Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Автор(-ы):

Пляскин Игорь Олегович

Федурин Николай Дмитриевич

Яшков Никита Михайлович

26 марта 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

бизнес
средние предприятия
микропредприятия
малые предприятия
антикризисная политика

Аннотация статьи

Роль малого бизнеса в российской экономике многогранна. Малые предприятия ориентированы на удовлетворение потребительского спроса; они обеспечивают демонополизацию экономики по сравнению с производителями-монополистами, обладают гибкостью; способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая повышение качества продукции; более эффективно используют оборудование и материальные ресурсы и т. д.

Текст статьи

Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех отраслей российской экономики и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь чисто рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира существует большое количество малых предприятий самого разнообразного профиля. Вклад таких предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых стран превышает 50%. Воздействие следующих факторов, непосредственно связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для восстановления экономики в целом: развивается конкурентная среда; рынок насыщается товарами и услугами, при этом рыночные ниши заполняются как на местном уровне, так и в более широком масштабе, вплоть до масштаба страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; потребительский сектор расширяется и динамично меняется; лучшее использование местного сырья, рабочей силы и производственных ресурсов [5, c. 58].

Двукратное увеличение доли малых и средних предприятий (МСП) в ВВП, т.е. с 20 до 40%, является основным ориентиром стратегии развития малых и средних предприятий до 2030 года; соответствующий национальный проект предполагает увеличение доли МСП в ВВП до 32,5% к 2024 году, что в целом соответствует целям Стратегии малого и среднего бизнеса [4].

Действительно, в предыдущие годы основная проблема была связана с невозможностью отслеживать реальную роль сектора МСП в ВВП в отсутствие соответствующего ежегодно обновляемого индекса в общедоступной российской статистике. В настоящее время он доступен, однако сопоставление с другими странами по-прежнему затруднено на прямой основе из-за различий в критериях, используемых для отнесения предприятий к сектору МСП в разных странах.

За рубежом не существует единого определения МСП или уникальных критериев. В частности, только 46 из 132 стран рассматривают предприятия с численностью работников менее 250 человек как МСП. Это уникальный критерий только в нескольких странах, в то время как во многих странах существуют различные индексы промышленного сектора. Разнообразие критериев обусловлено объективными институциональными особенностями стран, различиями в структуре экономики и целях государственной политики: как правило, индивидуальная программа поддержки или конкретный институт развития самостоятельно определяют основные или дополнительные критерии отбора в соответствии со своей специализацией [1, c. 168].

В контексте международных сопоставлений данные, предоставленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростатом, собранные сквозным методом, служат основными статистическими источниками информации о развитии предпринимательства в разных странах. Согласно их расчетам, малый и средний бизнес в странах ОЭСР создает в среднем около 55% ВВП и около 59,1% рабочих мест, а роль сектора МСП еще выше в странах Европейского Союза: 57,5% ВВП, 65% занятых. Для сравнения, по данным ОЭСР, около 33% всех работников заняты в секторе малого и среднего бизнеса в России, в то время как данные по ВВП отсутствуют.

ОЭСР использует выборку предприятий по странам для сравнения международных данных, собранных в соответствии с информацией, предоставленной налоговыми органами. Однако банк данных ОЭСР по России относится только к 250 000 предприятиям, в то время как в России насчитывается около 2,7 миллиона предприятий. Банк данных не учитывает индивидуальных предпринимателей и большинство микропредприятий, которые не представляют отчетность с нулевым балансом, а также государственные организации и финансовый сектор (банки). Таким образом, ссылка на долю МСП в ВВП для международного сравнения относится к бизнес-сектору, а не к общему ВВП, что является практикой расчета в России. Поэтому официальный показатель в 21,9% ВВП, предоставленный Росстатом, не должен использоваться для прямого сравнения с другими странами.

Если доля МСП в ВВП России, рассчитанная без учета государственного и финансового секторов в соответствии с методиками ОЭСР, составит около 39%, то есть почти в два раза выше официальной оценки, но все же ниже, чем в большинстве стран.

Что касается значимых различий между уровнем развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, то определенное отставание можно объяснить, в частности, объективными причинами: доля малого и среднего бизнеса в занятости и в ВВП критически зависит от структуры и размера экономики. В этом случае Россия ближе к США, Канаде, Японии, чем к странам Европейского Союза по развитию трудоемких и капиталоемких отраслей и высокому показателю среднего размера предприятий.

Таким образом, ситуация, связанная с базовыми показателями роли малого и среднего бизнеса, в России не так плоха, как считается, но она специфична в силу ряда факторов. Проблема России заключается не в низком количестве малых и средних предприятий, скорее, это сфера МСП, которая качественно не соответствует аналогичному сектору в развитых странах по своим характеристикам: малое количество экспортеров, продуктовых компаний, технологических стартапов и инновационных компаний, большое количество предприятий, которые полностью или частично работают в теневой экономике.

Что касается оценки выполнения поставленных целей, следует отметить, что достижение показателя доли МСП в 32,5% ВВП является довольно амбициозной задачей. Для достижения этой цели индекс должен расти более чем на 1,5% ежегодно, в то время как в настоящее время он составляет менее 0,5%. Такой высокий показатель возможен только при значительном сокращении государственного сектора, радикальном увеличении доли МСП в государственных закупках, т. е. до 32% и более, выводе значительного числа предприятий и самозанятых из теневого сектора.

В условиях всемирного экономического потрясения 2022 г., вызванного сильным обострением политической ситуации и санкциями, сильно возросли риски продолжения существования в России предприятий среднего и малого бизнеса. План «спасения» субъектов малого и среднего предпринимательства в текущих беспрецедентных условиях разрабатывается правительством, в частности Министерством экономического развития, которое проводит консультации с бизнесом, банками, некоммерческими организациями.

Возможные мероприятия правительства условно можно разделить на две группы:

  • создание общих макроэкономических условий, в наибольшей степени снижающих возникшие риски для всех субъектов бизнеса;
  • конкретная политика адресной помощи наиболее пострадавшим субъектам и отраслям, осуществляемая на уровне регионов.

Мероприятия первой группы прорабатываются в экстренном формате и промедление с ними крайне нежелательно. Такие мероприятия входят в традиционный арсенал инструментов макроэкономического регулирования. К обсуждаемым в правительстве сейчас мерам можно отнести налоговые каникулы и снижение ставок, ослабление критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ослабление «ковидных» ограничений, упрощение процедуры ликвидации бизнеса и льготное кредитование, запрет на проверки и упрощение госзакупок [2]. Часть этих мероприятий могут дать некоторый результат, но, по нашему мнению, он будет недостаточен с учетом глубины начавшихся потрясений и сложности возникших задач.

Мероприятия второй группы могут быть осуществлены как адресные меры для каких-то конкретных секторов бизнеса. Рассмотрим цветочный бизнес или рынок флористики в качестве примера пострадавшей отрасли. Можно констатировать чрезвычайно высокую импортозависимость данного рынка. В связи с санкциями и закрытием воздушного пространства стран Евросоюза для российских самолётов состояние цветочного бизнеса оценивается как очень рисковое [3]. Усложняет вопрос то, что развитие импортозамещения в данном сегменте не рассматривалось правительством как приоритетная задача, в отличие от сегмента продовольственных товаров, который, в некоторой степени, смог встать на путь импортозамещения. Тем не менее в текущих реалиях санкций и слабого рубля создание импортозамещающего кластера производителей цветов может рассматриваться как целевой ориентир для правительственной помощи. Причем, целесообразен, на наш взгляд, кластерный подход к импортозамещению, позволяющий объединить ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий в выращивании продукции флористической отрасли. Создание такого кластера означает интеграцию уникального опыта, производственных технологий и возможностей ряда предприятий вокруг поддерживаемого государством целевого проекта. Нужно реализовать преимущество на базе взаимного укрепления конкурентоспособности входящих в кластер предприятий за счет государственной помощи и кооперации участников в решении новых возникающих вызовов, к числу которых отнесем, в первую очередь, поиск нового семенного материала и перестройку логистических цепочек.

Как известно, главной чертой малых и средних предприятий является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. В соответствии с этими конкурентными преимуществами очевидно, что и в трудные времена малые и средние предприятия адаптируются быстрее крупных, сохраняя рабочие места и продолжая платить налоги государству. Важно и то, что «выживший» в условиях кризиса сегмент малого и среднего бизнеса дает опору среднему классу, который «цементирует» и стабилизирует общество.

Список литературы

  1. Земцов С.П. Институты, предпринимательство и региональное развитие в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 2 (46). С. 168-180.
  2. Информационное агентство «Lenta.ru» // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://lenta.ru/news/2022/02/28/mish/ (дата обращения: 19.09.2022).
  3. Информационное агентство «Regnum» // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://regnum.ru/news/economy/3524293.html/ (дата обращения: 19.09.2022).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/.
  5. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2020. 229 с.

Поделиться

318

Пляскин И. О., Федурин Н. Д., Яшков Н. М. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономике страны // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 29-32. URL: https://apni.ru/article/8857-rol-i-znachenie-malogo-i-srednego-biznesa

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня