Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1]. Система Всемирной организации здравоохранения, выделяют практически 75% на то, что дефекты, приводящие к формированию проблем опорно-двигательного аппарата, начинаются с момента подросткового возраста, в частности, когда детей отдают в профессиональный спорт.
Занятия профессиональным спортом в большинстве случаев ведёт и к наличию серьёзных травм различных систем ОДА. С возрастом данные проблемы могут начать напоминать о себе, что и приводит к формированию остеоартрозу, остеохондрозу и остеопорозу.
Для возвращения к нормальной жизни были разработаны реабилитационные мероприятия. Программа обучения состоит из 6 занятий. Численность пациентов в группе не более 8–10 человек. Посещение занятий необходимо два раза в неделю, продолжительностью – 90 минут.
Занятие 1. Основные понятия и аспекты об остеоартрозе, остеохондрозе, остеопорозе? Факторы риска развития остеоартроза. Диагностика и клиническая картина
1. Вводная часть ~ 15 минут
1.1. Знакомство, представление участников.
1.2. Описание целей обучения.
1.3. Оценка исходных знаний.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Краткие сведения о болезнях суставов и позвоночника.
2.2. Строение и движение суставов.
2.3. Понятие об остеоартрозе, остеохондрозе, остеопорзе.
2.4. Симптомы заболевания.
2.5. Факторы риска остеоартроза.
3. Активная часть ~ 10 минут
Проверка усвоения материала.
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 15 минут
4.1. Как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.
4.2. Различия между периодами обострения и ремиссии.
5. Активная часть ~ 15 минут
5.1. Выявление факторов риска у каждого пациента.
5.2. Проверка усвоенного материала.
6. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на интересующие вопросы, домашнее задание.
Занятие 2. Что важно знать о заболеваниях позвоночника? Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания. Факторы риска развития заболеваний позвоночника.
1. Вводная часть ~ 10 минут
1.1. Проверка домашнего задания.
1.2. Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Строение позвоночника.
2.2. Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания.
2.3. Факторы, которые могут привести к развитию заболеваний.
3. Активная часть ~ 10 минут
Выявление симптомов у каждого пациента если они имеются.
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 15 минут
4.1. Как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.
4.2. Как работать с данным планом оздоровления и в чём его польза.
5. Активная часть ~ 20 минут
5.1. Составление индивидуального плана оздоровления.
5.2. Проверка изученного материала.
6. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на интересующие вопросы.
Занятие 3. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании. Понятие избыточной массы тела и ожирения.
1. Вводная часть ~ 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Основные принципы здорового питания.
2.2. Как проанализировать собственные факторы риска, связанные с привычками и характером повседневного питания.
2.3. Пирамида рационального питания.
3. Активная часть ~ 20 минут
3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.
3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 15 минут
4.1. Критерии оценки избыточной массы тела и ожирения.
4.2. Принципы коррекции избыточной массы тела.
4.3. Как влияет питание на суставы и позвоночник.
5. Активная часть ~ 15 минут
5.1. Подсчет избыточной массы тела каждого пациента.
5.2. Составление суточного меню для пациентов с заболеванием суставов и позвоночника.
5.3. Проверка усвоенного материала.
6. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на интересующие вопросы, домашнее задание.
Занятие 4. Физическая активность и остеоартроз. Как жить с остеоартрозом.
1. Вводная часть ~ 10 минут
1.1. Проверка домашнего задания.
1.2. Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 15 минут
2.1. Какое значение имеет физическая активность для здоровья.
2.2. Типы физических тренировок.
3. Активная часть ~ 10 минут
3.1. Оценка физической активности.
3.2. Выполнение упражнений.
4. Информационная часть ~ 10 минут
4.1. Как определить свой уровень физической активности.
4.2. Методы повышения физической активности.
4.3. Комплекс упражнений для больных остеоартрозом.
Перерыв ~ 10 минут
5. Активная часть ~ 10 минут
5.1. Выявление у каждого пациента ограничений по выполнению физических упражнений.
5.2. Проверка усвоенного материала.
6. Информационная часть ~ 15 минут
6.1. Правило проведения тренировок.
6.2. Как повысить физическую активность.
6.3. Какая польза для пациентов с остеоартрозом от физической активности?
7. Активная часть ~ 5 минут
7.1. Как не переусердствовать с тренировками.
7.2. Проверка усвоенного материала.
8. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на интересующие вопросы.
Занятие 5. Физическая активность и остеохондроз. Как жить с остеохондрозом.
1. Вводная часть ~ 10 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 15 минут
2.1.Как контролировать интенсивность физических нагрузок.
2.2. Польза упражнений для пациентов с остеохондрозом.
2.3. Самооценка физической подготовки.
3. Активная часть ~ 10 минут
3.1. Оценка физической активности.
3.2. Выполнение упражнений.
4. Информационная часть ~ 10 минут
4.1. Принципы ЛФК при заболеваниях позвоночника.
4.2. Почему необходимо изменить сложившиеся двигательные стереотипы.
4.3. Комплекс упражнений для больных остеохондрозом.
Перерыв ~ 10 минут
5. Активная часть ~ 10 минут
5.1. Выявление у каждого пациента ограничений по выполнению физических упражнений.
5.2. Проверка усвоенного материала.
6. Информационная часть ~ 10 минут
6.1. Правило проведения тренировок.
6.2. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?
7. Активная часть ~ 10 минут
7.1. Комплекс упражнений.
7.2. Проверка усвоенного материала.
8. Заключительная часть ~ 5 минут
Ответы на интересующие вопросы.
Занятие 6. Заключительное.
1. Вводная часть ~ 5 минут
Описание цели занятия.
2. Информационная часть ~ 20 минут
2.1. Основные современные направления.
2.2. Методы лечения.
2.3. Лекарственная терапия и возможные побочные эффекты препаратов.
3. Активная часть (вопросы-ответы) ~ 10 минут
Перерыв ~ 10 минут
4. Информационная часть ~ 20 минут
4.1. Возможности альтернативной медицины.
4.2. Хирургические методы лечения.
5. Активная часть ~ 15 минут
5.1. Проверка всего пройденного материала.
5.2. Проверка индивидуального плана заболевания у каждого пациента.
6. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в
Школе ~ 10 минут.
7. Заключительная часть ~ 10 минут.
Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе.
За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. Однако это не всегда так, но и лица детского и юного возраста страдают данными патологиями, что связано с устранимыми и неустранимыми факторами жизни человека. На неустранимые повлиять невозможно, а на устранимые напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни.
При наблюдении за состоянием опорно-двигательной системы очень важно вовремя проходить медицинские обследования – особенно если вы входите в группу риска или испытываете болезненные ощущения в позвоночнике, костях, суставах [2].
Данные занятия позволят пациентам с заболеваниями ОДА вернуться к полноценной жизни. Соблюдение рекомендаций и выполнение данных комплексов в домашних условиях позволят не допустить осложнений заболеваний.