Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Анализ законодательных требований в области предоставления государственных и мун...

Анализ законодательных требований в области предоставления государственных и муниципальных услуг

Научный руководитель

Гребенюк Иван Иванович

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственные услуги
муниципальные услуги
принципы
обязанности

Аннотация статьи

В статье анализируется основная законодательная база, регулирующая предоставление государственных и муниципальных услуг. Раскрываются основные понятия, продиктованные законом, и анализируется список исполнителей государственных и муниципальных услуг. Приводятся обязанности исполнителей при предоставлении услуг и права заявителей.

Текст статьи

На текущем этапе развития государства реализация государственных и муниципальных услуг имеет особое значение и напрямую зависит от модернизации государственного управления. Задача по совершенствованию механизма взаимодействия общества и государства последние годы становится только актуальнее, так как значимость информационной составляющей на уровне государственного управления растёт. Улучшается система взаимодействия между государственными органами и повышается потребность в автоматизации и улучшении эффективности существующих процессов, а значит, повышается необходимость в постоянном обновлении законодательства.

На текущий момент основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, являются такие законодательные документы, как:

  1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ;
  2. Постановление от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;
  3. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 01.09.2023) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;
  4. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ;
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  6. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Основополагающим является федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, именно в нём обозначены главные понятия, такие, как государственная услуга и муниципальная услуга.

Государственная услуга – это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных в нем норм прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, на участие в осуществлении иных государственных полномочий, на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) так же одно из ключевых понятий для регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг, но диктует его Бюджетный кодекс РФ, а не федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного само управления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны [1]:

  1. Предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
  2. Обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме;
  3. Предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции) государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции) перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции) государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию;
  4. Исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются [1]:

  1. Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции);
  2. Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  3. Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции);
  4. Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в последней редакции) государственных и муниципальных услуг;
  5. Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  6. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Список литературы

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
  2. Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями: Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 1616-р [Электронный ресурс].
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024).
  4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг: учеб. пособие / С.Н. Костина, Г.А. Банных, Л.И. Воронина; [под общ. ред. С.Н. Костиной]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.– 123 с.

Поделиться

620

Григорьева Д. Д. Анализ законодательных требований в области предоставления государственных и муниципальных услуг // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.II.С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/8410-analiz-zakonodatelnikh-trebovanij-v-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря