О противодействии коронавирусной инфекции (COVID-19) в похоронном деле Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

О противодействии коронавирусной инфекции (COVID-19) в похоронном деле Российской Федерации

В статье на основе анализа литературы и законодательства Российской Федерации относительно противодействия коронавирусной инфекции (COVID-19) в похоронном деле Российской Федерации обосновано несколько суждений: предупреждение всякой пандемии, в том числе и пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), предполагает совершенное правовое регулирование; в Российской Федерации, как субъекте международного права, принято несколько указов Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.), правовое обоснование которых (ст. 80 Конституции РФ) позволяет их по юридической силе приравнять к федеральному закону РФ; пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) неизбежно распространяется и на похоронное дело; в Российской Федерации в качестве альтернативы Федеральному закону РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. необходимо принять Федеральный закон РФ «О похоронном деле», в котором предусмотреть главу «Об организации похоронного дела при чрезвычайных ситуациях».

Аннотация статьи
криминализация
погребение
похоронное дело
коронавирусная инфекция (COVID-19)
вирусология
государство
федеральный закон РФ
Конституция РФ
законодательство
Российская Федерация
пандемия
Москва
Московская область
город федерального значения
субъект РФ
Всемирная организация здравоохранения
Ключевые слова

Предметом данной статьи является коронавирусная инфекции (COVID-19) и противодействие ей в похоронном деле Российской Федерации[1].

Поводом же к подготовке данной статьи послужили известные события, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (2019-nCoV), что также нами не оставлено без внимания [см. об этом, например: 12, 18, 19].

Итак, первоначально о состоянии литературы относительно похоронного дела в Российской Федерации[2].

Так, в одной из немногочисленных учебных публикаций, специально посвященной похоронному делу, обнаруживаем лишь определение понятия «погребение»: «Погребение – это связанное религией или мировоззрением предание человеческого тела земле, при котором в христианском мире характерно, а иногда и обязательно использование гроба. По истечении определенного срока сразу после смерти тело должно быть перенесено в морг» [29].

По мнению И.И. Тюниной, «источники нормативно-правового регулирования погребения, похоронного дела и ритуального обслуживания образуют систему, включающую общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; нормативные правовые акты Российской Федерации; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; акты органов власти и управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления» [30].

Еще в одной публикации обнаруживаем следующее: «Под словом погребение подразумевается не только предание тела усопшего земле», но и отпевание. Иногда же погребение умерших происходит без отпевания, которое заменяется «печатанием». «Печатание покойников» - обычай незаконный, нарушающий церковные правила и суеверия по тем воззрениям, которые с ним связаны» [17].

На основе Временного руководства Центра по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention (CDC), февраль и март 2020 г.), Временного руководства Всемирной организации здравоохранения (24 марта 2020 г.), Временных методических рекомендаций, нормативных правовых актов и информации Министерства здравоохранения РФ [7], Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека группой известных специалистов (А.В. Ковалев, Г.А. Франк, П.В. Минаева, Е.С. Тучик) разработаны Временные методические рекомендации «Исследование умерших с подозрением на коронавирусную инфекцию (COVID-19)» [16]. Во временных методических рекомендациях содержатся несколько разделов: «Основные сведения о возбудителе новой короновирусной инфекции (COVID-19)»; «Патоморфологическая картина»; «Практические рекомендации по обеспечению безопасности процедуры исследования умерших с подозрением на новую короновирусную инфекцию (COVID-19)»; «Рекомендации по использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ)»; «Исследование умершего с подозрением на SARS-COV-2 (COVID-19) (мазков из верхних дыхательных путей, мазков из нижних дыхательных путей, гистологических препаратов)»; «Упаковка и транспортировка посмертных образцов»; «Направление образцов в территориальные органы РОСПОТРЕБНАДЗОРА»; «Лабораторная диагностика»; «Кодирование CОVID-19 ПО МКБ-10»; «Рекомендации по сбору и утилизации отходов»; «Упаковка и транспортировка человеческих останков»; «Мероприятия по дезинфекции»; «Организационные положения»; «Перечень рекомендованных материалов»), а также несколько приложений: приложение № 1 «Памятка по использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ); приложение № 2 «Иллюстрированное руководство по использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ)»; приложение № 3 «Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупом в контексте COVID-19». Приведенные рекомендации специалистов в похоронном деле представляются актуальными и могут быть использованы в деятельности патологоанатомических и танатологических отделений (ПАО/ТАО).

