Главная
Конференции
Новые горизонты науки: стратегии и направления развития
Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дош...

Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор(-ы):

Люц Евгения Александровна

Алябьева Елена Ивановна

Титова Марина Николаевна

14 февраля 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

обследование
принципы
дошкольники
методика
общее недоразвитие речи

Аннотация статьи

В статье говорится о необходимости логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с целью определения дальнейшей коррекционной работы.

Текст статьи

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

  • изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
  • выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
  • выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
  • оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
  • определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».

Задачи практического обследования:

  1. Подбор методик обследования состояния моторной сферы и звукопроизношения, уровня сформированности лексико-грамматических средств и связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  2. Проведение исследования лексико-грамматической системы и связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  3. Анализ полученных результатов и подведение итогов о состоянии связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  4. Разработка содержания логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При организации логопедического обследования старших дошкольников были учтены следующие принципы:

Принцип, предусматривающий комплексно-целостный подход к изучению индивидуально-психологической составляющей личности (человека).

Принцип, предусматривающий единство диагностического и коррекционного исследования: необходимость формирования дальнейших задач по дальнейшему развитию ребенка на основании глубокой психической диагностики.

Принцип целостности, предусматривающий соответствующее изучение психологической составляющей конкретной личности с обозначением методологических принципов детерминизма и системности. Данный принцип является основополагающим для концепции Выготского Л. С., касающейся структурной составляющей дефекта.

Принцип, предусматривающий личностный подход к изучению специфических особенностей личности, имеющей нарушения речевой системы. Для того, чтобы грамотно сформировать коррекционную работу, необходимо учитывать человека (ребенка), как самостоятельную личность.

Принцип реализации деятельностного подхода, предусматривающий обследование ребенка в рамках присущей ему основополагающей деятельности. Это может быть, как учебная, так и игровая деятельность (все зависит от возраста ребенка).

Принцип, предусматривающий динамическое изучение ребенка, касающийся определения навыков и умений ребенка, а также направленный на выявление его потенциальных способностей.

Качественно-количественный подход, как принцип предусматривает сопоставление качественно-количественной составляющей, актуальной для соответствующего обследования, при этом показатели не должны быть отнесены к формальным.

Принцип, предусматривающий компетентность и беспристрастность работы специалиста, проводящего соответствующую деятельность в отношении ребенка, имеющего отклонения в речевой составляющей.

Необходимо понимать, что грамотно выстроенная коррекционная работа должна основываться на соответствующих принципах, которые смогут принести хороший (положительный) эффект в рамках реально осуществляемой деятельности.

При организации изучения состояния связной речи старших дошкольников целесообразно использование альбома О. Б. Иншаковой (обследование словаря). Методика исследования развития связной речи включает в себя:

  1. Изучение медицинской, психологической, педагогической документации (данные анамнеза, характеристики на ребенка от педагогов и психологов, медицинские заключения); проведение бесед с родителями, воспитателями.
  2. Обследование моторной сферы.
  3. Обследование звукопроизношения.
  4. Обследование словаря.
  5. Обследование грамматической стороны речи.
  6. Исследование состояния связной речи.

Для того, чтобы изучить уровень сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, были предложены следующие задания:

Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).

Задание 2. Составление предложения по трем картинкам, которые связаны тематически.

Задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 4. Закончить рассказ по сюжетной картинке.

Таким образом, логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста начинается с изучения медицинской и педагогической документации, а также со сбора данных о развитии ребенка от воспитателей и родителей. Далее проводится обследование словарного запаса и грамматического строя речи. В завершении проводится обследование уровня сформированности связной речи. На основе полученных данных анализируется соотношение речевых и неречевых нарушений и разрабатывается программа коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

  1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994. 96 с.
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006. 320 с.
  3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1967. 105 с.
  4. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. М., Чистые пруды. 2006.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного. М., 2004. 288 с.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993. 76 с.
  7. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003. 240 с.

Поделиться

570

Люц Е. А., Алябьева Е. И., Титова М. Н. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/8491-printsipi-organizatsiya-i-metodika-logopedich

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая