Проблематика федеральных территорий в поправках к Конституции РФ

В статье раскрыта основная проблематика будущих федеральных территорий, которые планируют ввести вместе с поправками в Конституцию РФ. Рассмотрен также и зарубежный опыт функционирования подобных территорий.

Аннотация статьи
федеральные территории
проблематика
Конституция Российской Федерации
поправки
Ключевые слова

14 марта 2020 года Президент Российской Федерации подписал закон о поправках в Конституцию. В тот же день, в экстренном режиме Конституционный суд приступил к проверке закона на соответствие правомерности предложенного заявления. Всего через 2 дня после подписания закона Конституционный суд подтвердил соответствие планируемых поправок конституции.

Закон РФ о поправке к Конституции содержит только одно положение, которое хоть как-то затрагивает отношение федеральных территорий посредством изменения части 1, статьи 67 (далее – положение) Конституции. Новое положение звучит следующим образом: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом».

На данный момент говорить что-то однозначное о потенциально новом явлении еще рано. Упоминаемый в положении Федеральный закон создаст и соответствующую терминологию, и принцип организации органов публичной власти, и какие-либо иные фундаментальные основы федеральных территорий. Однако уже сейчас можно задуматься о целях, задачах, причинах, природе и необходимости установления новых административно-территориальных единиц.

Инициатива о разработке поправок по федеральным округам была вынесена на обсуждение рабочей группы Совета Федерации. По итогам обсуждения было предложено относить к федеральным территориям различные особо охраняемые и значимые области, например: закрытые города, особо охраняемые природные территории, Арктику, военные и стратегические объекты, космодром “Восточный” и другие. Такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органов власти этих территорий федеральному центру.

Первое, что вызывает вопрос, так это необходимость включения о возможности создания федеральных территорий в текст наравне с такими естественными по своей сути категориями, как территории субъектов федерации, внутреннее море, территориальное море и воздушное пространство. Данный факт наводит на мысль о двух противоположных правовых явлениях: не совсем верное следование принципам юридической техники и логики, или же у федерального центра возникла настолько острая необходимость в создании такого рода территориальной единицы, что в будущем оно будет иметь важное место в системе российского федерализма.

Также, интересен способ формирования новых федеральных территорий. Если они будут создаваться, то должны будут иметь свои четкие, регламентированные границы в соответствии с законами РФ. Т.е. существующие в настоящее время границы субъектов федерации, в которые входят различные стратегические, особо охраняемые и иные территории, впоследствии могут быть изменены. Т.к. новые федеральные территории будут занимать свое конкретное географическое положение в объективной действительности, то это изменение будет, вероятно, в сторону уменьшения территории конкретного субъекта федерации. Кроме того, в теории, в случае произвола и злоупотребления со стороны федерального центра очень многие территории при наличии обоснования для отнесения таковых могут стать федеральными и, соответственно, относительная суверенизация субъектов федерации будет умалена. Учитывая, что в Конституции закреплен способ изменения границ только по взаимному согласию субъектов федерации. В данном же случае инициатором изменения границ является федеральный центр. Такая ситуация если и не будет являться нарушением принципов федерализма, то представляет из себя ущемление суверенности субъектов федерации.

Далее, для решения, пожалуй, основного вопроса, касающийся отличий правового статуса субъекта федерации от федеральных территорий обратимся к Заключению Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а именно абзацу 2, пункту 3.1: “Положение о возможности создания федеральных территорий по своему буквальному смыслу не предполагает возможности образования федеральных территорий с приданием им статуса, равного статусу субъектов Российской Федерации, и не может расцениваться как противоречащее статье 5 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исчерпывающим образом определяющей состав России как федеративного государства (что, однако, не аналогично определению состава ее территории – статья 67, часть 1, Конституции Российской Федерации), а равно другим положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, которые подлежат неукоснительному соблюдению федеральным законодателем при реализации указанной возможности”.

Исходя из данного определения, данного Конституционным Судом, мы ясно понимаем, что федеральные территории не предполагают придания им статуса, равного субъектам федерации. Тогда логически встает вопрос: чем же будут являться федеральные территории? Т.е., оно будет занимать реальное географическое место в действительности, точно также, как и субъекты федерации, но при этом будет отсутствовать в перечне части 1, статьи 5 Конституции РФ. 

По итогу, можно утверждать, что цели создания новой системы федеральных территорий и их правовая обусловленность являются не совсем четкими и понятными. С одной стороны, такая система может стать потенциально эффективной мерой государственного управления особыми территориям в рамках более оперативного решения задач, касающихся обеспечения национальной безопасности и охраны особых объектов. С другой стороны, не совсем понятны конституционно-правовые основы такого территориального деления. Даже в случае принятия специального Федерального закона, регламентирующего организацию публичной власти в федеральных территориях, все еще останется не ясным правовой статус такого территориального образования, т.к. в Конституции его указывают в качестве составной части наравне с субъектами федерации, но при этом самим субъектов федерации оно являться не будет.

Текст статьи
  1. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: заключение Конституционного суда Российской.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 30.- ст. 4202.
  3. Конституционное право зарубежных стран: учебник для студентов вузов // В.О. Лучин, Г.А. Василевич, А.С. Прудников – 2-е изд., перераб. и доп., – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 513 с.
  4. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: федеральный конституционный закон от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 14 марта 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №11. - ст. 1416.
Список литературы