Теперь о законодательстве и результатах правоприменительной практики.

Пандемия коронавирусной инфекции (2019-nCoV) повлекла активизацию правового регулирования и в Российской Федерации, и в ее субъектах посредством принятия нормативных правовых актов с разной юридической силой[3].

В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.[4], в которой закреплено несколько принципиально важных положений: «1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» - ч. 1 ст. 1; «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. … 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» - ст. 15; «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» - ст. 17; «1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» - ст. 41.

Положения Конституции РФ реализованы в иных нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Так, в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. [5] определены «общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации …, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды … от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера …» (абзац первый преамбулы). В ст. 1 Федерального закона РФ от 11 ноября 1994 г. даны разъяснения «основных понятий»: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»; «Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения»; «Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация»; «Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»; «Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите»; «Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности»; … «Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; «Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 1 ноября 2011 г. [3] урегулированы «отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации …, и определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» - ст. 1).

В Федеральном законе РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. [4] приведен исчерпывающий перечень общественных отношений, которые урегулированы данным нормативным правовым актом: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности» (ст. 1).

Действующая часть 4 ст. 15 Конституции РФ предполагает и соответствующее правотворчество управомоченных государственных органов Российской Федерации.

В этом же контексте необходимо рассматривать и распоряжение Правительства РФ «О подписании Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией здравоохранения» № 1732-р от 20 сентября 2008 г. [2] (« В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минздравсоцразвития России согласованный с МИДом России проект Соглашения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией здравоохранения»).

Постановлением Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 г. [8] внесены изменения в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» № 715 от 1 декабря 2004 г. [1]: «дополнить пунктом 16 следующего содержания: «16. В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)».

Вместе с тем необходимо учитывать и постановление Правительства РФ «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» № 373 от 31 марта 2020 г.[5], в котором фактически уточнено содержание пункта 16 постановления Правительства РФ № 715 от 1 декабря 2004 г. как «новая коронавирусная инфекция (COVID-19)»..

Иначе говоря, руководствуясь положением ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров, в названии короновирусной инфекции учтено решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[6].

«В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации» Указом Президента РФ № 206 от 25 марта 2020 г. [6] устанавливались с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы для работников «а) непрерывно действующих организаций; б) медицинских и аптечных организаций; в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости; г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения; д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы».

«В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Указом Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г. [9] устанавливались с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

«В целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Указом Президента РФ № 294 от 28 апреля 2020 г.[7] установлены «с 6 по 8 мая 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы».

Таким образом, предупреждение коронавирусной инфекции (COVID-19) предполагает комплекс мероприятий во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в похоронном деле.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, предупреждение всякой пандемии, в том числе и пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), предполагает совершенное правовое регулирование.

Во-вторых, в Российской Федерации, как субъекте международного права, принято несколько указов Президента РФ (№ 206 от 25 марта 2020 г.; № 239 от 2 апреля 2020 г.; № 294 от 28 апреля 2020 г.), правовое обоснование которых (ст. 80 Конституции РФ) позволяет их по юридической силе приравнять к федеральному закону РФ.

В-третьих, пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) неизбежно распространяется и на похоронное дело.

