Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Эффективные методики коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей ...

Эффективные методики коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: опыт исследования и практические рекомендации

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

звуко-слоговая структура
общее недоразвитие речи
старшие дошкольники
диагностика
коррекция
речевое развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена особенностям формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье представлена информация по изучению звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, описаны особенности, типичные нарушения и коррекция звуко-слоговой структуры слова.

Текст статьи

Актуальность темы формирования звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена необходимостью систематического и комплексного подхода к коррекции и развитию речи детей с общим недоразвитием речи.

Дети с речевой патологией, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения.

Начнём с определения ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство речевого развития, при котором наблюдается недостаточная сформированность всех основных компонентов языковой системы. ОНР включает в себя проблемы в словарном запасе (лексике), грамматическом оформлении (грамматике), произношении звуков (фонетике) и слуховых дифференцировках (фонематическом слухе) [5].

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по наблюдениям Р.Е. Левиной, имеют те или иные характерные недостатки речевого оформления: неточное употребление и неточное знание многих обиходных слов; в активном словаре преобладают глаголы и существительные; слова, обозначающие качества, признаки предметов используют нечасто; простые предлоги используют с ошибками, сложные – не наблюдаются в речи; способами словообразования владеют на низком уровне; в своей речи чаще пользуются простыми предложениями; слабо оперируют грамматическими формами; часто наблюдаются недостатки звукопроизношения [7].

Наряду с недостатками звукопроизношения обнаруживаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. РИ. Лaлaeва и Н.В.Сeрeбряковa отмечают, что диагностическим показателем речи детей данного уровня является нарушение слоговой структуры, дети видоизменяют в разных вариациях слоговой состав слова [6].

Т.А. Титова отмечает, что в случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на определенное время и характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. В случае речевой патологии возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Кроме того, по мнению Т.А. Титовой, нарушение звуко-слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, «регулировщик»). В дошкольном возрасте дети часто специально избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [9].

К нарушениям звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Т.А. Титовa относит:

  • пропуски звуков и слогов (элизия), например, «овa» – «коровa»;
  • перестановки звуков и слогов, или метатеза, например, «ж ол ка» – «ложка»;
  • полное или частичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которая может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «чeчeли» – «качели», « кукукуза » – «кукуруза»;
  • добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» – «медведь»;
  • контаминации (смешения), например, «я поломою» – «я мою пол»;
  • замена одних звуков другими, например, «тулять» – «гулять»;
  • упрощение стечения согласных в слове, например, «тул» – «стул»;
  • искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» – «коробочка»;
  • преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), наиболее часто встречающаяся ошибка – искажение стечения согласных, например, «чени» – «черный» [9].

Соотношение указанных ошибок у детей с недоразвитием речи неоднородно. Некоторые из ошибок встречаются редко, например, контаминации, а другие наиболее часто, например, упрощение групп стечения согласных.

По мнению Т. А. Титовой, очень редко у детей с общим недоразвитием речи встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической стороны речи, а затем ритмико-мелодической. Дети с общим недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т. д.) с другой стороны.

Вопросами преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи как 22 З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина и др.

З.Е. Агранович в своих работах отмечает, что коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речевых навыков [1].

По мнению З.Е. Агранович коррекционная работа должна содержать два этапа:

1 этап – подготовительный. Целью данного этапа является подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Данный этап включает в себя работу на невербальном и вербальном материале:

Работа на невербальном материале:

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма.
  3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку.
  4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
  5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
  6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале:

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений как: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

2 этап – собственно коррекционный. Целью этого этапа является непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Данный этап включает в себя работу на вербальном материале и состоит из нескольких уровней: уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова [1].

Е.С. Большакова предложила определенный порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, который подразумевает последовательную коррекционную работу, способствующую уточнению контура слова:

  • Двусложные слова из открытых слогов (вата);
  • Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
  • Односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
  • Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
  • Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
  • Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
  • Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
  • Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
  • Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза) [3].

А.К. Маркова в своих работах предлагает в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи учитывать принцип системного подхода.

На основе этого автор создал классификацию, в которой выделяется 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов.
  2. Трехсложные слова из открытых слогов.
  3. Односложные слова.
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом.
  5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов.
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом.
  8. Трехсложные слова со стечением согласных.
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
  10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
  13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
  14. Многосложные слова из открытых слогов [8].

Таким образом, в ходе анализа литературы мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптикопространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Начинать работу необходимо с более легких, посильных заданий, постепенно переходя к трудным, требующим от ребенка максимальной концентрации внимания, умственных усилий, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – Спб.: Детство-Пресс, 2014. – 66 с.
  2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: КНИГОЛЮБ, 2008. – 96 с.
  3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  4. Жулина Е.В., Салахова А.Р. / Пуговичная терапия как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-4. – C. 419-421.
  5. Бондарева Л.А., Яговкина ЛС. Особенности изучения и формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-iformirovaniyazvuko-slogovoy-struktury-slova-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem (дата обращения: 29.04.2023).
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2006. – 222 с.
  7. Левина Р Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей / Р. Е. Левина / / Специальная школа. – Москва, 2004. – Вып. 4. – С. 86-89.
  8. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Электронный ресурс] / А.К. Маркова // Педагогическая библиотека [сайт] / Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 59-70. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4-0055-1.shtml
  9. Титова Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – Санкт-Петербург: Изд-во РГП У им. А.И. Герцена, 2003. – 143 с.

Поделиться

1741

Демьянова Н. С. Эффективные методики коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи: опыт исследования и практические рекомендации // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.IV.С. 20-23. URL: https://apni.ru/article/8310-effektivnie-metodiki-korrektsii-narushenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января