Основная часть
Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому.
Но и изначально ребенок приходит в мир не с пустыми руками. Он обладает отличными от взрослого особенностями психического развития «впитывающим мышлением и памятью», возрастной потребностью к развитию и самостоятельности, способностью к «поляризации внимания».
Монтессори определила периодизацию детского развития. Такая модель основана на результатах многолетних наблюдений за развитием детей в условиях свободного выражения их активности, интересов, познания мира, свободы передвижения. Такое представление о периодах развития жизни ребенка предназначена для непосредственного использования родителями, воспитателями, учителями, т. е. теми, кто нуждается в практически полезном знании. Возрастные рамки периодизации ограничены первыми 18 годами жизни человека, причем речь идет не о биологическом, а о психологическом возрасте, которые могут не совпадать друг с другом [2].
В процессе развития ребенка Монтессори выделяет пять фаз:
- от 0 до 3 лет,
- от 3 до 6 лет,
- от 6 до 9 лет,
- от 9 до 12 лет,
- от 12 до 18 лет.
Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, чувствительный период эмоций родителей (в основном матери). Ребенок на первом этапе развития имеет много потребностей. Эмоционально он нуждается в любви и принятии, уважении и понимании, тепле и защите. Ребенок также нуждается в безопасности, порядке, максимальной свободе и независимости, с которыми он может справиться, и в социальных отношениях. Ребенок как губка, впитывает, вбирает в себя происходят в мире, эмоционально реагирует на взрослых на те или иные события. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, родительский дом и родительская забота [2].
В возрасте 3–6 лет ребенок, согласно наблюдениям М. Монтессори, является строителем самого себя. В это время максимально интенсивный период в развитии ребенка: речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню могут достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее – намного тоньше. В этом возрасте наиболее подходящие условия для развития ребенка предоставляет «подготовленная среда», то есть Монтессори – сад. Монтессори-сад сможет предоставить все необходимые составляющие такой среды: сенсорный, речевой материал, двигательная зона. Это и есть дидактические познавательные материалы, разработанные М. Монтессори для упражнений навыков социального поведения. Обучение, проведенное в течение указанных периодов, не является полным. Оно будет дополняться информацией в дальнейшем. Тем не менее основы для последующего обучения закладываются в эти периоды [2].
Ребенок в возрасте 6–9 лет в условиях свободной реализации своих познаний представляет собой настоящего исследователя (так описывает образ М. Монтессори), который пытается выйти в познании мира за пределы возможностей человеческих органов чувств, путем осваивания приборов, механизмов, специальных методик, которые создало человечество в таких же целях.
Таким образом, для ребенка в возрасте 6–9 лет развивающая зона с ее дидактическим Монтессори-материалом (математическим, биологическим, языковым). Монтессори-школа предоставляет оптимальные условия для исследования многообразных явлений природы и культуры с помощью соответствующих методов и приборов [3].
Постепенно ребенок приходит к мысли, совсем нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления, а можно воспользоваться готовым знанием по данной теме, плодами деятельности предыдущих поколений. Это и есть особенность естественного, свободного выражения познавательной активности ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, который М. Монтессори называла возрастом ученых. В это время ребенка в первую очередь интересуют готовые знания, факты и пр. Причем черпать их он желает не столько из учебников, где содержится помимо фактов множество лишних слов и информации, сколько из справочных и энциклопедических изданий. Наряду с изменениями внешними, происходят очень значительные внутренние изменения. Работы впитывающего разума и сензитивных периодов уже недостаточно, чтобы удовлетворить новые интересы ребенка на этой стадии. На первый план выходят новые силы, ребенок отправляется в путешествие по новым направлениям [3].
Детьми в этом возрасте движет групповой инстинкт. Часто дети начинают объединяться в группы по интересам, у них есть общая цель, правила и кодекс, которые нам взрослым порой могут быть не понятны. Таким образом, они получают опыт участия и распределения ролей в сообществе, учатся понимать, как строятся эти отношения, пробуют себя в разных социальных ролях [3].
Работа в классе большей частью проходит в группах. Ребята объединяются для решения одной общей задачи, работают над одним проектом, и даже если это индивидуальная работа, то они предпочитают расположиться за одним столом рядом с друзьями.
В этом возрасте наблюдается особый интерес к вопросам морали. Что такое честь, ответственность, дружба и справедливость – вопросы, которые их очень интересуют. Что такое «добро» и «зло», что хорошо и что плохо, дети учатся понимать через собственный опыт: учатся ставить себя на место другого человека, понимать состояние и чувства людей окружающих, сопереживать.
В этот период жизни ребенок с удовольствием учится работать с каталогами в библиотеке, поскольку его основным «дидактическим материалом» являются именно тексты, причем их лучшие, специально отобранные образцы: тексты художественные, естественнонаучные, гуманитарные, психологические, исторические и др. [3].
Возраст от 12 до 18 лет, характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. Здесь первый трехлетний период (12–15 лет, – по теории Монтессори, возраст организаторов), и представляет как своеобразная подготовка к следующему этапу. Человек закономерно находит еще одну возможность усилить свои познавательные возможности, привлекая для этой цели организацию людей [3].
Подростки находятся на особом этапе развития – они уже стоят на пороге взрослой жизни. Окружающая среда должна отражать все ее аспекты и предоставлять возможность не просто получать академические знания, но и участвовать в реальной взрослой практической деятельности в социально-экономической обстановке, максимально приближенной к реальному обществу. В этот период подростки исследуют более широкие культурные проблемы, связанные с жизнью общества.
Дети в этом возрасте начинают больше внимания уделять своему внешнему виду. Эмоциональный, полный соблазнов логический ум теперь переполнен гормонами и побуждает молодых людей выглядеть привлекательно для противоположного пола.
Современные подростки не получают героев, которые были раньше. На смену спортсменам и историческим личностям пришли модели и звезды. Мы должны поддерживать детей, быть хорошими родителями, установить твердые правила и быть готовыми помочь [3].
Еще одним важным аспектом окружающей среды является то, что детям в этом возрасте рекомендуется находиться в тесном контакте с природой, чтобы привить ее понимание и ответственность за планету, на которой мы живем, и частью которой человечество является.
Человека в возрасте 15–18 лет Мария Монтессори видела активным социальным участником, который имеет рабочее место (во многих странах – с неполным рабочим днем), а в свободное время в соответствии с собственными интересами, он занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах и т.д. Одним словом, это наиболее подходящий возраст для начала профессиональной карьеры [4].
Монтессори делает вывод о том, что исходя из особенностей психического, физиологического и умственного развития детей, образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать ребенку возможность сделать все самому. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все материалы, это чашечки, плошки, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке, могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария Монтессори считала, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Монтессори говорила: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает [4].
Монтессори считала, что для ребенка любого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:
- Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными, и они должны быть обоснованными, согласно возрасту ребенка.
- Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и последовательными, в итоге, чтобы подвести в идеале к цели.
- Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
Монтессори построила свою педагогическую систему, где самое большое внимание уделяется особенностям развития ребенка и его потребностям [4].
Заключение
У Монтессори была своя точка зрения на природу ребенка и его воспитание. Взрослый и ребенок - два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к потребностям ребенка. У ребенка сила воли и самообладание еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы – в нем самом, в развитии личности, исходя из своего внутреннего потенциала и возрастного периода. По мнению Монтессори, ребенок обладает такими особенностями психического развития, как увлеченное мышление и возрастной период. В его развитии она заметила определенные закономерности, которые отражаются каждый в свое время, в предложенной ею возрастной периодизации. Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка. Среда должна давать детям возможность выбора самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность.