Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Аутсорсинг пожарной безопасности на объектах общественного питания как современн...

Аутсорсинг пожарной безопасности на объектах общественного питания как современный тренд развития сферы гостеприимства

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

аутсорсинг
пожарная безопасность
объект общественного питания
организация и управление пожарной безопасностью

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов общественного питания с учетом привлечения сторонних организаций. Преимущества, недостатки, сфера применения аутсорсинга, нормативно-правовые акты и нормативные документы, регламентирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов общественного питания.

Текст статьи

Эффективный менеджмент на предприятиях общественного питания играет важнейшую роль в функционировании заведения. У руководителя предприятия общественного питания утверждены должностные обязанности, которые он должен выполнять на высоком уровне, так как от этого зависит эффективность деятельности всего предприятия. С дальнейшим развитием предпринимательства появилась возможность передавать аутсорсинговым компаниям выполнение некоторых производственных или бизнес-процессов.

Актуальность аутсорсинга в сфере общественного питания заключается в том, что он способствует более эффективной работе предприятия, что связано со снижением затрат на осуществление определенных бизнес-процессов [1].

Аутсорсинг представляет собой некую форму сотрудничества между предприятиями (организациями), когда одна фирма (заказчик) передает внешнему исполнителю (аутсорсеру) на выполнение некоторые функции, связанные с информационными технологиями, кадрами, бухгалтерией. В узком смысле аутсорсинг означает передачу определенных функций или бизнес-процессов компаниям, являющимся профессионалами в данной сфере.

К преимуществам аутсорсинга можно отнести: снижение себестоимости процессов и функций; доступ к новейшим технологиям, ресурсам, которых нет у предприятия; повышение качества выполнения функций и конечной продукции; сокращение излишней нагрузки на управленческую систему малого предприятия.

К недостаткам аутсорсинга можно отнести: возможность утечки конфиденциальной информации и попадание её к конкурентам (информационная безопасность); риск срочного расторжения договора с партнером-аутсорсером; отсутствие надежных поставщиков услуг аутсорсинга и сложность контроля квалификации специалистов компании-аутсорсера; увеличение транзакционных издержек [1].

Непрофильные бизнес-процессы требуют огромного количества внимания, ресурсов и времени, но они помогают компаниям сохранить свою уникальность и повысить стоимость. Аутсорсингу бизнес-процессов должно предшествовать комплексное исследование предприятия питания, анализ внутренних издержек.

По данным аналитиков Сбера, аутсорсинг позволяет экономить до 20% бюджета на выполнение различных бизнес-процессов, что делает аутсорсинг крайне привлекательным [1].

В практике малого бизнеса использование аутсорсинга возможно для различных бизнес-процессов. Так, В. С. Микрюкова, А. А. Кубарская, А. В. Новиков выделяют следующие направления аутсорсинга: бухгалтерские услуги и финансовый менеджмент; услуги и сервисы в области информационных технологий; кадровый менеджмент; рекламная и маркетинговая деятельность; юридические консультации и т. д.

Таким образом, сфера применения аутсорсинга достаточно широка, при этом, кроме вспомогательных и обеспечивающих функций на аутсорсинг могут передаваться и некоторые производственные операции. Определяющим критерием при принятии решения о передаче той или иной бизнес-функции в аутсорсинг выступает оценка экономической эффективности использования данного инструмента.

Исследователи разделяют данный процесс на определенные этапы: подготовительный, адаптация предприятия к работе в рамках аутсорсинговой модели и мониторинг решения.

Подготовительный этап занимает значимую часть в процессе внедрения аутсорсинговой модели, т. к. только проработка всех ключевых вопросов, сравнение возможностей и рисков, позволяет успешно осуществить внедрение с максимальным уровнем эффективности организации. На этом этапе надо выбрать аутсорсера. Основные критерии выбора: стоимость услуг, деловая репутация, известность на рынке, уровень юридической ответственности, гарантии конфиденциальности, условия оплаты и т. д.

В период адаптации важно выстроить каналы коммуникации между предприятием общественного питания и компанией-аутсорсером, установить новые регламенты работы, изменить локальные регламентирующие документы, при необходимости ликвидировать структурные подразделения, выполнявшие соответствующие функции, уволить или перераспределить персонал [2].

Перед этапом мониторинга необходимо установить ключевые параметры для контроля. Среди них могут быть: скорость выполнения бизнес-процесса, стоимость для предприятия питания, удовлетворенность качеством и т. д.

При обнаружении отклонений важно исследовать причины неудачи:

  • функцию всё же нельзя было передавать на аутсорсинг?
  • имеются недостатки в организации взаимодействия?
  • был неправильно сделан выбор компании-аутсорсинра и при смене поставщика ситуация улучшится?

Поняв причину, можно принимать иное управленческое решение по исправлению ситуации – отказаться от аутсорсинга в пользу собственного структурного подразделения, возможно, пересмотреть регламент сотрудничества или выбрать другого поставщика аутсорсинговых услуг [2].