В-четвертых, в Российской Федерации в качестве альтернативы Федеральному закону РФ «О погребении и похоронном деле» от 8 декабря 1995 г. необходимо принять Федеральный закон РФ «О похоронном деле», в котором предусмотреть главу «Об организации похоронного дела при чрезвычайных ситуациях».

[1] Те или иные закономерности похоронного дела в РФ нами уже исследовались (подробнее об этом см., например: [10, 20-28].

[2] Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (см. об этом: [13]).

[3] О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: [14, 15].

[4] См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: [11].

[5] См.: www.pravo.gov.ru, 02.04.2020

[6] Коронавирусы относятся к РНК-содержащим вирусам. До 2002 г. они рассматривались как агенты, вызывающие заболевания верхних дыхательных путей с крайне редкими летальными исходами. В дальнейшем были установлены тяжелые инфекции органов дыхания, вызываемые коронавирусами SARS-CoV, MERS-CoV, и в 2019 г. - SARS-CoV-2. COVID-19 (COronaVIrus Disease 2019) – это острая респираторная инфекция, вызываемая вирусом SARS-CoV-2 – РНК-содержащим вирусом II группы патогенности, патогенез которого активно исследуется. ВОЗ в марте 2020 г. обновила раздел МКБ-10 «Коды для использования в чрезвычайных ситуациях», добавив специальный код для COVID-19 — U07.1. Ранее использовались коды МКБ-10 для шифрования смерти от CОVID-19: J12.8 «Другая вирусная пневмония», В97.2 «Коронавирусы, как причина болезней, классифицированных в других рубриках» и В34.2 «Коронавирусная инфекция неуточненная».

[7] См.: www.pravo.gov.ru

Текст статьи
  1. СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4916.
  2. СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4475.
  3. СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
  4. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146; …; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4238.
  5. СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; …; РГ. 2020. 3 апреля.
  6. СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1898.
  7. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 608 от 19.06.2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3526; …; 2019. № 23. Ст. 2970.
  8. О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих: Постановление Правительства РФ № 66 от 31.01.2020 г. // СЗ РФ. 2020. № 6. Ст. 674.
  9. РГ. 2020. 3 апреля.
  10. Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.Н. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10. С. 143-148.
  11. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
  12. Галузо В.Н. Генетика и право в Российской Федерации: междисциплинарный подход // Международный журнал «Актуальные проблемы медицины и биологии». 2019. № 1. С. 35-38.
  13. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
  14. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
  15. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
  16. Ковалев А.В., Франк Г.А., Минаева П.В., Тучик Е.С. Исследование умерших с подозрением на коронавирусную инфекцию (COVID-19): Временные методические рекомендации. М., 2020.
  17. Погребение. Обряды Русской православной церкви. Смоленск: Смядынь, 1994. С. 32.
  18. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2020. № 8. С. 8-14.
  19. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Вирусология и право в Российской Федерации: поиск оптимального сочетания // Международный журнал «Актуальные проблемы медицины и биологии». 2019. № 2
  20. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Допустимо ли «право на смерть» в Российской Федерации? (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 10. С. 90-97.
  21. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О местах погребения трупов в городах федерального значения Российской Федерации (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 8. С. 98-101.
  22. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О несовершенстве правового регулирования выдачи документов на погребение трупа человека в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3. С. 128-133.
  23. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О правовом регулировании выдачи документов на погребение трупа человека в городе федерального значения - Москве // Право и государство: теория и практика. 2018. № 6. С. 125-132.
  24. Полянко Н.И., Галузо В.Н. О принадлежности трупов человека в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 10. С. 102-108).
  25. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Погребение трупов человека в Российской Федерации (медико-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 119-124.
  26. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: pro et contra // Право и государство: теория и практика. 2017. № 3. С. 89-93.
  27. Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 118-122.
  28. Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. № 4. С. 137-140.
  29. Похоронное дело. Опыт Европы: Учебное пособие. Т. 1. М.: Типография «Новость», 2009. С. 231.
  30. Тюнина И.И. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 55-58.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа