Главная
АИ #4 (186)
Статьи журнала АИ #4 (186)
Методика составления портфолио преподавателя иностранного языка

Методика составления портфолио преподавателя иностранного языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

портфолио
резюме
структура
документ

Аннотация статьи

В статье портфолио рассматривается в качестве одного из важных документов в образовании. На этой статье можете найти ответы на вопросы как: Каким должно быть структура портфолио? Цели и принципы составления портфолио, а также алгоритм составления портфолио. В этой статье обсуждается важность разработки комплексного портфолио для преподавателей иностранных языков, чтобы удовлетворить растущий спрос на высококвалифицированных педагогов. В нем подчеркивается необходимость четкой цели и структуры, тщательного отбора фактических данных, включения рефлексивной практики и самооценки, интеграции технологий, использования совместных оценок и обратной связи коллег, а также использования возможностей профессионального развития. В статье подчеркивается, как хорошо разработанное портфолио может улучшить практику преподавания и служить инструментом профессионального роста и продвижения по службе.

Текст статьи

Портфолио преподавателя иностранного языка – это коллекция документов и материалов, демонстрирующих его профессиональную подготовку, опыт работы и достижения. Портфолио может использоваться в различных целях, таких как аттестация, повышение квалификации, трудоустройство, а также для саморазвития преподавателя.

В современном образовательном пространстве значительно возрос спрос на высококомпетентных преподавателей иностранных языков. В результате потребность в эффективной практике оценки учителей и повышения квалификации стала первостепенной. Одним из таких подходов является разработка комплексного портфолио для преподавателей иностранных языков. Цель этой статьи – пролить свет на методологию создания эффективного и содержательного портфолио, которое может не только улучшить практику преподавания, но и служить инструментом профессионального роста и продвижения по службе.

Одним из таких методов является составление портфолио учителя. Портфолио – это коллекция материалов, отражающих профессиональный путь и достижения учителя. Оно не только помогает учителю отслеживать свой профессиональный рост, но и является важным инструментом самооценки и обратной связи.

Составление портфолио начинается с отбора и сбора различных фрагментов профессиональной деятельности, таких как уроки, материалы для занятий, рекомендательные письма, участие в проектах и конференциях, а также достижения учащихся. Важно, чтобы портфолио было организовано в логическую структуру, отражающую все аспекты профессиональной деятельности преподавателя.

Для современных педагогов особенно важно обратить внимание на цифровые платформы для создания и хранения портфолио. Это позволяет учителям легко обновлять и дополнять свои материалы, делиться своими портфолио с коллегами и администрацией, а также получать обратную связь от своих руководителей.

Портфолио также играет важную роль для учителей, стремящихся к профессиональному развитию и карьерному росту. Основываясь на анализе своих достижений и опыта, учитель может определить свои сильные и слабые стороны, а также разработать планы по совершенствованию своей профессиональной практики.

При разработке портфолио также важно смотреть в будущее. Учителям следует учитывать возможные изменения в методах преподавания и образовательных технологиях, чтобы подготовиться к будущим предпочтениям и потребностям учащихся.

Цели составления портфолио преподавателя иностранного языка

Аттестация. Портфолио используется для оценки профессионального уровня преподавателя и присвоения ему квалификационной категории.

Повышение квалификации. Портфолио помогает преподавателю отслеживать свой профессиональный рост и планировать мероприятия по повышению квалификации.

Трудоустройство. Портфолио является важным документом при трудоустройстве на новую работу. Оно позволяет работодателю оценить квалификацию и опыт преподавателя.

Саморазвитие. Портфолио помогает преподавателю анализировать свою работу, выявлять сильные и слабые стороны, а также ставить цели для дальнейшего развития.

Структура портфолио преподавателя иностранного языка

Портфолио преподавателя иностранного языка может иметь различную структуру, но в целом оно включает следующие разделы:

Визитная карточка. В этом разделе указываются основные данные о преподавателе: ФИО, образование, специальность, квалификация, педагогический стаж.

Резюме. В этом разделе кратко излагается профессиональная деятельность преподавателя, его достижения и планы на будущее.

Педагогические достижения. В этом разделе представлены материалы, демонстрирующие педагогическое мастерство преподавателя: разработки уроков, методические пособия, презентации, отзывы учащихся и родителей.

Научные достижения. В этом разделе представлены материалы, подтверждающие научную деятельность преподавателя: публикации, доклады, гранты.

Профессиональное развитие. В этом разделе представлены материалы, свидетельствующие о профессиональном развитии преподавателя: сертификаты о повышении квалификации, участие в семинарах, конференциях.

Принципы составления портфолио преподавателя иностранного языка

Портфолио должно быть:

  • Полным. Оно должно включать все необходимые документы и материалы, которые подтверждают квалификацию и опыт преподавателя.
  • Актуальным. Документы и материалы, представленные в портфолио, должны быть актуальными и отражать последние достижения преподавателя.
  • Доступным. Портфолио должно быть понятным и удобным для восприятия.

