Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Развитие детей по методике Монтессори

Развитие детей по методике Монтессори

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

методика Монтессори
саморазвитие
дидактический материал

Аннотация статьи

Мария Монтессори – итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость – во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем. Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально – только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.

Текст статьи

Основная часть

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно [1].

Мария Монтессори называла свою педагогическую методику системой самостоятельного развития ребенка.

Методике Монтессори более 100 лет, но в нашей стране, данная методика Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори [1].

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В методике Монтессори, этой уникальной системе основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой методике нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно, ориентировано на самовоспитание и саморазвитие маленьких детей. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное [1].

Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Так, взрослый помогает ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности [4].

Было подмечено, что дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как независимые, свободные личности, умеющие найти свое место в обществе [2].

Основные идеи развития детей по методике М. Монтессори:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в обучении вторична. Взрослый помощник, а не наставник.
  • Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Создаются группы, где занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями. Старшие при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде, с дидактическими материалами.
  • Ребенка следует только заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой.
  • Уважение к детям. Отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Методика Монтессори направлена на стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем [2].

Особая задача взрослого в методике Монтессори – развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько необходимо для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность [2].

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Роль взрослого в методике М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям, стимулируя ребенка к самопознанию, но взрослому следует, использовать собственные опыт, мудрость и природное чутьё. Для этого взрослому необходимо познать методику Монтессори, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую необходимую среду и подобрать эффективный дидактический материал [3].

Самая главная и важная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания и умения, а помогать систематизировать свои собственные, собирать и анализировать.

Задача всего образовательного процесса – предоставить ребёнку свободу действий и организовать развивающую среду таким образом, чтобы малыш смог достичь наилучших результатов своими силами, без особого вмешательства взрослых.

Руководствуясь методикой Монтессори, взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослому предлагается сидеть на корточках или на полу [3].

Основой методики Монтессори подразумевается, что игровая комната разделена на несколько частей – стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога – подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без навязывания и соревнований со сверстниками [3].

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.

Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.

Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.

Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.

Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Очень важен материал для обучения детей. Развитие детей по методике Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры по методике Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Так для познания предметом игры может стать любая вещь, это может быть половник, ложка, тазик, сито, стаканчик, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее [3].

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Мария Монтессори, наблюдая за детьми, очень тщательно разрабатывала пособия, которые несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях.

Автор называл свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду» [4].

Ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Для того, чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Так, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки [4].

Заключение

Суть методики развития ребенка по Монтессори состоит в индивидуальном подходе к ребенку и организации необходимых условий для самообразования. Роль педагога заключается в минимальном вмешательстве в процесс воспитания. Система базируется на нескольких принципах: свобода и саморазвитие, правильная организация пространства.

Методика Монтессори не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются Монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

Список литературы

  1. В. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет». 2008 г.
  2. Симона Дэвис. «Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка». 2002 г.
  3. И. Мальцева «Воспитание по системе Монтессори. 80 лучших упражнений и идей» 2012 г.
  4. Мария Монтессори «Полный курс воспитания». 1998 г (перевод).

Поделиться

711

Верещак О.. Развитие детей по методике Монтессори // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/8860-razvitie-detej-po-metodike-montessori

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря