Основная часть
Флористика, как и любая другая сфера творчества и дизайна, постоянно эволюционирует и изменяется под влиянием моды, технологий и культурных тенденций. Каждый год наблюдается несколько захватывающих трендов, которые определят облик цветочных композиций и декора.
Развитие флористики очень заметна, и флористика продолжает развиваться как вид искусства по сей день. Еще недавно флористика ограничивалась составлением композиций цветов, упакованных в дизайнерскую бумагу, либо прозрачный пакет, перевязанный лентой. Времена изменились, пришла пора необычного оформления букетов, которые не только радуют своей красотой, но и долгое время сохраняют свежесть [1].
Фантазия флориста перестала ограничиваться только цветами или привычными элементами декора (лентами, бусинами и прочим). Сегодня в букете можно встретить неожиданные объекты. В качестве дополнения к основным цветам используют полевые растения, сухоцветы, фрукты, сладости и даже игрушки [1].
Разноплановые типы упаковок, нестандартные элементы композиции – все это позволяет составлять необычные композиции, придумывать новые, креативные идеи. Сегодня воплощаются в жизнь самые смелые задумки, а соответственно и задается новый вектор развития флористики в целом.
Сегодня одной из самых популярных тенденций являются немного небрежные, растрепанные композиции. Создается эффект, будто цветы только сорваны и составлены в букет. Еще одно популярное направление современной флористики – монобукеты, составленные из одного типа цветов.
Что же касается оформления, то оберточная бумага сохраняется, но вариантов упаковки букета стало больше. Например, цветочные композиции могут помещаться в коробочки на пиафлор. При этом коробки могут быть деревянные, жестяные, плетеные. Сегодня это очень популярный тренд. Использование коробок, корзин помогает создать как миникомпозици, так и букеты внушительных размеров [1].
Для воплощения многих идей в цветочных композициях требуется применять креативность, чувство вкуса, знания о растениях, от их видовой принадлежности до сочетаемости культур между собой.
С каждым годом потребители становятся все более осознанными в своих выборах, и это относится и к флористическим композициям [2, с. 12-16].
Флористика становится настоящим искусством смешения различных стилей и направлений. От классических букетов с элегантными розами до современных композиций с экзотическими растениями и необычными текстурными элементами.
Флористы всё чаще вдохновляются архитектурой, модой и даже искусством, чтобы создавать уникальные и запоминающиеся работы.
Наблюдается рост популярности цветочных инсталляций в различных пространствах – от торговых центров и ресторанов до офисных зданий и частных домов. Любое место создается, делая более привлекательным и приятным для пребывания человека, это цветочные стены, потолочные украшения, арки и гирлянды из цветов, все они создают атмосферу уюта, красоты и радости [2, с. 12-16].
Наблюдается огромные изменения в мире флористики. Так, в цене индивидуальность и персональность. Клиенты все чаще хотят, чтобы цветочные композиции отражали их индивидуальный стиль, характер и предпочтения. Флористы готовы воплощать самые смелые идеи своих клиентов, создавая уникальные и неповторимые работы, которые становятся настоящими произведениями искусства [2, с. 12-16].
Кроме того, наблюдается возвращение к природным и натуральным элементам во флористике. Натуральные текстуры и необработанные материалы, органические формы становятся ключевыми чертами многих цветочных композиций. Флористами всё чаще используются сезонные цветы и растения, подчеркивая красоту и уникальность каждого времени года [2, с. 12-16].
Устойчивость, эклектика, креативность и внимание к деталям – вот основные черты цветочных трендов нашего времени. Но мир флористики пребывает в состоянии постоянного преобразования и инноваций. Будущее флористики наполнено обещаниями удивительных открытий и захватывающих идей, которые вдохновят нас и привнесут в нашу жизнь красоту и радость.
Если бы было только два слова, чтобы описать будущее флористики, главный ее тренд, то можно выбрать: «натуральный вид», потому что люди устали от новостей о загрязнении планеты, о климатическом кризисе, люди хотят проявлять заботу и быть ответственными и задача будущей флористики дать им возможность сделать [3].
Модный тренд и популярное направление сегодня во флористике и цветочном бизнесе - стабилизированные цветы. С особым успехом эти цветы пользуются повышенным спросом в Европе и Азии. Этому способствует их неприхотливость и длительность срока хранения. Ключевое преимущество – весь «срок эксплуатации» стабилизированные цветы выглядят и ощущаются свежими. Они могут быть как отличным элементом интерьера, так и великолепным романтичным подарком. В рекламе такие цветы ещё называют «цветами нового тысячелетия». И это, по сути, очень близко к истине.