Советы по составлению портфолио преподавателя иностранного языка:

  1. Начните с определения целей. Для чего вы собираете портфолио? Это поможет вам определить, какие документы и материалы необходимо включить.
  2. Организуйте материалы. Портфолио должно быть структурированным и удобным для поиска.
  3. Используйте качественные материалы. Документы и материалы, представленные в портфолио, должны быть качественными и отражать высокий уровень профессионализма преподавателя.
  4. Регулярно обновляйте портфолио. По мере роста вашего профессионального опыта вносите изменения в портфолио.

Оформление и презентация портфолио

Существуют различные подходы к оформлению портфолио. Это может быть папка-накопитель с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам студент. Можно складывать в портфолио максимально все, что вы собираете и с чем так или иначе работаете. Может быть использован избирательный подход. Положения, помещённые ниже, могут служить примером таких рекомендаций: Выберите для вашего портфолио: три, с вашей точки зрения, лучшие работы из всего курса обучения; работу из начала, середины и конца всего курса обучения; работы, которые, по вашему мнению, показывают лучше всего, чему вы научились; две работы, которыми вы гордитесь; три работы, которыми Вы хотите, чтобы их посмотрели (Ваши товарищи по группе, преподаватели, знакомые учителя и др.). Презентация портфолио происходит на итоговой конференции подведения итогов педагогической практики. Время презентации – 5-7 минут. За это краткое время необходимо максимально отразить содержание всех составных частей портфолио. Поэтому презентация портфолио обязательна. При этом она не должна содержать текст, который будет прочитан. Нужно говорить устно, без каких-либо записей. Содержание портфолио в презентации должно быть предельно обобщенно, представлять собой опору для изложения материала. В презентации приветствуются схемы, символы, фото, клипы, таблицы и пр. Презентация портфолио неравна портфолио. При этом сам портфолио может быть предъявлен для ознакомления. По окончанию презентации студент должен быть готов ответить на вопросы.

Критерии оценки портфолио и презентации портфолио на итоговой конференции

Портфолио оценивается согласно следующим критериям.

  1. Целевая установка автора портфолио, ее актуальность и глубина проработанности.
  2. Соответствие содержания портфолио целевой установке.
  3. Анализ владения иностранным языком в соответствии с требованиями Европейского языкового портфолио.
  4. Наличие материалов, отражающих высокий уровень профессионально-методического портфолио.
  5. Наличие материалов личностного портфолио (по желанию).

Устная презентация портфолио оценивается по следующим критериям.

  1. Свободное владение языком: корректное произношение, интонационное оформление речи, владение грамматикой английского языка, лексическое насыщение речи (идиомы, разнообразная лексика).
  2. Логичное изложение содержания портфолио.
  3. Говорение (а не чтение заранее написанного текста).
  4. Умение грамотно и полно ответить на вопросы присутствующих.

Презентация с использованием технических средств предполагает:

  1. Свободное владение информационными технологиями.
  2. Разнообразие информационных технологий.
  3. Отражение в презентации содержания портфолио.

Создание портфолио – отличный способ для преподавателей иностранных языков расти профессионально, демонстрировать свои достижения и поддерживать высокие стандарты образования. Регулярное обновление и развитие портфолио помогает преподавателям быть в курсе современных методов обучения и оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

Создание надежного портфолио является важным шагом на пути к стимулированию роста и развития в преподавании иностранных языков. Это позволяет учителям размышлять о своей практике, демонстрировать свои достижения и ставить цели для своих будущих начинаний. Благодаря своей всеобъемлющей структуре, подходу, основанному на фактических данных, и интеграции технологий, тщательно разработанное портфолио может революционизировать процессы оценки и профессионального развития преподавателей иностранных языков, что приведет к улучшению результатов обучения и повышению успешности учащихся.

В заключение, разработка портфолио для учителей иностранных языков является необходимым и важным процессом для поддержания высоких стандартов профессиональной практики. Это помогает учителям отслеживать свой профессиональный рост, получать обратную связь и готовиться к будущим вызовам в сфере образования.

Список литературы

  1. Безукладников, К.Э. Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов // Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции: 18 апреля 2006 г., Пермь. - Пермь: ПГПУ, 2006. - С. 170-174.
  2. Галина, Н.А. Портфолио преподавателя иностранного языка: Учебное пособие. - М.: Академия, 2011. - 120 с.
  3. Иванова, И.В. Портфолио преподавателя иностранного языка: Методическое пособие. - СПб.: Книжный Дом, 2015. - 128 с.
  4. Кириллова, Е.В. Портфолио преподавателя иностранного языка: Практическое пособие. - М.: Дрофа, 2016. - 112 с.
  5. Михайлова, Л.А. Портфолио преподавателя иностранного языка: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство РГГУ, 2017. - 136 с.
  6. Портфолио преподавателя иностранного языка: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Кириловой. - М.: Академия, 2018. - 144 с.
  7. Сазонова, Н.Г. Портфолио преподавателя иностранного языка: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2019. - 128 с.

Поделиться

804

Кошкинбаева А. О., Хайыржанова А. Х. Методика составления портфолио преподавателя иностранного языка // Актуальные исследования. 2024. №4 (186). Ч.IV.С. 38-41. URL: https://apni.ru/article/8311-metodika-sostavleniya-portfolio-prepodavately

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря