Исследования говорят о важности формирования речи в процессе общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают естественным склонностью к усвоению родного языка и используют речь в качестве средства общения с внешним миром. Речь является уникальной формой коммуникации, доступной только человеку
Однако, развитие речи – сложная психическая функция, которая зависит от состояния головного мозга. Поэтому важно своевременно замечать любые отклонения в развитии речи. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, у ребенка был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух. Также необходимо оказывать ребенку полноценное речевое окружение с самых ранних дней его жизни.
Коммуникация с взрослыми играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Только через взаимодействие с взрослыми дети могут осваивать общественно-исторический опыт человечества.
Таким образом, развитие речи является ключевым фактором общего развития ребенка. Формирование речи обеспечивается работой головного мозга, артикуляционным аппаратом и речевым окружением. Общение с взрослыми помогает детям осваивать общественно-исторический опыт. Однако всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок.
В ходе образовательного процесса младшие школьники, страдающие от речевых нарушений, сталкиваются с целым рядом трудностей, включающих полное или частичное отсутствие речи, а также частичное отсутствие речи, обусловленное повреждением мышц или нервов, отвечающих за произношение.
Ученики начальной школы, испытывающие проблемы с речью, обучаются в специальных классах коррекционно-развивающего обучения, что подразумевает использование термина «трудности в овладении речью» вместо понятия «расстройство».
Речевые нарушения у младших школьников проявляются как в устной, так и в письменной речи.
В устной речи учащихся можно наблюдать такие нарушения, как ухудшение произношения, нарушение речевого слуха и затруднения в усвоении грамматических правил родного языка. Вследствие этих проблем значительно снижается словарный запас, а также возникает полное или частичное отсутствие речи, вызванное поражением соответствующих мышц или нервных структур. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями снижается способность понимать обращенную к ним речь, что приводит к нарушению формирования собственной речи, ухудшению памяти и трудностям с концентрацией внимания.
Вопросы, связанные с речевыми нарушениями детей младшего школьного возраста, рассматривали Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хватцева.
Проблема исследования заключается в выявлении речевых нарушений учащихся начальных классах и определении путей их коррекции в процессе обучения.
Задачи:
- Дать характеристику речи как одна из сложных высших психических функций;
- Определить основные речевые нарушения, встречающихся в младшем школьном возрасте;
- Выявить пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Речевые нарушения – это все случаи, когда ребенок с нормальными интеллектуальными способностями и слухом страдает от патологий в организации своей речи. В таких ситуациях особенно важно своевременно диагностировать и корректировать патологии, поскольку они могут оказывать негативное влияние на речевое и интеллектуальное развитие ребенка. Речь играет важную роль в интеллектуальной деятельности, поэтому ее нормализация способствует развитию интеллекта.
Наиболее часто расстройства речи у детей возникают в детском возрасте и могут оказывать серьезное влияние на способность ребенка ясно и правильно выражать свои мысли. В тяжелых случаях этих нарушений ребенок может иметь ограниченный словарный запас, слабо воспринимать чужую речь и трудно строить фразы и предложения. Если не предпринимать своевременные меры по коррекции речи, то ребенок может столкнуться с проблемами общения со сверстниками и взрослыми, что может препятствовать его обучению и развитию творческого потенциала.
Расстройства речи классифицируются в зависимости от возможности ребенка посещать обычную школу или требовать специализированного образования. Тяжелые формы речевых нарушений, такие как дизартрия, алалия и анартрия, связаны с органическим поражением центральной нервной системы.
Для диагностики и коррекции нарушений развития речи требуется сотрудничество врачей, логопедов, психологов и специалистов по коррекционной педагогике. Пока не существует единой классификации речевых расстройств у детей, но Г. А. Волкова предложила следующую классификацию, основанную на ведущих нарушениях: речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы (например, заикание, мутизм и сурдомутизм); речевые нарушения, связанные с дефектами артикуляционного аппарата (например, механические дислалии и ринолалия); задержки речевого развития различного происхождения (например, при недоношенности или тяжелых заболеваниях органов).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому в школьном возрасте данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
К речевым нарушениям у детей младшего школьного возраста относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. Важно учитывать тот факт, что при малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при речевых нарушениях не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с речевыми нарушениями в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста должна осуществляться систематически в сочетании с работой логопеда, психолога.
При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:
- дать учащимся мотивационную установку;
- проводить коррекцию звукопроизношения;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- применять лексико-грамматические упражнения;
- развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.
Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе). Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Занятия с педагогом должны проводиться на основе индивидуального и дифференцированного подходов для восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Данное направление деятельности направлено на развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов; автоматизирование поставленных звуков, закрепление звукобуквенных связей. Это позволит сформировать готовность у учащихся к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
В процессе коррекции речевых нарушений необходимо восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи учащихся. Данное направление деятельности позволит уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнить значение используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
В основе деятельности педагога по коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста является развитие фонематического слуха и совершенствование произносительных возможностей учеников, которое позволит:
- формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- формировать пространственно-временные представления и понятия;
- развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;
- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;
- оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;
- создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале.
Вывод
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
- внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. произнесения звуков, и типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
- собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
- внутреннее программирование, т. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:
- дать учащимся мотивационную установку;
- проводить коррекцию звукопроизношения;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- применять лексико-грамматические упражнения;
- развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.