Стабилизированные цветы – это обычные свежие цветы, обработанные по специальной технологии. В результате данной процедуры из цветов удаляется вся влага и замещается специальной жидкостью на основе глицерина. Это позволяет сохранить тактильную свежесть цветов, замедляя их старение и останавливая процессы фотосинтеза. Благодаря этому стабилизированные цветы не требуют ухода, полива и солнечного света.
Как делают стабилизированные цветы [3]?
Первое – подготовка материала основы. Срезаются необходимые растения и тут же отправляются на стабилизацию. Чем свежее цветок, тем лучше он поддается этому процессу. Срезанные свежие цветы сортируют и раскладывают на поддоны так, чтобы растение было максимально свободным со всех сторон. Цветы готовы к обработке [3].
Второе – процесс стабилизации цветов. Разложенные растения заливают специальным химическим составом на основе спирта – происходит дегидратация растений. Цветы получаются практически бесцветными и очень хрупкими. Следующий процесс возвращает цветам былую яркость и мягкость. Это и есть процесс стабилизации. Он проводится специальным реагентом [3].
Стабилизирующий состав подбирается под каждый сорт и партию цветов, это наиболее сложный и трудоемкий процесс. Использование неподходящего состава стабилизации приведет к двум неприятностям. Если в процессе стабилизации цветок получится сухим – он быстро станет хрупким и потеряет свой цвет. И, наоборот, если растение после стабилизации останется слишком влажным, то такой цветок «проживет» только пару месяцев, вместо обещанных пары лет [3].
Подбор ингредиентов и проверка состава возможны лишь в специальных лабораторных условиях. Поэтому стабилизирование цветов не может быть домашним бизнесом.
Технология стабилизации появилась во Франции, при активной работе супругов Жаннет и Полем Ламберами. Они в 1970-х годах разработали процедуру сохранения свежести и продления сроков жизни у срезанных цветов [3].
В настоящее время стабилизируют не только цветы, но и различные элементы живого декора – листья, мох, травы, ветви с листьями лиственных деревьев и кустарников, декоративные растения, хвойные деревья. Более 30 разновидностей флоры поддаются такому сохранению. Стоит подметить, что большинство растений после стабилизации сохраняют свои природные ароматы [3].
Единственное серьезное ограничение для эксплуатации стабилизированных растений – боязнь воды и помещений с высокой влажностью. Пренебрежение этим правилом быстро приведет растения к потере свежести. Они увянут за несколько месяцев [3].
В настоящее время стабилизированные цветы и другие растения, подверженные такой обработке, поставляются в Россию из-за рубежа. Из стабилизированных цветов делают букеты, композиции, различные элементы декора. При создании различных фитокартин, фитопано, вертикального озеленения, свадебной и событийной флористики все чаще используют стабилизированные цветы. Кроме этого, стабилизированные растения применяют как полноценные элементы декора, там, где невозможно выращивать живые цветы, например создание альпийских горок внутри помещений. Многие, в последнее время, повсеместно встречали сувенир – роза в колбе. Основа этого изделия – стабилизированная роза, её помещают под стеклянный колпак. Получается милый и романтичный подарок, благодаря стабилизации, роза в колбе будет радовать глаз не один год. И всё благодаря тому, что стабилизированная роза довольно неприхотлива, храниться долго и всегда актуальна [3].
Прослеживается главный тренд флористики на грядущее время – это размеренный минимализм. Специалисты цветочного дела считают, что будет преобладать эко-стиль, без вычурности и броскости в модных букетах.
Легкость и ненавязчивость затронуты не только в живых цветах, но также цветового решения и актуальной упаковки для модного цветочного творения. Утонченность и минимализм, умеренность оттенков и ощущение, как будто бы вы сорвали цветочки только что с клумбы – именно это и будет отличать новинки букетов раннего будущего [4].
Все чаще флористы и их покупатели стали лучше понимать, что важным трендом в оформлении букетов станет так называемый sustainability, иными словами минимальное потребление разного рода полимерных упаковок и пластика, а также любого другого материала как такового.
Именно, в связи с этим уже сейчас можно встретить огромное множество минибукетов, а также цветочных композиций, состоящих всего лишь из одного цветка, что будет выглядеть неимоверно утонченно, мило, а главное экологично [4].
Новинки, тенденции – все это касается не только новых сортов и моды на цветы. В последние годы все больше говорят о таких вещах, как природность материалов, их экологичность, а также ресайклинг – переработка отходов и по возможности изготовление из них нового качественного сырья [4].