Анализ исследований существующих традиционных аутсорсинговых услуг показывает возможности расширения их перечня. На наш взгляд, возможным для предприятий общественного питания становится перевод на аутсорсинг организацию обеспечения пожарной безопасности.

В 2020-2021 годах требования пожарной безопасности претерпели значительные изменения в рамках реализации программы «Регуляторная гильотина», целью которой является пересмотр и отмена законодательных документов, негативно влияющих на субъекты хозяйствования (поднадзорные организации). В настоящее время идет активная работа по изменению законодательной базы в области пожарной безопасности. Постоянные изменения создают трудность в постоянном отслеживании данной информации для организации. Неправильное выполнение требований законодательства может привести к некачественной работе, например, при подготовке Декларации пожарной безопасности. К изменениям в законодательстве по пожарной безопасности важно относится ответственно: невыполнение может угрожать жизни людей. Компания должна следить за новшествами в области пожарной безопасности и постоянно обновлять процедуры. Важно проверять соответствие законодательству и проводить обучение персонала для снижения рисков и обеспечения безопасности [5].

Часто в декларацию пожарной безопасности вносят новые изменения, чтобы включить в нее современные действующие стандарты, применимые к конкретному зданию. Существует мнение, что разработать декларацию пожарной безопасности может любой человек, прошедший обучение в этой области, поэтому многие организации обращаются к нелицензированным или несертифицированным сторонним компаниям для разработки декларации. Важно понимать, что составление декларации пожарной безопасности требует серьезного подхода и экспертизы, чтобы обеспечить максимальную безопасность для жизни и имущества людей.

Некоторые работы нельзя проводить без лицензии, что определено федеральным законодательством. Установка, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения безопасности требует наличия лицензии и соответствующих навыков. Следует отметить следующее: работы без соответствующей лицензии могут привести к нарушению пожарной безопасности и повлечь за собой серьезные последствия, включая материальные потери и угрозу жизни и здоровью людей. Именно поэтому необходимо подбирать исполнителей как можно тщательнее, а также убедится в их квалификации и наличии всех необходимых документов.

Лицензионные требования к организациям были обновлены в 2022 году, поэтому существует только два способа осуществлять лицензируемые виды деятельности: либо получить собственную лицензию, либо передать её на аутсорсинг организации, у которой есть лицензия [4].

В последние годы стало популярным передавать услуги по пожарной безопасности сторонней организации, так как она может оказать комплексные услуги, так как разработка мер пожарной безопасности, подготовка программ инструктажа по пожарной безопасности, категорирование помещений, подготовка документации по эксплуатации систем пожарной безопасности и т. д.

Аутсорсинг пожарной безопасности представляет собой передачу функций служб пожарной безопасности объекта или отдельных должностных лиц под профессиональное управление организации, специализирующейся на обеспечении пожарной безопасности. Комплексный подход в реализации вопросов обеспечения пожарной безопасности позволяет учесть все вопросы обеспечения пожарной безопасности путем привлечения квалифицированных специалистов. Такой подход позволяет достичь максимальной эффективности и безопасности объекта, а также минимизировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Помимо этого, что аутсорсинг требует определённых затрат и контроля со стороны заказчика услуги. В любом случае, выбор подхода должен быть обоснованным и основываться на специфике деятельности организации и требованиях к безопасности объекта общественного питания.

Для многих компаний, особенно малых и средних, аутсорсинг пожарной безопасности может оказаться оптимальным решением, ведь это позволит сократить расходы на содержание штата специалистов по пожарной безопасности, а также получить квалифицированную помощь в обеспечении соответствия объекта требованиям законодательства в данной сфере. Кроме того, внешние организации, специализирующиеся на пожарной безопасности, могут предложить комплексный подход к решению данной задачи, включающий не только разработку мероприятий, но и их практическое внедрение и контроль.

Список литературы

  1. Войтенок О.В., Шкитронов М.Е., Марков И.С., Обеспечение пожарной безопасности объекта защиты с привлечением сторонней организации (аутсорсинг пожарной безопасности) / О.В. Войтенок // Наукосфера, 2021. – № 11(2), Технические науки. – С. 233-236.
  2. Приказ МЧС России от 16.03.2020 № 171 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.04.2020 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004170036 (дата обращения: 25.11.2023).
  3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Впервые опубликован «Российская газета», № 97, 06.05.2011, Информационно-справочная система «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113658/ (дата обращения: 25.11.2023).
  4. Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 г. № 1128 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.08.2020, URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008030003 (дата обращения: 25.11.2023).
  5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2020, URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202009250010 (дата обращения: 25.11.2023).

Поделиться

682

Алюшин Р. Е., Запорожский И. О. Аутсорсинг пожарной безопасности на объектах общественного питания как современный тренд развития сферы гостеприимства // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 40-44. URL: https://apni.ru/article/8926-autsorsing-pozharnoj-bezopasnosti-na-obektakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января