Старший дошкольный возраст интересен тем, что это время выявления и коррекции языковых недостатков, а также подготовки детей к школе и дальнейшей их социализации в обществе. Интерес к этой проблеме возник давно, еще в XVIII веке, и актуален и сегодня.
С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих общим недоразвитием речи. Этот вид расстройства у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом является специфическим проявлением речевой аномалии, при которой нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматики, фонетики. У большинства таких детей в той или иной степени наблюдается искажение слогового строя слов, которое считается ведущей и стойкой структурой речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи [4].
Под термином «слоговая структура» слова обычно понимают взаимное расположение и соединение слогов в слове. В ходе нормального развития ребенка овладение слоговой структурой происходит постепенно, в ряд регулярно сменяющихся фаз.
Процесс изучения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывают на необходимость выделения в фонетической стороне языка особого процесса усвоения слоговой структуры слова, а также усвоения отдельных звуков слова [6].
С развитием логопедической науки и практики, а также физиологии и психологии речи стало ясно, что при нарушении суставной интерпретации слышимых звуков их восприятие может ухудшаться в разной степени. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается незавершенность процессов артикуляционного формирования и восприятия звуков, для которых характерны тонкие акустико-артикуляционные особенности. Уровень фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом [5].
Среди различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста нарушение слоговой структуры слов является одним из наиболее трудно поддающихся коррекции. Этот дефект речевого развития характеризуется затруднениями в произношении слов со сложным слоговым составом, нарушением порядка слогов в слове, пропусками или добавлением новых слогов или звуков. Нарушение слогового строя слов обычно выявляют при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но может встречаться и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, спектр этих нарушений весьма разнообразен и варьируется от незначительных затруднений в произношении слов со сложным слоговым составом при спонтанной речи до серьезных нарушений, когда ребенок повторяет два-три сложных слова без сочетания согласных даже с помощью зрительного восприятия [3].
В настоящее время в научно-практической сфере детской логопедии достаточно подробно разработаны методы и приемы коррекции недостатков звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (З. Е. Агранович, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, Т. А. Ткаченко и др.). Поскольку стойкое искажение звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста объясняется недоразвитием фонематического слуха, преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия [1].
А. К. Маркова предлагает целенаправленно формировать слоговую структуру слова в двух параллельных друг другу направлениях:
- Обучение правильному произношению слов путем многократного произнесения и запоминания звуков, которые обычно произносит ребенок. Эта работа должна быть тесно связана с активизацией речи ребенка и расширением его словарного запаса;
- Освоение структуры слогов и слов на этапе автоматизации недавно введенных в язык звуков, образование которых происходит традиционным способом [7].
При этом ряды слогов необходимо расположить в определенном порядке: односложный, двусложный, трехсложный (са, са-са, са-са-са) и т. д. Таким образом, у ребенка формируются новые навыки произношения, контуры слогов разного размера. Если ряды слогов содержат не только отученные, но и удерживаемые звуки (та-са, ма-ма-са), их повторение способствует развитию способности ребенка переходить от одного слога к другому и предотвращает ошибки в слоговом усвоении. Эти слоговые структуры могут усложняться во время обучения за счет увеличения количества слогов, включая перевернутые и закрытые слоги, а также группы согласных.
Для овладения дифференциацией слов по слоговому составу необходима также специальная работа над слухоречевой ритмикой. После того как вы узнаете ритмический рисунок слова, вы можете продолжить его воспроизведение. При этом ребенок сам разбивает слова на слоги, для чего также можно использовать всевозможные постукивания карандашом, хлопки в ладоши и т. д. Эти и подобные упражнения развивают слуховое восприятие ребенка, обостряют его слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении [2].
Работа над произношением слогового строя слова, по А.К. Маркова идут рука об руку с развитием соответствующих сенсорных способностей ребенка. Ребенку предлагается послушать собственное произношение слова, сравнить его с произношением воспитателя и других детей и найти свои ошибки. Также можно обратить внимание ребенка на то, как искажается значение слова путем пропуска отдельных слогов или их перестановки, используя некоторые слова, отличающиеся по произношению только одним слогом или своим местом в слове: машина и «Шины»; камыш и «мышь» и т. д. [8].
На аналогичных принципах основана методика исправления нарушений слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко:
- Последовательное формирование фонетико-фонематической основы, т.е. определенный уровень развития фонематического восприятия и навыков произношения уже в начале логопедической работы с детьми.
- Постепенное насыщение речевого материала новыми группами звуков. Работа изначально строится на правильно произносимых звуках, а по мере увеличения сложности приемов коррекции (от слогов к словам, предложений к стихам и рассказам) «звуковая палитра» используемых слов должна расширяться. Сначала к ним относятся звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звонкие звуки [р] и в самом конце различные их сочетания.
- На первом этапе (формирование слоговой структуры) ребенок вдумчиво произносит весь язык, следуя за взрослым. На втором этапе (закрепление умений) он самостоятельно воспроизводит заученные стихи, скороговорки и рассказы. На заключительном этапе окончательно автоматизируются навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи (составлении предложений, рассказов, диалога на определенную тему и т. д.).
- Использование ритмического воспроизведения слогового контура слов при хлопании (печатании карандашом) как вспомогательное средство слухового произношения.
- Обязательное использование зрительных и жестовых звуковых символов как вспомогательных средств является характерной особенностью методики Т. А. Ткаченко.
- Уточнение семантики слова должно быть сделано до начала работы. Закрепление значения слова происходит посредством многократного повторения в ходе развития его слогового состава. Для этого слово необходимо включать в разные предложения до полного усвоения его семантики и слоговой структуры [9].
Таким образом, искажение звуко-слоговой структуры зависит не только от степени недоразвития речи, но и от типа звуко-слоговой структуры слова. В ряде случаев общее недоразвитие языка на третьем уровне приводит к недостаточному усвоению слогового строя слова из-за отклонений в сенсорной области и, как следствие, к трудностям в различении слоговых контуров. В других случаях из-за незрелости артикуляционной сферы возникают трудности в воспроизведении слоговых контуров и слиянии разных слогов в ряду.