Дети с задержкой психического развития развиваются медленнее, чем их сверстники, они невнимательны и плохо воспринимают новый материал, имеют низкую познавательную активность. Патология проявляется физической и умственной медлительностью, плохой памятью, низкими коммуникативными способностями. Учитывая эти особенности, ясно одно – ребенок с задержкой психического развития не может соответствовать стандартным общеобразовательным требованиям. При этом практически все формы задержки компенсируются по мере взросления ребенка, поэтому диагноз дает возможность учиться в обычных общеобразовательных школах (по программе коррекционных занятий для детей психического развития) [1].
Психогенная задержка характерна для детей с нормальным физическим развитием и здоровьем. Отставание в обучении и развитии связано с недостатком воспитания, неблагоприятными условиями, нарушающими нормальное развитие личности ребенка. Зачастую такие дети растут в неблагоприятных семьях, страдают от жестокого обращения или чрезмерной опеки родителей. Это приходит к психической неустойчивости, безынициативности, отставанию в интеллектуальном развитии [8].
Задержка церебро-органического происхождения обусловлена стойкой локальной деструкцией структур головного мозга вследствие заболеваний матери во время беременности, кислородного голодания плода, недоношенности, внутриутробного инфицирования и др. Дети с задержкой психического развития церебро-органического происхождения нуждаются в комплексной помощи психолога, дефектолога и врача.
Введение: Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание в развитии психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития обусловлена уровнем развития моторики, речи, внимания, регуляции и саморегуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций и плохим развитием в школе.
ЗПР проявляется в нескольких вариантах, каждый из которых имеет свои особенности, прогноз и динамику. При задержке конституционального происхождения задержка определяется наследственностью, т. е. ребенок повторяет развитие отца или матери. При этом диагнозе семилетний ребенок обычно находится на уровне 4–5 лет. Такие дети характеризуются благоприятным прогнозом при условии педагогического воздействия. Задержка психического развития компенсируется 10–12 годами [6].
Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительно текущими хроническими заболеваниями, нервно-психической слабостью головного мозга и др. Дети рождаются в здоровых семьях, а ЗПР появляется вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний (хронические инфекции, аллергия). У таких детей наблюдаются наиболее выраженные симптомы в виде снижения работоспособности, головных болей, повышенной утомляемости, ухудшения памяти, очень непродолжительное время удержания внимания. При сохраненном интеллекте эмоциональная сфера характеризуется незрелостью.
ЗПР родители могут заметить еще до школьного возраста. Обычно такие дети позже начинают ходить, позже произносят первые слова, мало активны в познавательном процессе и не устанавливают хороший контакт со сверстниками. Большинство взрослых связывают эти особенности с индивидуальными темпами развития ребенка и особенностями характера. Все дети действительно развиваются по-разному, поэтому небольшие отклонения от возрастных норм не должны вызывать беспокойства. Обучение таких детей в рамках общеобразовательного процесса позволит в полной мере выявить имеющиеся психические проблемы.
К 6–7 годам дети уже проявляют внимательность и целеустремленность, умеют управлять мыслительными операциями и опираться на предыдущий опыт в процессе обучения, используют абстрактно-логическое мышление. Для детей младшего школьного возраста с незрелой психикой система развития испытывает наибольшие трудности с освоением родного и иностранного языков и технических наук. Овладеть письменной грамотностью невозможно без достаточного развития устной речи, а для понимания технических наук ребенок должен знать такие понятия, как сравнение, форма, количество, размер и т. п.
Множество авторов в своих исследованиях отмечают, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР), наблюдается системное недоразвитие речи, обусловленное комплексом патологических факторов [3, с. 3-21; 7].
В связи с недоразвитостью познавательной деятельности, включая процессы анализа, сравнения, синтеза, дифференциации, обобщения, у детей с задержкой психического развития выявляются и особенности процессов словообразования. Неумение использовать такие способы словообразования приводит к ограничению возможности пополнения словарного запаса, к неточному пониманию и дифференциации родственных слов, а также к трудностям морфемного анализа, что является совокупностью условий установления морфологических принципов правописания.
В научной литературе лишь небольшое количество исследований, изучающих особенности словообразования у детей с задержкой психического развития, в особенности у детей младшего школьного возраста [4, 6].
В то же время на сегодняшний день особенности словообразования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития недостаточно изучены, не выявлены основные особенности и содержание этого процесса, а также характерные явления, возникающие у этих детей при овладении словом. Неизученной остается проблема системной коррекции нарушений словообразования у детей младшего школьного возраста с ЗПР, наблюдательными особенностями и взаимовлиянием разнообразия различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний при последовательном дефекте у данной категории детей.
Основная часть. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития формируется в ходе последовательного прохождения нескольких этапов психолого-педагогического сопровождения. На этапе подготовительной работы проводится диагностика и формирование банка данных о детях-инвалидах, медицинским специалистам оказывается помощь в выявлении детей с задержкой психического развития, комплексной диагностике ребенка и так далее. Изучаются особенности индивидуального развития ребенка, состояние здоровья, условия обучения, атмосфера в семье и т. д. [2, 4].
На этапе коррекционно-развивающей работы, как и на уроке, так и во внеклассной деятельности осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Группы формируются на основании наблюдений за детьми и результатов диагностики. Для детей с задержкой психического развития программа коррекции может быть составлена как индивидуально, так и в группах [2].
Любая коррекционная программа для детей с задержкой психического развития состоит из четырех основных блоков:
- Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- Развитие мыслительно-речевой деятельности;
- Развитие мыслительной деятельности;
- Развитие пространственных представлений.
Только комплексный подход к обучению особенных детей приведет к успеху и выравниванию темпов развития.
В ходе развития и совершенствования коммуникативных навыков необходимо научить ребенка владеть средствами общения, формировать установки на доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, успешному взаимодействию, достигать позитивных отношений с окружающими, формировать положительный образ собственного «Я». Развитие речевой и мыслительной деятельности предполагает расширение словарного запаса, приобретение знаний об окружающем мире, что может способствовать совершенствованию специальных навыков, формированию развитой монологической и диалогической речи, формирование основных мыслительных операций.
Программы логопедической работы для детей с задержкой психического развития предусматривает, что работа будет проводиться с детьми, которые по уровню психофизического развития близки к возрастной норме, но в образовательном процессе сталкиваются с трудностями производительного характера. Такие дети требуют особого подхода, они медленнее усваивают материал и дольше достигают результатов, но к моменту перехода на средний уровень обычно выравниваются в развитии со сверстниками.
Высокая эффективность реализации коррекционной программы дефектолога-логопеда для детей с задержкой психического развития обеспечивается постепенным усложнением заданий и проведением занятий с материалом, близким к основной образовательной программе. Следует иметь в виду, что обучение детей с задержкой психического развития требует использования игровых методов, методов работы, которая включает элементы соревнований. Хорошим приемом является введение системы поощрений и наказаний. Это способствует образованию организации.
Основной этап направлен на формирование и развитие основного перечня функций, необходимых при усвоении учебного материала [3, с. 3-21]. Обычно сначала предлагаются задания, направленные на развитие пространственных представлений, затем развивается речь и мышление, дается домашнее задание. На заключительном этапе проводятся упражнения на релаксацию и коммуникативная игра, что способствует расслаблению детей и формирует положительное отношение к занятию в целом. Особенности коррекционно-развивающей программы для детей с задержкой психического развития заключаются именно в последовательном переходе и выделении дополнительного времени на коррекцию умственных навыков и запоминание материала.
Заключение. Установленный уровень развития связной речи выявлен у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении. Данная категория детей резко ограничена, словарный запас недостаточен, преобладают простые фразы с нарушением языковым норм, в результате чего дети испытывают трудности в общении в обществе с нормально развитыми сверстниками, так как их речь сложна для их понимания. Следует отметить, что дети с нарушениями интеллектуального развития проходят те же этапы становления и развития связной речи, что и их нормально развитые сверстники, но в течение более длительного периода времени. Поскольку интеграция детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную организацию представляется целесообразным механизмом программы связного речевого развития детей младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях инклюзии.
Также, дефицит связной речи у данной категории детей свидетельствует о нарушениях определенных процессов и высших медицинских функций, а также недостаточной коррекционной направленности образовательного процесса в образовательной организации.
Проводя коррекционную работу, разрабатывая и применяя индивидуальный план развития, можно улучшить качество связной речи детей.
В заключении можно сделать вывод, что в настоящее время обе категории детей обучаются в общеобразовательных группах, обуславливает необходимость увеличения содержания образовательных программ данных организаций для детей с задержкой психического развития.