Актуальность темы формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена необходимостью систематического и комплексного подхода к коррекции и развитию речи детей с общим недоразвитием речи.
Дети с речевой патологией, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения.
Начнём с определения ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство речевого развития, при котором наблюдается недостаточная сформированность всех основных компонентов языковой системы. ОНР включает в себя проблемы в словарном запасе (лексике), грамматическом оформлении (грамматике), произношении звуков (фонетике) и слуховых дифференцировках (фонематическом слухе) [5].
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по наблюдениям Р.Е. Левиной, имеют те или иные характерные недостатки речевого оформления: неточное употребление и неточное знание многих обиходных слов; в активном словаре преобладают глаголы и существительные; слова, обозначающие качества, признаки предметов используют нечасто; простые предлоги используют с ошибками, сложные – не наблюдаются в речи; способами словообразования владеют на низком уровне; в своей речи чаще пользуются простыми предложениями; слабо оперируют грамматическими формами; часто наблюдаются недостатки звукопроизношения [7].
Наряду с недостатками звукопроизношения обнаруживаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. РИ. Лaлaeва и Н.В.Сeрeбряковa отмечают, что диагностическим показателем речи детей данного уровня является нарушение слоговой структуры, дети видоизменяют в разных вариациях слоговой состав слова [6].
Т.А. Титова отмечает, что в случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на определенное время и характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. В случае речевой патологии возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Кроме того, по мнению Т.А. Титовой, нарушение звуко-слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, «регулировщик»). В дошкольном возрасте дети часто специально избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [9].
К нарушениям звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Т.А. Титовa относит:
- пропуски звуков и слогов (элизия), например, «овa» – «коровa»;
- перестановки звуков и слогов, или метатеза, например, «ж ол ка» – «ложка»;
- полное или частичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которая может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «чeчeли» – «качели», « кукукуза » – «кукуруза»;
- добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» – «медведь»;
- контаминации (смешения), например, «я поломою» – «я мою пол»;
- замена одних звуков другими, например, «тулять» – «гулять»;
- упрощение стечения согласных в слове, например, «тул» – «стул»;
- искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» – «коробочка»;
- преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), наиболее часто встречающаяся ошибка – искажение стечения согласных, например, «чени» – «черный» [9].
Соотношение указанных ошибок у детей с недоразвитием речи неоднородно. Некоторые из ошибок встречаются редко, например, контаминации, а другие наиболее часто, например, упрощение групп стечения согласных.
По мнению Т. А. Титовой, очень редко у детей с общим недоразвитием речи встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической стороны речи, а затем ритмико-мелодической. Дети с общим недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т. д.) с другой стороны.
Вопросами преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи как 22 З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина и др.
З.Е. Агранович в своих работах отмечает, что коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речевых навыков [1].
По мнению З.Е. Агранович коррекционная работа должна содержать два этапа:
1 этап – подготовительный. Целью данного этапа является подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Данный этап включает в себя работу на невербальном и вербальном материале:
Работа на невербальном материале:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
- Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма.
- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку.
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
- Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).
Работа на вербальном материале:
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений как: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
2 этап – собственно коррекционный. Целью этого этапа является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Данный этап включает в себя работу на вербальном материале и состоит из нескольких уровней: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова [1].
Е.С. Большакова предложила определенный порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, который подразумевает последовательную коррекционную работу, способствующую уточнению контура слова:
- Двусложные слова из открытых слогов (вата);
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
- Односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
- Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза) [3].
А.К. Маркова в своих работах предлагает в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи учитывать принцип системного подхода.
На основе этого автор создал классификацию, в которой выделяется 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
- Двухсложные слова из открытых слогов.
- Трехсложные слова из открытых слогов.
- Односложные слова.
- Двухсложные слова с закрытым слогом.
- Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.
- Двухсложные слова из закрытых слогов.
- Трехсложные слова с закрытым слогом.
- Трехсложные слова со стечением согласных.
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
- Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
- Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
- Многосложные слова из открытых слогов [8].
Таким образом, в ходе анализа литературы мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптикопространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Начинать работу необходимо с более легких, посильных заданий, постепенно переходя к трудным, требующим от ребенка максимальной концентрации внимания, умственных усилий, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.