Исследование посвящено анализу педагогической системы Марии Монтессори, выделяющей уникальные особенности психического и физиологического развития детей разных возрастных групп. Основываясь на многолетних наблюдениях и практическом опыте, Монтессори разработала концепцию, согласно которой образовательный процесс должен быть ориентирован на естественные потребности ребенка в самостоятельности, познании мира и социальной адаптации. В работе подробно рассматриваются пять ключевых фаз развития ребенка от рождения до 18 лет, каждая из которых характеризуется определенными психологическими и физиологическими особенностями, требующими соответствующего подхода в обучении и воспитании.

Аннотация статьи
принципы педагогической системы Монтессори
фазы развития детей
методика Монтессори
Ключевые слова

Основная часть

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому.

Но и изначально ребенок приходит в мир не с пустыми руками. Он обладает отличными от взрослого особенностями психического развития «впитывающим мышлением и памятью», возрастной потребностью к развитию и самостоятельности, способностью к «поляризации внимания».

Монтессори определила периодизацию детского развития. Такая модель основана на результатах многолетних наблюдений за развитием детей в условиях свободного выражения их активности, интересов, познания мира, свободы передвижения. Такое представление о периодах развития жизни ребенка предназначена для непосредственного использования родителями, воспитателями, учителями, т. е. теми, кто нуждается в практически полезном знании. Возрастные рамки периодизации ограничены первыми 18 годами жизни человека, причем речь идет не о биологическом, а о психологическом возрасте, которые могут не совпадать друг с другом [2].

В процессе развития ребенка Монтессори выделяет пять фаз:

  • от 0 до 3 лет,
  • от 3 до 6 лет,
  • от 6 до 9 лет,
  • от 9 до 12 лет,
  • от 12 до 18 лет.

Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, чувствительный период эмоций родителей (в основном матери). Ребенок на первом этапе развития имеет много потребностей. Эмоционально он нуждается в любви и принятии, уважении и понимании, тепле и защите. Ребенок также нуждается в безопасности, порядке, максимальной свободе и независимости, с которыми он может справиться, и в социальных отношениях. Ребенок как губка, впитывает, вбирает в себя происходят в мире, эмоционально реагирует на взрослых на те или иные события. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, родительский дом и родительская забота [2].

В возрасте 3–6 лет ребенок, согласно наблюдениям М. Монтессори, является строителем самого себя. В это время максимально интенсивный период в развитии ребенка: речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню могут достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее – намного тоньше. В этом возрасте наиболее подходящие условия для развития ребенка предоставляет «подготовленная среда», то есть Монтессори – сад. Монтессори-сад сможет предоставить все необходимые составляющие такой среды: сенсорный, речевой материал, двигательная зона. Это и есть дидактические познавательные материалы, разработанные М. Монтессори для упражнений навыков социального поведения. Обучение, проведенное в течение указанных периодов, не является полным. Оно будет дополняться информацией в дальнейшем. Тем не менее основы для последующего обучения закладываются в эти периоды [2].

Ребенок в возрасте 6–9 лет в условиях свободной реализации своих познаний представляет собой настоящего исследователя (так описывает образ М. Монтессори), который пытается выйти в познании мира за пределы возможностей человеческих органов чувств, путем осваивания приборов, механизмов, специальных методик, которые создало человечество в таких же целях.

Таким образом, для ребенка в возрасте 6–9 лет развивающая зона с ее дидактическим Монтессори-материалом (математическим, биологическим, языковым). Монтессори-школа предоставляет оптимальные условия для исследования многообразных явлений природы и культуры с помощью соответствующих методов и приборов [3].

Постепенно ребенок приходит к мысли, совсем нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления, а можно воспользоваться готовым знанием по данной теме, плодами деятельности предыдущих поколений. Это и есть особенность естественного, свободного выражения познавательной активности ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, который М. Монтессори называла возрастом ученых. В это время ребенка в первую очередь интересуют готовые знания, факты и пр. Причем черпать их он желает не столько из учебников, где содержится помимо фактов множество лишних слов и информации, сколько из справочных и энциклопедических изданий. Наряду с изменениями внешними, происходят очень значительные внутренние изменения. Работы впитывающего разума и сензитивных периодов уже недостаточно, чтобы удовлетворить новые интересы ребенка на этой стадии. На первый план выходят новые силы, ребенок отправляется в путешествие по новым направлениям [3].

Детьми в этом возрасте движет групповой инстинкт. Часто дети начинают объединяться в группы по интересам, у них есть общая цель, правила и кодекс, которые нам взрослым порой могут быть не понятны. Таким образом, они получают опыт участия и распределения ролей в сообществе, учатся понимать, как строятся эти отношения, пробуют себя в разных социальных ролях [3].

Работа в классе большей частью проходит в группах. Ребята объединяются для решения одной общей задачи, работают над одним проектом, и даже если это индивидуальная работа, то они предпочитают расположиться за одним столом рядом с друзьями.

В этом возрасте наблюдается особый интерес к вопросам морали. Что такое честь, ответственность, дружба и справедливость – вопросы, которые их очень интересуют. Что такое «добро» и «зло», что хорошо и что плохо, дети учатся понимать через собственный опыт: учатся ставить себя на место другого человека, понимать состояние и чувства людей окружающих, сопереживать.

В этот период жизни ребенок с удовольствием учится работать с каталогами в библиотеке, поскольку его основным «дидактическим материалом» являются именно тексты, причем их лучшие, специально отобранные образцы: тексты художественные, естественнонаучные, гуманитарные, психологические, исторические и др. [3].

Возраст от 12 до 18 лет, характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. Здесь первый трехлетний период (12–15 лет, – по теории Монтессори, возраст организаторов), и представляет как своеобразная подготовка к следующему этапу. Человек закономерно находит еще одну возможность усилить свои познавательные возможности, привлекая для этой цели организацию людей [3].

Подростки находятся на особом этапе развития – они уже стоят на пороге взрослой жизни. Окружающая среда должна отражать все ее аспекты и предоставлять возможность не просто получать академические знания, но и участвовать в реальной взрослой практической деятельности в социально-экономической обстановке, максимально приближенной к реальному обществу. В этот период подростки исследуют более широкие культурные проблемы, связанные с жизнью общества.

Дети в этом возрасте начинают больше внимания уделять своему внешнему виду. Эмоциональный, полный соблазнов логический ум теперь переполнен гормонами и побуждает молодых людей выглядеть привлекательно для противоположного пола.

Современные подростки не получают героев, которые были раньше. На смену спортсменам и историческим личностям пришли модели и звезды. Мы должны поддерживать детей, быть хорошими родителями, установить твердые правила и быть готовыми помочь [3].

Еще одним важным аспектом окружающей среды является то, что детям в этом возрасте рекомендуется находиться в тесном контакте с природой, чтобы привить ее понимание и ответственность за планету, на которой мы живем, и частью которой человечество является.

Человека в возрасте 15–18 лет Мария Монтессори видела активным социальным участником, который имеет рабочее место (во многих странах – с неполным рабочим днем), а в свободное время в соответствии с собственными интересами, он занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах и т.д. Одним словом, это наиболее подходящий возраст для начала профессиональной карьеры [4].

Монтессори делает вывод о том, что исходя из особенностей психического, физиологического и умственного развития детей, образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать ребенку возможность сделать все самому. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все материалы, это чашечки, плошки, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария Монтессори считала, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Монтессори говорила: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает [4].

Монтессори считала, что для ребенка любого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными, и они должны быть обоснованными, согласно возрасту ребенка.
  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и последовательными, в итоге, чтобы подвести в идеале к цели.
  3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.

Монтессори построила свою педагогическую систему, где самое большое внимание уделяется особенностям развития ребенка и его потребностям [4].

Заключение

У Монтессори была своя точка зрения на природу ребенка и его воспитание. Взрослый и ребенок - два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к потребностям ребенка. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы – в нем самом, в развитии личности, исходя из своего внутреннего потенциала и возрастного периода. По мнению Монтессори, ребенок обладает такими особенностями психического развития, как увлеченное мышление и возрастной период. В его развитии она заметила определенные закономерности, которые отражаются каждый в свое время, в предложенной ею возрастной периодизации. Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность.

Текст статьи
  1. Дмитриева М. Методика раннего развития Марии Монтессори. 2019 г.
  2. Хуторский А.В. Система Монтессори. 2016 г.
  3. Салаватова О.А. Развитие детей по системе Монтессори. 2016 г.
  4. Рогожина В.В. Технология развития по системе Марии Монтессори.
Список литературы