Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
О повышении эффективности организации методической работы на кафедре электроснаб...

О повышении эффективности организации методической работы на кафедре электроснабжения и радиотелемеханики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

методическая работа
учебно-методический комплекс
учебно-методическое обеспечение
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Аннотация статьи

В статье рассматривается организационно-функциональная структура и содержание мероприятий методической работы, приведены современные подходы к повышению эффективности её организации на кафедре.

Текст статьи

Известно, что методическая работа – это один из основных видов деятельности кафедры, направленный на организацию учебного процесса [1, 2].

Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса. В соответствии с этой целью основными задачами, которые должны решаться при организации методической работы на кафедре, являются:

  • поиск путей повышения эффективности учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и способов обучения;
  • обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий, устранение дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непрерывности и отраслевой направленности подготовки по фундаментальным и прикладным дисциплинам;
  • обеспечение учебно-методической литературой, оснащение учебного процесса современными техническими средствами;
  • повышение эффективности методической работы преподавателей, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).

Ниже рассмотрим структуру основных организационно функциональных мероприятий методической работы на кафедре, которыми являются:

  • разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры;
  • повышение квалификации ППС;
  • контроль качества занятий, проводимых ППС;
  • разработка и постоянное совершенствование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;
  • разработка и постоянное совершенствование (модернизация) материально-технической базы дисциплин.

А также предложим новые подходы к организации методической работы кафедры по основным ее направлениям.

1. Учебно-методический комплекс по дисциплине

На современном этапе развития высшего профессионального образования важное значение приобретает учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплинам обучения. Это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Рекомендуются следующие этапы разработки УМК [1]:

  1. Формирование цели и задач изучения дисциплины согласно требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования;
  2. Изучение содержания, примерной типовой программы, рекомендованной учебно-методическим объединением отрасли (если таковая имеется), и имеющей учебной и научной литературы;
  3. Формирование содержания дисциплины, определение названия тем и количества часов на отдельные виды занятий в соответствии с учебным планом;
  4. Разработка структуры и содержания лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);
  5. Составление вопросов и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
  6. Разработка фонда оценочных средств (вопросов экзамена (зачета), билетов и тестовых заданий);
  7. Разработка рабочей учебной программы и календарно-тематического плана;
  8. Разработка курса лекций, методических указаний для преподавателей по проведению всех видов занятий, учебно-методических пособий для курсантов;
  9. Составление контрольных отчетов по лабораторным работам и образцов оформления контрольной и курсовой работы (проекта);
  10. Разработка пятилетнего плана подготовки учебно-методических изданий и развития материально-технической базы дисциплины;
  11. Согласование и утверждение УМК на заседании кафедры;
  12. Апробация материалов и последующая корректировка УМК;
  13. Разработка презентаций (мультимедийного обеспечения) по всем видам занятий, как правило, проводится после проведения основной корректировки УМК.

От содержания УМК по дисциплинам зависит и качество организации учебной работы на кафедре. Перечень основной документации, входящей в состав УМК учебной дисциплины кафедры:

  • выписка из государственного образовательного стандарта;
  • типовая программа, рекомендованная УМО;
  • рабочая программа по учебной дисциплине и календарно-тематический план;
  • учебники, курс (конспект) лекций и учебные пособия;
  • методические указания для ППС по организации и проведению всех видов занятий;
  • учебно-методические разработки для курсантов по выполнению лабораторных, контрольных, курсовых работ и проектов;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов;
  • презентации по проведению лекций, практических и групповых занятий;
  • контрольные отчёты по лабораторным работам, образцы оформления контрольных и курсовых работ (проектов);
  • фонд оценочных средств, включающий в себя экзаменационные билеты, тестовые задания для проверки текущих и остаточных знаний курсантов.

УМК может не содержать всех составляющих приведенной структуры, но необходимость некоторых из них бесспорна.

Важная роль в содержании УМК дисциплины и в целом методической работе на кафедре принадлежит разработке методических указаний по проведению всех видов занятий.

В [1, 3] изложена общая концепция методики преподавания всех видов занятий по учебной дисциплине с учетом передового опыта ППС кафедры.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов разрабатываются ведущими преподавателями (лекторами), обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Рекомендации должны содержать не только перечень литературы с указанием страниц, необходимого материала для изучения, но и содержать пояснения по наиболее сложным вопросам.

Значительно повышается эффективность занятий, в том числе качество усвоения материала, при использовании мультимедийного обеспечения (презентаций) [4, 5]. Основные правила конструирования мультимедийного обеспечения рассмотрены в [1].

Последовательность действий преподавателя при создании мультимедийного обеспечения занятий:

  1. Разработать алгоритм занятия;
  2. На бумаге разместить предполагаемые слайды с необходимым материалом;
  3. Продумать динамику (анимацию) презентации;
  4. Разработать мультимедиа конструктор;
  5. Провести апробацию, в том числе анализ восприятия курсантами;
  6. Рецензирование (редактирование) содержания слайдов и (или) их динамику презентации;
  7. Отредактировать мультимедиа конструктор.

Как показывает практика, целесообразно привлекать для разработки и редактирования мультимедиа конструктора курсантов, т. е. возложить на них выполнение 4 и 7 пунктов алгоритма создания презентации.

Необходимость разработки контрольных отчётов по лабораторным работам, образцов оформления контрольных и курсовых работ (проектов) обусловлена ускорением темпов проверки как знаний курсантов, так и содержания УМК дисциплины.

При изучении дисциплины с первым потоком курсантов происходит апробация материалов всех видов занятий. Вопросы апробации подразумевают в последующем и корректировку материалов УМК. Здесь важными являются следующие положения:

  • грамотное распределение учебных вопросов, изучаемых на лекциях, как правило, это самые сложные теоретические положения, и среди других видов занятий;
  • соблюдение последовательности изучения дисциплины с возможным повторами основного материала на разных видах занятий;
  • текущий контроль знаний курсантов – основа для корректировки учебного процесса, в том числе, внедрения инноваций в методику преподавания, переработки учебно-методического материала и модернизации материально-технической базы.

Основная корректировка УМК должна проводиться перед началом занятий во втором потоке. После каждого потока могут вноситься небольшие изменения в УМК и в пятилетний план развития дисциплины.

В настоящее время основой фонда оценочных средств являются тестовые задания по проверке текущих и остаточных знаний. Автоматизированная система тестирования значительно ускоряет проверку знаний, но после такой проверки сами тестовые задания должны периодически корректироваться с учетом контингента обучающихся [6, 7].

2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Одним из основных направлений методической работы, способствующих повышению педагогического мастерства ППС, является проведение методических занятий с преподавателями [1, 8]. Основными формами методических занятий с преподавателями являются:

  • инструкторско-методические занятия (ИМЗ);
  • демонстрационные (показательные) занятия;
  • открытые занятия;
  • взаимное посещение занятий;
  • пробные занятия для молодых преподавателей.

ИМЗ должен проводить только заведующий кафедрой. Эти занятия проводятся с целью отработки наиболее эффективных методических приёмов организации учебного процесса на кафедре и устанавливают единое понимание и толкование преподавателями сложных вопросов по темам обучения, отдельных вопросов организации самостоятельной работы студентов, контроля качества их подготовки и т. д.

Демонстрационные (показательные) занятия проводятся наиболее опытными преподавателями, в том числе и заведующим кафедрой, и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.

Открытые занятия проводятся с целью оценки педагогического мастерства ППС, анализа методики проведения занятия, а также оказания помощи преподавателю в освоении современных методических приёмов.

В деятельности преподавателя всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не могут обеспечить решения профессиональных задач и проблем. Присутствие на открытых занятиях преподавателей кафедры, их замечания и предложения, требуют от педагога использования новых приемов и способов проведения занятий, анализа своей деятельности.

ВАЖНО. Открытые занятия могут быть плановыми и неплановыми. В последнем случае они проводятся в случае, когда студенты показывают низкие результаты при проверке текущих знаний.

Взаимные посещения занятий преподавателями. Большую пользу в совершенствовании методических навыков в преподавании занятий по учебным дисциплинам кафедры приносит взаимное посещение занятий. Как правило, после проведения открытых и пробных занятий молодым преподавателям рекомендуется посетить занятие опытных методистов.

Основная цель взаимных посещений занятий – обмен преподавателей кафедры опытом и оказание взаимной помощи в планировании, организации и методике проведения занятий.

После каждого взаимного посещения занятия должна быть проведена беседа руководителя занятия с присутствующими на нём с целью уточнения методики.

Пробные занятия проводят начинающие преподаватели кафедры, в том числе аспиранты (как правило, третьего года обучения), в целях приобретения первоначального методического опыта и контроля уровня их методической подготовки.

За молодыми преподавателями кафедры должны быть закреплены более опытные (доценты или профессора) или научный руководитель, если преподаватель – аспирант.

После первого пробного занятия, которое проводится с преподавателями, происходит его обсуждение, которое организует заведующий кафедрой. Преподаватели делают замечания и высказывают предложения по усовершенствованию методики преподавания, как правило, рекомендуют посетить занятия опытных методистов кафедры (или других кафедр) и конкретизируют задачи преподавателю, курирующему молодого педагога.

После проведения начинающим преподавателем второго пробного занятия со студентами и его обсуждения на заседании кафедра должна принять решение о допуске к самостоятельному проведению занятий преподавателя или о целесообразности его дальнейшей подготовки.

Необходимо, чтобы в течение первого года преподавания молодые педагоги к каждому занятию составляли план-конспект его проведения [1].

Важной формой повышения квалификации ППС является их участие в научно-методических семинарах и конференциях факультетского или вузовского уровня. На них обсуждаются разработанные учебно-методические материалы, направленные на повышение эффективности учебного процесса, вопросы внедрения прогрессивных методов, способов и средств обучения, докладываются результаты педагогических экспериментов, проводится обмен опытом работы лучших методистов, а также обсуждаются проблемы, связанные с исполнением требований новых приказов и различных руководящих документов.

3. Контроль качества занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом

Важнейшая задача контроля качества проведения занятий – оценка профессиональных качеств ППС кафедры.

Контрольные посещения занятий не должны восприниматься как выражение недоверия по отношению к ППС. Во-первых, они создают для преподавателей мотивацию глубокого изучения дисциплины и усовершенствования методических навыков, а во-вторых, являются составной частью деятельности по принятию заведующим кафедрой управленческих решений [9, 10].

Основные вопросы контроля и оценки качества проведения всех видов занятий ППС рассмотрены в [1]. Необходимо придерживаться во время организации контроля занятий следующих рекомендаций:

  • при планировании контрольных посещений занятий, проводимых преподавателями кафедры, её руководитель должен учитывать должностную субординацию и педагогический стаж проверяющего и проверяемого;
  • целесообразно, чтобы примерно в 50% случаев контрольных посещений проверяющими занятий, проводящие их преподаватели кафедры не были поставлены в известность, т. е. 50% контрольных посещений должны быть неплановыми;
  • после контроля занятий проверяющий обязан ознакомить с замечаниями и предложениями как проверяемого преподавателя, так и заведующего кафедрой.

4. Разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения дисциплины

Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий, и все разработки включаются в УМК дисциплины. При этом совершенствование учебно-методического обеспечения должно происходить постоянно, но в плановом порядке по результатам оценок студентов после изучения дисциплины и по мере его морального старения.

Как известно, учебная литература переиздаётся не реже чем через 5 лет, а через 10 лет после издания сведения в технической литературе морально устаревают. Эти отправные годы и должны быть положены в основу планирования подготовки учебной и методической литературы на кафедре.

По целевому назначению и характеру информации основные виды учебных изданий делятся на четыре группы (рис.):

  • программно-методические издания;
  • учебно-методические издания;
  • обучающие издания;
  • вспомогательные издания.

Целесообразно рассмотреть содержание перечисленных учебных изданий.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы, учебные и рабочие программы, календарно-тематические планы. Они предназначены преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебно-методические издания – методические указания и методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов, по организации самостоятельной работы студентов.

Рис. Классификация учебных изданий

Эти материалы содержат методики овладения дисциплинами и выполнения заданий, дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания – учебники, учебные пособия и курсы лекций по дисциплине.

Учебник является основным учебным изданием, содержащим базовые знания дисциплины, он включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «классику» учебной дисциплины. Учебное пособие – это дополнительный материал, необходимый для изучения дисциплины. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций, кроме того, это авторская работа, отражающая собственную позицию по конкретным проблемам и спорным вопросам.

Важно. Только после издания курса лекций по дисциплине преподаватель может претендовать на получение ученого звания доцента, а после издания учебника – профессора.

Вспомогательные издания – практикумы, сборники задач и упражнений, тестовые задания.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, формирование навыков практической работы, овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления.

Сборники задач и упражнений, а также тестовые задания развивают у студентов самостоятельность в решении теоретических и практических задач.

5. Разработка и модернизация материально-технической базы дисциплины

Приобретение оборудования, составляющего материально-техническую базу, как и учебно-методического обеспечения дисциплины, заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий.

Как известно, качество материально-технического обеспечения дисциплины оценивается наличием, состоянием и применением в учебном процессе оргтехники, лабораторных установок, макетов, стендов и т. п. [11].

Процессу модернизации материально-технического обеспечения дисциплин должны предшествовать результаты знаний студентов, определяемые полученными на экзаменах (зачетах) оценками. Кроме того, целесообразно, чтобы заведующий кафедрой один раз в семестр планировал проведение заседаний кафедры в учебной лаборатории (аудитории), на которых, кроме основных вопросов повестки дня, заслушивались бы индивидуальные отчеты преподавателей, проводящих занятия в этой лаборатории. Преподавателям периодически необходимо рассказывать своим коллегам, что сделано по развитию материально-технического обеспечения. Замечания и рекомендации коллег, в свою очередь, будут способствовать качественному развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной дисциплины [12].

Таким образом, рассмотренные в статье современные подходы к организации методической работы повысят её эффективность и будут способствовать улучшению качества подготовки студентов.

Список литературы

  1. Григораш О. В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры: учеб. пособие для системы дополнительного образования / О. В. Григораш, А. И. Трубилин; под общ. ред. А. И. Трубилина. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 596 с.
  2. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №07(091). С. 488–499. – IDA [article ID]: 0911307031. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf
  3. Григораш О. В. Основы учебно-воспитательной работы: учеб. пособие для молодых преподавателей / О. В. Григораш, А. В. Загорулько, Д. Г. Серый; под общ. ред. О. В. Григораш. – Краснодар: КубГАУ. – 2010. – 126 с.
  4. Григораш О.В. О совершенствовании системы подготовки выпускников вузов / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №09(093). С. 1624–1637. – IDA [article ID]: 0931309112. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/112.pdf
  5. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом / А.И. Трубилин // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – № 3. – С. 13–18.
  6. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. – 2013. – № 3. – С. 71–75.
  7. Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. – 2011. – № 2. – С. 60–64.
  8. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации / А. И. Трубилин // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
  9. Григораш О.В. Методика оценки качества подготовки студентов и эффективности учебной работы преподавателей и кафедры / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №08(092). С. 1087–1099. – IDA [article ID]: 0921308073. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/73.pdf
  10. Трубилин А.И. Методика оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава и кафедры / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №09(093). С. 1610–1623. – IDA [article ID]: 0931309111. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/111.pdf
  11. Трубилин А. И. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета: монография / А. И. Трубилин, О. В. Григораш, Г. В. Тельнов. Под общ. ред. А. И. Трубилина. – Краснодар: КубГАУ. – 2008. – С. 97.
  12. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет – крупнейший центр образования, науки, инноваций / А.И. Трубилин // АПК: Экономика, управление. – 2012. – № 10. – С. 8.

Поделиться

893

Большаков Ю. Н., Макарихин И. В., Соколова Е. С., Лабещенков О. В. О повышении эффективности организации методической работы на кафедре электроснабжения и радиотелемеханики // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 48-55. URL: https://apni.ru/article/8942-povishenii-effektivnosti-organizatsii-metodic

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря