Спортивная акробатика по своему характеру деятельности является как сложно-координационный вид спорта в мире и требует от спортсменов (акробатов) проявления наибольшего круга двигательных умений, навыков и качеств, а также действий. Высокий уровень развития акробатики невозможен без высочайшего развития специальных двигательных качеств. Важными из них являются скоростно-силовые способности, которые проявляются в максимальной концентрации мышечных, а также волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикальных и горизонтальных расстояний. Это качество довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено.
Много авторов «считают скоростно-силовые способности одними из важных качественных сторон двигательной деятельности». Например, Б. А. Буранов в книге «Физическая подготовка акробатов-прыгунов» считает, что скоростно-силовые способности для данной категории акробатов имеют наиболее важное значение. Без определённого уровня развития скоростно-силовых способностей невозможно достичь в акробатике наивысших спортивных результатов.
В связи со сказанным выше, на наш взгляд, развитию скоростно-силовой подготовке надо уделять внимание с малого возраста. Нами было сделано решение разработать и экспериментально проверить методику развития скоростно-силовых способностей у спортсменов-акробатов в возрасте 7–8 лет.
Педагогический эксперимент проводился на базе областной ОГАУ ДО «СШОР №4» Белгородской области в спортивной секции акробатика. В эксперименте приняли участие 20 спортсменов в возрасте 7–8 лет. Эксперимент длился в течение 4-х месяцев. На предварительном тестирование были сформированы две группы, экспериментальная и контрольная по 10 человек. До эксперимента между результатами тестирования акробатов групп достоверных различий не выявлено (p>0,05). «Прыгучесть определялась прыжком в длину с места и тестом по В. М. Абалакову».
Тренировочные занятия, как в экспериментальной, так и в контрольной группе проводились три раза в неделю и носили преимущественно комплексный характер. Длительность каждого занятия составляла 1 час 30 минут. Для решения поставленной задачи мы разработали определённую экспериментальную методику, состоящую из комплексов упражнений направленных на развитие скоростно-силовых способностей у акробатов-спортсменов экспериментальной группы. В контрольной группе занятия проводились штатным тренером по его плану, в котором не было определенной системы в использовании средств для развития скоростно-силовых способностей у юных спортсменов. В экспериментальной группе развитие скоростно-силовых способностей проводилось систематически в конце основной части занятия. Основу тренировочных комплексов составляли упражнения на икроножные мышцы, на мышцы задней и передней поверхностей бедра, на укрепление голеностопных мышц и мышц стопы. Очень большое внимание уделялось развитию взрывной силы. «В зависимости от характера упражнений использовались различные методы организации занятий (фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный, игровой)». Количество повторных упражнений увеличивалось по мере адаптации (привыкания) юных акробатов-спортсменов к тренировочным нагрузкам. Для развития скоростно-силовых способностей использовался метод динамических усилий. Паузы отдыха были достаточными для полного восстановления.
Комплекс упражнений, используемый в экспериментальной группе:
- Прыжки на возвышенность, с максимально-быстрым отталкиванием двумя ногами 15 на 3.
- Прыжки по гимнастическим матам. Маты укладывались на расстоянии 0,5 м. По три прыжка на каждом мате, три повторения.
- Стоя лицом к опоре выпрыгивание вверх с постановкой маховой ноги на опору 10/15 повторений, пауза отдыха 1 минута, 3 серии.
- Быстрый подъём и спуск по гимнастической стенке, 3 серии по 5 раз, пауза между сериями 40 секунд или одна минута.
- Лежа на спине в группировке резким перекатом вперед встать в упор присев и прыжок вверх. Прыжок выполняется как с обеих ног, так и с одной поочередно. 3 серии по 30 раз, отдых между сериями 50 секунд.
- Прыжки вверх по ступенькам лестничного пролета на двух ногах одновременно или с ноги на ногу, данное упражнение выполняется поточным методом 3 серии с отдыхом 1 минута.
- Юные спортсмены располагаются по кругу диаметром 6–8 м на расстоянии 1 м друг от друга. Спортсмен-акробат, стоящий внутри круга с веревкой, по сигналу начинает быстро вращаться вокруг оси, вращая веревку по кругу над самой площадкой. Игроки подпрыгивают над веревкой, избегая соприкосновения с ней. При касании веревки акробат становится ведущим. Выигрывает тот, который ни разу не был ведущим.
Проведение эксперимента показало, что юные акробаты экспериментальной группы по всем показателям прыгучести превзошли акробатов контрольной группы (таблица).
Так прыжок в длину с места у акробатов экспериментальной группы улучшился на 13,4 см, что составило прирост 19,5%, а в контрольной группе - 6,5 см, что составило прирост 10,4%, различия достоверны при р<0,05.
Результат теста по В. М. Абалакову у акробатов экспериментальной группы улучшился на – 4,7 см, что составило прирост – 12,4%, а в контрольной группе 2,7 см, что составило прирост 11,3%, различия достоверны при р<0,05.
Таблица
Показатели скоростно-силовой подготовленности акробатов-спортсменов 7–8 лет
Периоды |
Группы |
Прыжок в длину с места, см |
p |
Прыжок вверх по Абалакову, см |
p |
---|---|---|---|---|---|
до эксперимента |
контрольная |
131,8±1,888 |
>0,05 |
19,7±0,597 |
>0,05 |
экспериментальная |
131,2±1,921 |
19,9±0,586 | |||
после эксперимента |
контрольная |
138,3±1,802 |
<0,05 |
22,4±0,6 |
<0,05 |
экспериментальная |
143,6±1,655 |
24,4±0,636 |
Таким образом, проведенный данный эксперимент позволяет сделать выводы, что экспериментальная методика с использованием специальных комплексов упражнений достаточно эффективна для развития скоростно-силовых способностей. Представленный комплекс упражнений целесообразно применять в учебно-тренировочном процессе акробатов 7–8 лет.