Главная
Конференции
Инновационные направления исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук
Разработка реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление лиц, стр...

Разработка реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Научный руководитель

Шавырина Светлана Васильевна

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

опорно-двигательный аппарат
остеоартроз
остеохондроз
остеопороз

Аннотация статьи

В настоящей работе представлены разработки по реабилитационным мероприятиям, направленные на восстановление полного физического здоровья лиц, страдающих заболеваниями ОДА. Данная методика может использоваться на базах специализированных школ здоровья и поликлинического звена. В дальнейшем полученные знания могут быть использованы пациентами в домашних условиях, для поддержания физического здоровья.

Текст статьи

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1]. Система Всемирной организации здравоохранения, выделяют практически 75% на то, что дефекты, приводящие к формированию проблем опорно-двигательного аппарата, начинаются с момента подросткового возраста, в частности, когда детей отдают в профессиональный спорт.

Занятия профессиональным спортом в большинстве случаев ведёт и к наличию серьёзных травм различных систем ОДА. С возрастом данные проблемы могут начать напоминать о себе, что и приводит к формированию остеоартрозу, остеохондрозу и остеопорозу.

Для возвращения к нормальной жизни были разработаны реабилитационные мероприятия. Программа обучения состоит из 6 занятий. Численность пациентов в группе не более 8–10 человек. Посещение занятий необходимо два раза в неделю, продолжительностью – 90 минут.

Занятие 1. Основные понятия и аспекты об остеоартрозе, остеохондрозе, остеопорозе? Факторы риска развития остеоартроза. Диагностика и клиническая картина

1. Вводная часть ~ 15 минут

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3. Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Краткие сведения о болезнях суставов и позвоночника.

2.2. Строение и движение суставов.

2.3. Понятие об остеоартрозе, остеохондрозе, остеопорзе.

2.4. Симптомы заболевания.

2.5. Факторы риска остеоартроза.

3. Активная часть ~ 10 минут

Проверка усвоения материала.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

4.1. Как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.

4.2. Различия между периодами обострения и ремиссии.

5. Активная часть ~ 15 минут

5.1. Выявление факторов риска у каждого пациента.

5.2. Проверка усвоенного материала.

6. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на интересующие вопросы, домашнее задание.

Занятие 2. Что важно знать о заболеваниях позвоночника? Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания. Факторы риска развития заболеваний позвоночника.

1. Вводная часть ~ 10 минут

1.1. Проверка домашнего задания.

1.2. Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Строение позвоночника.

2.2. Основная информация о болевом синдроме: понятие, симптомы заболевания.

2.3. Факторы, которые могут привести к развитию заболеваний.

3. Активная часть ~ 10 минут

Выявление симптомов у каждого пациента если они имеются.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

4.1. Как проанализировать собственные факторы риска и составить индивидуальный план оздоровления.

4.2. Как работать с данным планом оздоровления и в чём его польза.

5. Активная часть ~ 20 минут

5.1. Составление индивидуального плана оздоровления.

5.2. Проверка изученного материала.

6. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на интересующие вопросы.

Занятие 3. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании. Понятие избыточной массы тела и ожирения.

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Основные принципы здорового питания.

2.2. Как проанализировать собственные факторы риска, связанные с привычками и характером повседневного питания.

2.3. Пирамида рационального питания.

3. Активная часть ~ 20 минут

3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.

3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

4.1. Критерии оценки избыточной массы тела и ожирения.

4.2. Принципы коррекции избыточной массы тела.

4.3. Как влияет питание на суставы и позвоночник.

5. Активная часть ~ 15 минут

5.1. Подсчет избыточной массы тела каждого пациента.

5.2. Составление суточного меню для пациентов с заболеванием суставов и позвоночника.

5.3. Проверка усвоенного материала.

6. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на интересующие вопросы, домашнее задание.

Занятие 4. Физическая активность и остеоартроз. Как жить с остеоартрозом.

