Автор(-ы):
Люц Евгения Александровна
Алябьева Елена Ивановна
Титова Марина Николаевна
14 февраля 2024
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».
Задачи практического обследования:
При организации логопедического обследования старших дошкольников были учтены следующие принципы:
Принцип, предусматривающий комплексно-целостный подход к изучению индивидуально-психологической составляющей личности (человека).
Принцип, предусматривающий единство диагностического и коррекционного исследования: необходимость формирования дальнейших задач по дальнейшему развитию ребенка на основании глубокой психической диагностики.
Принцип целостности, предусматривающий соответствующее изучение психологической составляющей конкретной личности с обозначением методологических принципов детерминизма и системности. Данный принцип является основополагающим для концепции Выготского Л. С., касающейся структурной составляющей дефекта.
Принцип, предусматривающий личностный подход к изучению специфических особенностей личности, имеющей нарушения речевой системы. Для того, чтобы грамотно сформировать коррекционную работу, необходимо учитывать человека (ребенка), как самостоятельную личность.
Принцип реализации деятельностного подхода, предусматривающий обследование ребенка в рамках присущей ему основополагающей деятельности. Это может быть, как учебная, так и игровая деятельность (все зависит от возраста ребенка).
Принцип, предусматривающий динамическое изучение ребенка, касающийся определения навыков и умений ребенка, а также направленный на выявление его потенциальных способностей.
Качественно-количественный подход, как принцип предусматривает сопоставление качественно-количественной составляющей, актуальной для соответствующего обследования, при этом показатели не должны быть отнесены к формальным.
Принцип, предусматривающий компетентность и беспристрастность работы специалиста, проводящего соответствующую деятельность в отношении ребенка, имеющего отклонения в речевой составляющей.
Необходимо понимать, что грамотно выстроенная коррекционная работа должна основываться на соответствующих принципах, которые смогут принести хороший (положительный) эффект в рамках реально осуществляемой деятельности.
При организации изучения состояния связной речи старших дошкольников целесообразно использование альбома О. Б. Иншаковой (обследование словаря). Методика исследования развития связной речи включает в себя:
Для того, чтобы изучить уровень сформированности связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, были предложены следующие задания:
Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Задание 2. Составление предложения по трем картинкам, которые связаны тематически.
Задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 4. Закончить рассказ по сюжетной картинке.
Таким образом, логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста начинается с изучения медицинской и педагогической документации, а также со сбора данных о развитии ребенка от воспитателей и родителей. Далее проводится обследование словарного запаса и грамматического строя речи. В завершении проводится обследование уровня сформированности связной речи. На основе полученных данных анализируется соотношение речевых и неречевых нарушений и разрабатывается программа коррекционно-развивающей работы.
Список литературы
Поделиться
Люц Е. А., Алябьева Е. И., Титова М. Н. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/8491-printsipi-organizatsiya-i-metodika-logopedich