Природность – это в первую очередь минимальное использование предметов, не имеющих отношения к растениям. Например, некоторое время назад были модны большие громоздкие букеты, где среди цветов можно было увидеть пластиковых бабочек, пчелок и птичек, лепестки цветов были облеплены блестками и стразами, а сам букет оборачивали несколькими слоями пластиковой сетки или полиэтилена ядовитых цветов. Сейчас такие букеты уже не актуальны: по большому счету цветы не нуждаются в том, чтобы их дополнительно украшали пластмассой и прочими странными атрибутами. Только природные материалы и различные их сочетания [4].
С природностью тесно связано понятие «экологичность». Многие люди стали задумываться о том, что природа во многих уголках Земли находится в печальном состоянии, и это ни для кого не секрет. Поэтому большинство известных флористов присоединяются к движению в защиту природы и отказываются от материалов, которые сложно переработать и изготовление которых наносит серьезный вред окружающей среде [4].
Больше всего претензий вызывает флористическая пена (или флористическая губка), которую используют для фиксации растений и подпитывания их водой. Ее называют еще «пиафлор» или «оазис» – в последнем случае это просто название компании, выпускающей наиболее популярный сорт пены, но оно уже давно перешло на весь продукт в целом, независимо от того, кто производитель. Производят эту пену из нефтепродуктов. Многие утверждают, что она очень опасна в первую очередь для здоровья самих флористов. Это не совсем так – количество вредных веществ, которое выделяет пиафлор, совсем невелико. Да, при разрезании сухой пены в разные стороны летит мелкая пыль, которая может попасть вам в легкие и осесть на коже. Но ведь перед этим пену можно просто намочить – в любом случае использовать мы ее будем во влажном виде [4].
Главная же опасность этого продукта состоит в том, что он не подлежит переработке. Невозможно несколько раз использовать один и тот же пиафлор. Значит, его выбросят, он попадет на свалки или окажется в канализации, а потом, как и тысячи тонн других искусственных отходов, будет загрязнять природу и представлять опасность для животных. И сейчас активно обсуждают вопрос полного отказа от флористической пены. Но, к сожалению, удобных и недорогих альтернатив в мире и в России по-прежнему мало. Кроме того, оазис идеален для начинающего флориста в силу своей простоты и удобства в использовании. Флористы глубоко верят, что в ближайшем будущем найдется материал, чем можно его заменить на экологичный материал. А вот отказ от пластиковых украшений и упаковок вполне реален [4].
Что же касается ресайклинга, то есть переработки отходов, то каждый из людей способен внести в это свой вклад. Это касается и флористов, а отходов в работе флориста очень много! Листья, стебли, ненужные отростки, обрезки бумаги и прочей упаковки, в которой получают цветы, куски проволоки и ленты. Многое можно переработать. Так, например, из биоотходов делают удобрения, а бумага вполне может получить вторую и даже третью жизнь в виде картонных коробок или пакетов. Важно сортировать мусор! Во многих странах уже существуют пункты, где за определенное количество сданных на переработку материалов выдают купоны на приобретение новых вещей, необходимых для работы. У нас пока такая практика не получила широкого распространения [4].
Заключение
Исследование текущих тенденций в мире флористики, позволяет считать, что в будущем флористики будут использоваться экологически чистые материалы и растения. Ведь современные люди ратуют за использование натуральных материалов. Экологически чистые продукты приветствуются. Эта тенденция учитывается и в мире флористики, включая использование экологически чистых материалов и растений, подход к минимализму и современному дизайну букетов, а также эксперименты с формами и структурами.
Для создания букетов используют сорта, отличающиеся устойчивостью. Они выглядят естественно, им не требуется особенный уход. Такие цветы долгое время сохраняют свою свежесть и красоту. Так же стали использовать стабилизированные цветы.
Уже сейчас обилие цветов и элементов в композиции не приветствуется. Все больше людей выбирает простые, но эффектные букеты. Они выглядят естественно и натурально. При этом стоимость существенно снижается.
Обилие мишуры, лент и стразов ушло в прошлое. Флористы делают акцент на одном элементе. Внимание получателя букета сосредоточено на нем. Остальные части композиции только помогают раскрыться центральному цветку.
Вычурная упаковка также больше не востребована. В будущем данная тенденция будет сохраняться. Ее заменили крафтовая бумага, атласные ленты, коробки и пакеты из натуральных материалов.
Живые цветы и натуральные материалы относятся к экологически чистым продуктам. Они созданы природой [1, 4].