Игровые технологии как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)

В системе образования за последнее десятилетие произошло много изменений. В свое время использовались различные педагогические технологии, а вот игровые всегда отсутствовали. Поэтому я работаю над педагогической проблемой «Игровые технологии, как одно из средств повышения мотивации и стимуляции учебного процесса (в условиях дифференциации)».

Аннотация статьи
игровые технологии
пассивные методы
дифференцированное обучение педагогические технологии
активизации познавательной деятельности
активные методы
Ключевые слова

Актуальность и перспективность опыта

Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья подростков, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы обучающихся, важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Таким образом, на мотивацию студента СПО влияет множество факторов. Правильно выбранный метод обучения будет влиять на все остальные компоненты мотивации студента. Следует отметить значимость применения активных методов, именно благодаря им, в противовес пассивным методам, обеспечивается активное участие студентов в познавательном процессе, превращая их из объекта в субъект познавательной деятельности. В настоящее время интерактивные методы рассматриваются как этап развития активных методов обучения. Значимость активных методов обучения состоит в обеспечении выполнения обучающимися практических задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают нужными компетенциями.

Поскольку игровые методы являются активными методами, они являются неотъемлемой частью образовательной деятельности. Их применение в образовательном процессе позволяет в эффективной форме осуществить контроль знаний студентов, изучить новый материал.

Особую актуальность проблема активизации познавательной деятельности приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед преподавателями ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира». Это составляет цель и основной результат образования. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку. В современном колледже возникает насущная потребность в применении активных форм обучения, к которым относятся активные игры. Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. Невозможно предположить, что у подростка может стихийно сложиться мотивация к овладению знаниями. Есть несколько путей к формированию такой мотивации в учебном процессе. И одним их способов формирования мотивации к обучению является использование игровых технологий. Такой подход является естественным для данного возраста.

Еще В. А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. В связи с этим игровые методы обучения могут обладать хорошей эффективностью. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

Хорошая игра требует от обучающихся различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает студентов к согласованным действиям, к точности выполнения задания, к сознательной дисциплине. Воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.

Ролевая (деловая) игра «Я – педагог»

С большим удовольствием обучающиеся изображают педагога. Они объясняют, помогают, проверяют выполненную работу. На занятии всегда много желающих на роль педагога. Поверьте, очень поучительно порою посмотреть на себя со стороны. Бывает, я что-то меняю в своем поведении или манере разговора после такого «представления».

Все подростки (как, впрочем, и большинство взрослых) любят играть. Игры – отличный способ развить коммуникативные навыки, создать приятную и непринужденную учебную среду, которая поощряет активное обучение и сотрудничество. Преподаватель подбирает дидактические игры, решая в первую очередь педагогические задачи, но соревновательный характер игровой активности автоматически будет поддерживать интерес и концентрацию внимания обучающихся, поскольку большинство детей стараются победить. Игры мотивируют к изучению предмета, снимают напряжение, являются посредником между теорией и практикой, уточняя и корректируя, полученные знания, стимулируют активность, так как во время игры именно, обучающиеся находятся в центре взаимодействия с другими членами игры.

Игры и игровая активность имеют следующие характеристики: вызов, шанс, соревнование, случай, общение, сотрудничество. Вызов – достаточно трудная задача, но обязательно посильная, чтобы у каждого игрока был шанс на победу. Это основа соревнования и мощный стимул играть активно. Даже участвуя в индивидуальной игре (тем более в командной), обучающиеся не зависимо от возраста общаются, договариваются и следят за соблюдением правил, т. е. учатся сотрудничать и работать в команде.

Существуют методики организации занятий целиком в игровой форме: основанные на соревновании: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд (когда все слова, например, по горизонтали, обучающиеся отгадывают или получают за выполнение заданий/решение задач в группах, а слова по вертикали, вписываются коллективными усилиями. Кодовое слово может стать темой домашнего задания), викторина; основанные на формах, жанрах и методах работы, известных общественной практике: мозговой штурм, интервью, репортаж, рецензия; моделирующие публичные формы общения: дискуссия, полемика, диспут, пресс-конференция, брифинг, опирающиеся на фантазию.

Упражнение-игра «Необитаемый остров»

Обучающиеся делятся на группы по 6–8 человек. В группах необходимо за 1 час обсудить и принять правила, причем в рамках задания студентам предоставляется полная свобода действий. В каждой группе нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения.

Студентам предлагается ситуация и задание к ней: «В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой – от холодов. Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности.

Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти.

Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно, или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? Каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого, не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других? Какие у вас будут праздники, сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15–20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил».

После игры необходимо обсудить следующие моменты:

  1. Каковы были стиль и манера общения участников игры?
  2. Как согласовывались и каким образом принимались решения?
  3. Назревали ли конфликтные ситуации? Каким образом Вы их предупреждали?
  4. Наблюдалось ли желание и умение участников слушать и слышать других, учитывать их мнение?
  5. Какую позицию занимал каждый участник игры?

Игра – способ активизации работы на занятии по любой дисциплине. Сама перспектива поиграть, например, в конце урока (при условии быстрого и качественного изучения темы) стимулирует обучающихся на дисциплинированную слаженную работу, создает дополнительную мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов. Как заметил замечательный педагог В. А. Сухомлинский, «игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра делает жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной». Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

Игры и задачи, предлагаемые учащимся на занятиях, должны быть им доступны в понимании. Определить точно, для какого возраста та или иная задача, очень трудно, а иногда невозможно. Однако это относится не ко всем задачам, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении. В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого возраста следует адресовать ту или иную задачу.

Для повышения интереса к обучению необходимо использовать трудные, но посильные задания для активного содержания, выполнение которых предусматривает включение будущих педагогов в имитационную модель изучаемой ими темы. При этом такие методы имитационного обучения, как квесты и квизы позволяют преподавателю вступать в активную коммуникацию со студентами. Преимущество данных методов также в том, что их можно использовать при изучении любых тем. Для участников нет жестких инструкций в достижении поставленных целей. И поэтому, будучи свободными в импровизации, студенты вовлечены в игру и нацелены на результат. Используя занимательные задачи, головоломки, игры в обучении, педагог должен помнить некоторые правила: интерес к играм, решению задач, требующий напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры необходимо постепенно, не оказывая давления. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить знания, умения, навыки. Однако эти игры не должны восприниматься подростками как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревновании возрастает активность учащихся, их воля к победе.

Заключение

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Текст статьи
  1. Чиняева. О.В. Особенности профессиональной мотивации современных студентов // Профессиональное развитие педагога: материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 25–30 мая 2017 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [под ред. М.Г. Голубчиковой, О.А. Лапиной, С.А. Харченко]. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2017г.
  2. Игна О.Н. Имитационная (моделирующая) технология в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011г.
  3. Образцов, П.И. Игровые методы проведения учебных занятий / П.И. Образцов, А.И. Уман // Гаудеамус. 2005г.
  4. Данильченко, М.А. Возможности использования игровых интерактивных методов в образовательном процессе вуза / М.А. Данильченко, М.В. Мухина, М.Н. Булаева, И.Р. Воронина // АНИ: педагогика и психология. 2020г.
  5. Афанасьев С., Каморин С. Триста творческих конкурсов // М.: методический центр «Вариант» // 1997.
  6. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. М.: Линка-пресс. // 2007
  7. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения // М.: Просвещение, 1990.
Список литературы