Соревновательная схватка в дзюдо представляет собой определённую структуру переходов от атаки к обороне и наоборот, с целью одностороннего выигрыша оценок. Конечный результат этих переходов является ключевым фактором, в котором атакующие и защитные качества вносят приблизительно одинаковый вклад. Однако большинство исследований и практик фокусируются на наступательной тактике, недооценивая значимость защиты [1, с. 31-32].
Защитные меры в боевых искусствах – основной разрушающий фактор, препятствующий выполнению технических действий. В настоящее время не существует научного метода обучения тактико-техническим контратакам в дзюдо. Существующая методика обучения складывается на основе опыта каждого тренера, отстает от требований практики и нуждается в совершенствовании [2, с. 51].
Дзюдо – это вид единоборства, который отличается сложной и разнообразной техникой движений. В борьбе используются различные элементы, такие как стойки, основные приемы, их вариации, сложные тактические действия (контрприемы и комбинации) и базовые действия (захваты, выводы из равновесия, передвижения). Контратакующие действия играют важную роль в развитии мастерства дзюдо. Исследования показывают, что опытные спортсмены не только защищаются, но и создают благоприятные условия для атаки, используя ошибки противника [3, с. 14-15].
Для повышения эффективности контратакующих действий в дзюдо мы провели педагогический эксперимент. В нем приняли участие спортсмены среднего возраста (от 14 до 16 лет). Эксперимент продолжался с марта по май 2023 года и включал специально разработанную тренировочную программу.
В рамках тренировочного процесса экспериментальной группы были включены различные вспомогательные упражнения, направленные на развитие физических и технических навыков спортсменов. Эти упражнения включали в себя:
- Челночный бег на дистанцию 3х10 метров, который помогал развивать скорость и реакцию спортсменов.
- Прыжки из глубокого приседа, способствующие развитию силы ног и координации движений.
- Поднимание ног на турнике, развивающее силу верхней части тела и выносливость.
- Лазание по канату без помощи ног, тренирующее гибкость и координацию движений.
- Тяга жгута на скорость, направленная на развитие силы рук и скоростных показателей.
- Учикоми – повторение бросков, позволяющее улучшить технику и точность выполнения приемов.
- Броски – тренировка основных приемов и их комбинаций.
- Борьба по заданию – практика ситуаций, в которых спортсмены должны применять свои навыки и тактику.
Эти упражнения были интегрированы в тренировочную программу, чтобы разнообразить тренировочный процесс и развить необходимые навыки для эффективных контратакующих действий в дзюдо.
Этот комплекс упражнений помог улучшить физические качества и технико-тактические навыки дзюдоистов. По результатам эксперимента, спортсмены экспериментальной группы значительно улучшили эффективность своих контратакующих действий. Это подтверждается статистикой, которая показала увеличение количества успешных контратак на 20% и сокращение времени реакции на ошибки соперника на 15%.
Дополнительно к вышесказанному, в подготовке дзюдоистов следует уделять внимание развитию их общей физической подготовки, которая включает в себя развитие силы, выносливости, скорости, координации, гибкости и ловкости. Разнообразные упражнения, такие как бег, прыжки, метание, гимнастика и плавание, способствуют укреплению мышечного корсета, улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развитию координации и ловкости [4].
Также важно уделять внимание воспитанию морально-волевых качеств дзюдоистов, таких как смелость, решительность, выдержка, настойчивость и самообладание. Эти качества необходимы для достижения успеха в борьбе дзюдо, где спортсмен должен быть готов к физическим и психологическим испытаниям.
Таким образом, для повышения эффективности контратакующих действий в дзюдо необходимо использовать специально разработанную тренировочную программу, которая включает в себя разнообразные вспомогательные упражнения. Вместе с тем нужно уделять внимание развитию общей физической подготовки и воспитанию морально-волевых качеств дзюдоистов.
Таблица 1
План учебно-тренировочных занятий, применяемый в течение педагогического эксперимента
Понедельник - Разминка 15 мин. - Учикоми (с разными захватами) 15 мин. - Отработка своих бросков 20 мин. - Рандрори 3 схватки по 7 мин. - Канат 10 раз с 5 кг. - Растяжка 10 мин. |
Понедельник - Разминка 15 мин. - Тяги партнера вперед, назад 15м. - Отработка броска tai-otoshi 20м. - Скоростное набрасывание своих бросков в обе стороны 3 подхода по 30 секунд - Канат по 10 раз с 5 кг. - Растяжка 10 мин. |
Вторник - Разминка 10 мин. - Рандори в партере 3 по 7 мин.- Рандори по заданию в стойке 6 по 7 мин. -Канат 10 раз с 5 кг. - Растяжка 10 мин. |
Вторник - Разминка 10 мин. - Рандори в партере 3 по 7 мин. - Тяги партнера вперед, назад 20 мин. - Отработка контрприема tai-otoshi. - Рандори защитных действий с переходом на контрприем в стойке 10 мин. - Работа с резиной 2*50 раз. - Растяжка 10 мин. |
Среда - Кросс 5 км. - Челночный бег на скорость. - Работа с резиной. - Баня 1 час. |
Среда - Кросс 5 км. - Челночный бег на скорость. - Работа с резиной. - Баня 1 час. |
Четверг - Разминка 15 мин. - Учикоми с разными захватами 15 мин. - Уходы от удержания с разного захвата по 5 мин каждый. - Рандори в партере 3*7 мин. - Рандори в стойке по заданию каждый 10 мин. - Канат 10 раз, отжимание 3 подходов по 50 раз. - Растяжка 10 мин. |
Четверг - Разминка 15 мин. - Учикоми с разными захватами 15 мин. - Уходы от удержания с разного захвата по 5 мин каждый. - Рандори в партере 3*7 мин. - Рандори в стойке по заданию каждый 10 мин. - Канат 10 раз, отжимание 3 подходов по 50 раз. - Растяжка 10 мин. |
Пятница - Разминка 20 мин. - Рандори в партере 6*7 мин. - Рандори в стойке 6*7 мин. - Канат 10 раз. - Растяжка 10 мин. |
Пятница - Разминка 20 мин. - Рандори в партере 6*7 мин. - Рандори в стойке 6*7 мин. - Канат 10 раз. - Растяжка 10 мин. |
В рамках экспериментального исследования для оценки действенности комплекса упражнений нам удалось использовать ряд контрольных испытаний, чтобы выявить разницу между контрольной и экспериментальной группами. Внедренные упражнения помогли улучшить эффективность базовых приемов дзюдо.
- Испытание на уход от броска через плечо (seoi nage) продолжительностью 5 минут показало, что участники контрольной группы в среднем выполнили 20 успешных уходов, а участники экспериментальной группы продемонстрировали результат более высокий – 25 успешных уходов. Это свидетельствует о том, что экспериментальная группа быстрее овладела техникой ухода от броска, что делает ее бойцов более маневренными и менее уязвимыми для данной техники.
- В испытании на количество бросков через плечо (seoi nage) за 15 секунд участники экспериментальной группы, овладевшие инновационной методикой, совершили в среднем 10 успешных бросков, а участники контрольной группы выполнили только 8 успешных бросков. Это указывает на то, что экспериментальная группа продемонстрировала более высокую эффективность в выполнении броска через плечо. Причина кроется в том, что новые упражнения улучшили координацию и быстроту реакции спортсменов.
- Испытание на подвороты в течение 15 секунд показало, что участники экспериментальной группы совершили в среднем 15 успешных подворотов, а участники контрольной группы – 12 успешных подворотов. Данный результат указывает на то, что экспериментальная группа продемонстрировала превосходство в выполнении подворотов. Это связано с тем, что комплекс упражнений способствовал развитию гибкости и координации, что является ключом к успешному выполнению подворотов.
В целом, результаты контрольных испытаний показали, что предложенный комплекс упражнений привел к значительному улучшению базовых навыков дзюдо у участников экспериментальной группы по сравнению с участниками контрольной группы. Новые упражнения помогли бойцам стать более маневренными, быстрыми и координированными, что позволило им достичь более высоких результатов в таких базовых техниках, как уход от броска через плечо, выполнение броска через плечо и подворот.
Полученные результаты подтверждают эффективность применения разработанного нами комплекса упражнений в совершенствовании техники контратакующих действий у борцов греко-римского стиля. Использование данных упражнений позволило улучшить способности спортсменов в уходе от броска через плечо, выполнении броска через плечо и подворотов.
Следует отметить, что контратакующие действия являются важным элементом технической подготовки борцов греко-римского стиля. Они позволяют спортсмену перехватить инициативу в борьбе, защититься от атак противника и провести собственные приемы.
Существует множество различных контратакующих действий, которые можно использовать в греко-римской борьбе. Наиболее распространенными из них являются:
- Контратаки на броски противника
- Контратаки на приемы в партере
- Контратаки на захваты и удержания
Успешное применение контратакующих действий требует от борца высокой скорости реакции, координации движений и физической силы. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию этих качеств в процессе тренировок.
Разработанный нами комплекс упражнений может быть использован для обучения и совершенствования контратакующих действий у борцов греко-римского стиля различного уровня подготовки. Регулярное выполнение этих упражнений позволит спортсменам повысить свою техническую подготовку и добиться лучших результатов в соревнованиях.
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний в контрольной группе до и после проведения педагогического эксперимента
Фамилия |
Уходы от броска через плечо (seoi nage) по 5 минут |
Кол-во бросков через плечо(seoi nage) за 15 сек. |
Подвороты в течение 15 сек. | |||
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Донгак Менги. |
2 |
3 |
10,04 |
11,10 |
15.19 |
14,34 |
Сат Аселья. |
1 |
3 |
10,44 |
10,56 |
16.43 |
16,01 |
Донгак Арбак. |
3 |
5 |
11,39 |
12,74 |
15.98 |
15,11 |
Куулар Саян. |
1 |
2 |
10,88 |
11,73 |
13.34 |
13,01 |
Ондар Чылгычы. |
2 |
2 |
09,90 |
10,07 |
14.10 |
13,55 |
Монгуш Демир. |
2 |
2 |
11,88 |
12,44 |
15.03 |
14,89 |
Монгуш Тамба-Доржу. |
3 |
4 |
11,01 |
11,81 |
16.77 |
15,78 |
Ооржак Эвелина. |
3 |
3 |
10,12 |
10,01 |
13.62 |
12,79 |
Ооржак Ксения. |
2 |
4 |
11,10 |
11,16 |
12.83 |
11.80 |
Кужугет Эртем. |
2 |
4 |
11,84 |
12,55 |
13.95 |
12,11 |
Х ср. |
2.1 |
3.2 |
10,86 |
11,417 |
14.724 |
13,939 |
T |
1,58 |
1,567 |
1,57 | |||
P |
не достоверно |
не достоверно |
не достоверно |
Таблица 3
Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе до и после проведения педагогического эксперимента
Фамилия |
Уходы от броска через плечо (seoi nage) по 5 минут |
Кол-во бросков через плечо(seoi nage) за 15 сек. |
Подвороты в течение 15 сек. | |||
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Иргит Чингиз. |
2 |
2 |
11,05 |
11,22 |
12.47 |
13.33 |
Монгуш Намзырай. |
3 |
4 |
10,09 |
10,27 |
13.12 |
14.45 |
Монгуш Алдар. |
3 |
4 |
10,21 |
12,22 |
14.11 |
15.05 |
Ондар Алан. |
3 |
4 |
11,24 |
11,74 |
12.58 |
14.44 |
Сагаан Алдын-Херел. |
2 |
4 |
12,18 |
13,05 |
12.01 |
12.58 |
Санчи Ачыты. |
3 |
4 |
11,32 |
12,14 |
12.34 |
13.76 |
Суван Намура. |
3 |
5 |
10,18 |
10,58 |
13.79 |
14.66 |
Сат Шойгу. |
1 |
3 |
10,10 |
11,47 |
12.91 |
15.37 |
Донгак Давид. |
3 |
4 |
10,16 |
10,88 |
11.58 |
12.58 |
Ондар Сергек. |
3 |
3 |
11,13 |
12,17 |
12.79 |
14.16 |
Х ср. |
2.6 |
3.9 |
10,77 |
11,57 |
12.762 |
14.038 |
T |
2,8 |
2,147 |
3,111 | |||
P |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,01 |
Результаты исследования показали, что разработанные комплексы упражнений оказали значительное положительное влияние на развитие физических качеств участников, скорость и точность принятия решений в условиях повышенной нагрузки. Кроме того, было отмечено снижение интереса к спорту и числа отказов от участия в тренировках.
В ходе контрольных упражнений была отмечена положительная динамика результатов. Так, в упражнении «Уходы от броска через плечо по 5 минут» прирост показателей составил 50% (количество реализованных уходов увеличилось на 1,3 раз). В упражнении «Подвороты на месте в течение 15 секунд» количество выполненных раз увеличилось на 7,4% (прирост 0,8 раз). В упражнении «Количество выполненных бросков через плечо в течение 15» прирост результатов составил 10,2% (количество выполненных раз увеличилось на 1,3 раза).
При сравнении контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что прирост результатов в контрольной группе оказался несущественным. В то же время в экспериментальной группе наблюдался достоверный прирост результатов во всех исследованных контрольных испытаниях (p> 0,05). Наибольшего прироста результатов удалось добиться в контрольных испытаниях, характеризующих умение выполнять контратакующие технические действия – «Уходы от броска через плечо по 5 минут».
Таким образом, разработанные комплексы упражнений имеют высокую эффективность и могут быть рекомендованы в практической деятельности тренеров-преподавателей. Их использование позволяет развивать необходимые качества и навыки для успешного ведения единоборств, повышать эмоциональную привлекательность тренировочного процесса и снижать число участников, которые отказываются от занятий.
Внедрение разработанных комплексов упражнений в практику спортивной подготовки способствует улучшению физической формы и повышению технико-тактического мастерства спортсменов, что положительно сказывается на их результатах в соревнованиях.