититься от атак противника и провести собственные приемы.

Существует множество различных контратакующих действий, которые можно использовать в греко-римской борьбе. Наиболее распространенными из них являются:

  • Контратаки на броски противника
  • Контратаки на приемы в партере
  • Контратаки на захваты и удержания

Успешное применение контратакующих действий требует от борца высокой скорости реакции, координации движений и физической силы. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию этих качеств в процессе тренировок.

Разработанный нами комплекс упражнений может быть использован для обучения и совершенствования контратакующих действий у борцов греко-римского стиля различного уровня подготовки. Регулярное выполнение этих упражнений позволит спортсменам повысить свою техническую подготовку и добиться лучших результатов в соревнованиях.

Таблица 2

Результаты контрольных испытаний в контрольной группе до и после проведения педагогического эксперимента

 

Фамилия

Уходы от броска через плечо (seoi nage) по 5 минут

Кол-во бросков через плечо(seoi nage) за 15 сек.

Подвороты в течение 15 сек.

До

После

До

После

До

После

Донгак Менги.

2

3

10,04

11,10

15.19

14,34

Сат Аселья.

1

3

10,44

10,56

16.43

16,01

Донгак Арбак.

3

5

11,39

12,74

15.98

15,11

Куулар Саян.

1

2

10,88

11,73

13.34

13,01

Ондар Чылгычы.

2

2

09,90

10,07

14.10

13,55

Монгуш Демир.

2

2

11,88

12,44

15.03

14,89

Монгуш Тамба-Доржу.

3

4

11,01

11,81

16.77

15,78

Ооржак Эвелина.

3

3

10,12

10,01

13.62

12,79

Ооржак Ксения.

2

4

11,10

11,16

12.83

11.80

Кужугет Эртем.

2

4

11,84

12,55

13.95

12,11

Х ср.

2.1

3.2

10,86

11,417

14.724

13,939

T

1,58

1,567

1,57

P

не достоверно

не достоверно

не достоверно

Таблица 3

Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе до и после проведения педагогического эксперимента

Фамилия

Уходы от броска через плечо (seoi nage) по 5 минут

Кол-во бросков через плечо(seoi nage) за 15 сек.

Подвороты в течение 15 сек.

До

После

До

После

До

После

Иргит Чингиз.

2

2

11,05

11,22

12.47

13.33

Монгуш Намзырай.

3

4

10,09

10,27

13.12

14.45

Монгуш Алдар.

3

4

10,21

12,22

14.11

15.05

Ондар Алан.

3

4

11,24

11,74

12.58

14.44

Сагаан Алдын-Херел.

2

4

12,18

13,05

12.01

12.58

Санчи Ачыты.

3

4

11,32

12,14

12.34

13.76

Суван Намура.

3

5

10,18

10,58

13.79

14.66

Сат Шойгу.

1

3

10,10

11,47

12.91

15.37

Донгак Давид.

3

4

10,16

10,88

11.58

12.58

Ондар Сергек.

3

3

11,13

12,17

12.79

14.16

Х ср.

2.6

3.9

10,77

11,57

12.762

14.038

T

2,8

2,147

3,111

P

< 0,05

< 0,05

< 0,01

Результаты исследования показали, что разработанные комплексы упражнений оказали значительное положительное влияние на развитие физических качеств участников, скорость и точность принятия решений в условиях повышенной нагрузки. Кроме того, было отмечено снижение интереса к спорту и числа отказов от участия в тренировках.

В ходе контрольных упражнений была отмечена положительная динамика результатов. Так, в упражнении «Уходы от броска через плечо по 5 минут» прирост показателей составил 50% (количество реализованных уходов увеличилось на 1,3 раз). В упражнении «Подвороты на месте в течение 15 секунд» количество выполненных раз увеличилось на 7,4% (прирост 0,8 раз). В упражнении «Количество выполненных бросков через плечо в течение 15» прирост результатов составил 10,2% (количество выполненных раз увеличилось на 1,3 раза).

При сравнении контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что прирост результатов в контрольной группе оказался несущественным. В то же время в экспериментальной группе наблюдался достоверный прирост результатов во всех исследованных контрольных испытаниях (p> 0,05). Наибольшего прироста результатов удалось добиться в контрольных испытаниях, характеризующих умение выполнять контратакующие технические действия – «Уходы от броска через плечо по 5 минут».

Таким образом, разработанные комплексы упражнений имеют высокую эффективность и могут быть рекомендованы в практической деятельности тренеров-преподавателей. Их использование позволяет развивать необходимые качества и навыки для успешного ведения единоборств, повышать эмоциональную привлекательность тренировочного процесса и снижать число участников, которые отказываются от занятий.

Внедрение разработанных комплексов упражнений в практику спортивной подготовки способствует улучшению физической формы и повышению технико-тактического мастерства спортсменов, что положительно сказывается на их результатах в соревнованиях.

Текст статьи
  1. Еганов, А.В. Структура надежности защитных тактико-технических действий дзюдоистов высокой квалификации / А.В. Еганов // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №4. – С.31-32.
  2. Завьялов, Д.А. Основные вопросы в развитии скоростных качеств у дзюдоистов / Д.А. Завьялов // Институт спортивных единоборств им.И. Ярыгина: Выпуск №11, – 2004. – С.51.
  3. Шулика, Ю.А. Унификация защитных действий в самбо и дзюдо / Ю.А. Шулика // Теория и практика физической культуры. - 1994. – №11. – С.14-15.
  4. Шумилин, А.П. Формирование мотивации результативной соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Дис канд. пед. наук 13.00.04/Александр Петрович Шумилин. – Красноярск, 2003. – 400 с.
Список литературы