1. Вводная часть ~ 10 минут

1.1. Проверка домашнего задания.

1.2. Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 15 минут

2.1. Какое значение имеет физическая активность для здоровья.

2.2. Типы физических тренировок.

3. Активная часть ~ 10 минут

3.1. Оценка физической активности.

3.2. Выполнение упражнений.

4. Информационная часть ~ 10 минут

4.1. Как определить свой уровень физической активности.

4.2. Методы повышения физической активности.

4.3. Комплекс упражнений для больных остеоартрозом.

Перерыв ~ 10 минут

5. Активная часть ~ 10 минут

5.1. Выявление у каждого пациента ограничений по выполнению физических упражнений.

5.2. Проверка усвоенного материала.

6. Информационная часть ~ 15 минут

6.1. Правило проведения тренировок.

6.2. Как повысить физическую активность.

6.3. Какая польза для пациентов с остеоартрозом от физической активности?

7. Активная часть ~ 5 минут

7.1. Как не переусердствовать с тренировками.

7.2. Проверка усвоенного материала.

8. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на интересующие вопросы.

Занятие 5. Физическая активность и остеохондроз. Как жить с остеохондрозом.

1. Вводная часть ~ 10 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 15 минут

2.1.Как контролировать интенсивность физических нагрузок.

2.2. Польза упражнений для пациентов с остеохондрозом.

2.3. Самооценка физической подготовки.

3. Активная часть ~ 10 минут

3.1. Оценка физической активности.

3.2. Выполнение упражнений.

4. Информационная часть ~ 10 минут

4.1. Принципы ЛФК при заболеваниях позвоночника.

4.2. Почему необходимо изменить сложившиеся двигательные стереотипы.

4.3. Комплекс упражнений для больных остеохондрозом.

Перерыв ~ 10 минут

5. Активная часть ~ 10 минут

5.1. Выявление у каждого пациента ограничений по выполнению физических упражнений.

5.2. Проверка усвоенного материала.

6. Информационная часть ~ 10 минут

6.1. Правило проведения тренировок.

6.2. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?

7. Активная часть ~ 10 минут

7.1. Комплекс упражнений.

7.2. Проверка усвоенного материала.

8. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на интересующие вопросы.

Занятие 6. Заключительное.

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Основные современные направления.

2.2. Методы лечения.

2.3. Лекарственная терапия и возможные побочные эффекты препаратов.

3. Активная часть (вопросы-ответы) ~ 10 минут

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 20 минут

4.1. Возможности альтернативной медицины.

4.2. Хирургические методы лечения.

5. Активная часть ~ 15 минут

5.1. Проверка всего пройденного материала.

5.2. Проверка индивидуального плана заболевания у каждого пациента.

6. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в

Школе ~ 10 минут.

7. Заключительная часть ~ 10 минут.

Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе.

За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. Однако это не всегда так, но и лица детского и юного возраста страдают данными патологиями, что связано с устранимыми и неустранимыми факторами жизни человека. На неустранимые повлиять невозможно, а на устранимые напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни.

При наблюдении за состоянием опорно-двигательной системы очень важно вовремя проходить медицинские обследования – особенно если вы входите в группу риска или испытываете болезненные ощущения в позвоночнике, костях, суставах [2].

Данные занятия позволят пациентам с заболеваниями ОДА вернуться к полноценной жизни. Соблюдение рекомендаций и выполнение данных комплексов в домашних условиях позволят не допустить осложнений заболеваний.

Список литературы

  1. Ванда, Е.С. Физическая культура студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Е.С. Ванда, Т.А. Глазько. – Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2016. – 152 с.
  2. Недоговорова, К.В. Средства для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата в аптечных продажах / К.В. Недоговорова // Новая аптека. Эффективное управление. – 2018. – № 11.

Поделиться

452

Хазова Е. А. Разработка реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Инновационные направления исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 6-10. URL: https://apni.ru/article/8668-razrabotka-reabilitatsionnikh-meropriyatij-na

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря