Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех отраслей российской экономики и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь чисто рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Во всех странах мира существует большое количество малых предприятий самого разнообразного профиля. Вклад таких предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых стран превышает 50%. Воздействие следующих факторов, непосредственно связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для восстановления экономики в целом: развивается конкурентная среда; рынок насыщается товарами и услугами, при этом рыночные ниши заполняются как на местном уровне, так и в более широком масштабе, вплоть до масштаба страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; потребительский сектор расширяется и динамично меняется; лучшее использование местного сырья, рабочей силы и производственных ресурсов [5, c. 58].
Двукратное увеличение доли малых и средних предприятий (МСП) в ВВП, т.е. с 20 до 40%, является основным ориентиром стратегии развития малых и средних предприятий до 2030 года; соответствующий национальный проект предполагает увеличение доли МСП в ВВП до 32,5% к 2024 году, что в целом соответствует целям Стратегии малого и среднего бизнеса [4].
Действительно, в предыдущие годы основная проблема была связана с невозможностью отслеживать реальную роль сектора МСП в ВВП в отсутствие соответствующего ежегодно обновляемого индекса в общедоступной российской статистике. В настоящее время он доступен, однако сопоставление с другими странами по-прежнему затруднено на прямой основе из-за различий в критериях, используемых для отнесения предприятий к сектору МСП в разных странах.
За рубежом не существует единого определения МСП или уникальных критериев. В частности, только 46 из 132 стран рассматривают предприятия с численностью работников менее 250 человек как МСП. Это уникальный критерий только в нескольких странах, в то время как во многих странах существуют различные индексы промышленного сектора. Разнообразие критериев обусловлено объективными институциональными особенностями стран, различиями в структуре экономики и целях государственной политики: как правило, индивидуальная программа поддержки или конкретный институт развития самостоятельно определяют основные или дополнительные критерии отбора в соответствии со своей специализацией [1, c. 168].
В контексте международных сопоставлений данные, предоставленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростатом, собранные сквозным методом, служат основными статистическими источниками информации о развитии предпринимательства в разных странах. Согласно их расчетам, малый и средний бизнес в странах ОЭСР создает в среднем около 55% ВВП и около 59,1% рабочих мест, а роль сектора МСП еще выше в странах Европейского Союза: 57,5% ВВП, 65% занятых. Для сравнения, по данным ОЭСР, около 33% всех работников заняты в секторе малого и среднего бизнеса в России, в то время как данные по ВВП отсутствуют.
ОЭСР использует выборку предприятий по странам для сравнения международных данных, собранных в соответствии с информацией, предоставленной налоговыми органами. Однако банк данных ОЭСР по России относится только к 250 000 предприятиям, в то время как в России насчитывается около 2,7 миллиона предприятий. Банк данных не учитывает индивидуальных предпринимателей и большинство микропредприятий, которые не представляют отчетность с нулевым балансом, а также государственные организации и финансовый сектор (банки). Таким образом, ссылка на долю МСП в ВВП для международного сравнения относится к бизнес-сектору, а не к общему ВВП, что является практикой расчета в России. Поэтому официальный показатель в 21,9% ВВП, предоставленный Росстатом, не должен использоваться для прямого сравнения с другими странами.
Если доля МСП в ВВП России, рассчитанная без учета государственного и финансового секторов в соответствии с методиками ОЭСР, составит около 39%, то есть почти в два раза выше официальной оценки, но все же ниже, чем в большинстве стран.
Что касается значимых различий между уровнем развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, то определенное отставание можно объяснить, в частности, объективными причинами: доля малого и среднего бизнеса в занятости и в ВВП критически зависит от структуры и размера экономики. В этом случае Россия ближе к США, Канаде, Японии, чем к странам Европейского Союза по развитию трудоемких и капиталоемких отраслей и высокому показателю среднего размера предприятий.
Таким образом, ситуация, связанная с базовыми показателями роли малого и среднего бизнеса, в России не так плоха, как считается, но она специфична в силу ряда факторов. Проблема России заключается не в низком количестве малых и средних предприятий, скорее, это сфера МСП, которая качественно не соответствует аналогичному сектору в развитых странах по своим характеристикам: малое количество экспортеров, продуктовых компаний, технологических стартапов и инновационных компаний, большое количество предприятий, которые полностью или частично работают в теневой экономике.
Что касается оценки выполнения поставленных целей, следует отметить, что достижение показателя доли МСП в 32,5% ВВП является довольно амбициозной задачей. Для достижения этой цели индекс должен расти более чем на 1,5% ежегодно, в то время как в настоящее время он составляет менее 0,5%. Такой высокий показатель возможен только при значительном сокращении государственного сектора, радикальном увеличении доли МСП в государственных закупках, т. е. до 32% и более, выводе значительного числа предприятий и самозанятых из теневого сектора.
В условиях всемирного экономического потрясения 2022 г., вызванного сильным обострением политической ситуации и санкциями, сильно возросли риски продолжения существования в России предприятий среднего и малого бизнеса. План «спасения» субъектов малого и среднего предпринимательства в текущих беспрецедентных условиях разрабатывается правительством, в частности Министерством экономического развития, которое проводит консультации с бизнесом, банками, некоммерческими организациями.
Возможные мероприятия правительства условно можно разделить на две группы:
- создание общих макроэкономических условий, в наибольшей степени снижающих возникшие риски для всех субъектов бизнеса;
- конкретная политика адресной помощи наиболее пострадавшим субъектам и отраслям, осуществляемая на уровне регионов.
Мероприятия первой группы прорабатываются в экстренном формате и промедление с ними крайне нежелательно. Такие мероприятия входят в традиционный арсенал инструментов макроэкономического регулирования. К обсуждаемым в правительстве сейчас мерам можно отнести налоговые каникулы и снижение ставок, ослабление критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ослабление «ковидных» ограничений, упрощение процедуры ликвидации бизнеса и льготное кредитование, запрет на проверки и упрощение госзакупок [2]. Часть этих мероприятий могут дать некоторый результат, но, по нашему мнению, он будет недостаточен с учетом глубины начавшихся потрясений и сложности возникших задач.
Мероприятия второй группы могут быть осуществлены как адресные меры для каких-то конкретных секторов бизнеса. Рассмотрим цветочный бизнес или рынок флористики в качестве примера пострадавшей отрасли. Можно констатировать чрезвычайно высокую импортозависимость данного рынка. В связи с санкциями и закрытием воздушного пространства стран Евросоюза для российских самолётов состояние цветочного бизнеса оценивается как очень рисковое [3]. Усложняет вопрос то, что развитие импортозамещения в данном сегменте не рассматривалось правительством как приоритетная задача, в отличие от сегмента продовольственных товаров, который, в некоторой степени, смог встать на путь импортозамещения. Тем не менее в текущих реалиях санкций и слабого рубля создание импортозамещающего кластера производителей цветов может рассматриваться как целевой ориентир для правительственной помощи. Причем, целесообразен, на наш взгляд, кластерный подход к импортозамещению, позволяющий объединить ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий в выращивании продукции флористической отрасли. Создание такого кластера означает интеграцию уникального опыта, производственных технологий и возможностей ряда предприятий вокруг поддерживаемого государством целевого проекта. Нужно реализовать преимущество на базе взаимного укрепления конкурентоспособности входящих в кластер предприятий за счет государственной помощи и кооперации участников в решении новых возникающих вызовов, к числу которых отнесем, в первую очередь, поиск нового семенного материала и перестройку логистических цепочек.
Как известно, главной чертой малых и средних предприятий является уникальная гибкость, на основе которой проявляются приспособляемость и изменчивость. В соответствии с этими конкурентными преимуществами очевидно, что и в трудные времена малые и средние предприятия адаптируются быстрее крупных, сохраняя рабочие места и продолжая платить налоги государству. Важно и то, что «выживший» в условиях кризиса сегмент малого и среднего бизнеса дает опору среднему классу, который «цементирует» и стабилизирует общество.