Известно, что методическая работа – это один из основных видов деятельности кафедры, направленный на организацию учебного процесса [1, 2].
Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса. В соответствии с этой целью основными задачами, которые должны решаться при организации методической работы на кафедре, являются:
- поиск путей повышения эффективности учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и способов обучения;
- обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий, устранение дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непрерывности и отраслевой направленности подготовки по фундаментальным и прикладным дисциплинам;
- обеспечение учебно-методической литературой, оснащение учебного процесса современными техническими средствами;
- повышение эффективности методической работы преподавателей, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).
Ниже рассмотрим структуру основных организационно функциональных мероприятий методической работы на кафедре, которыми являются:
- разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры;
- повышение квалификации ППС;
- контроль качества занятий, проводимых ППС;
- разработка и постоянное совершенствование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;
- разработка и постоянное совершенствование (модернизация) материально-технической базы дисциплин.
А также предложим новые подходы к организации методической работы кафедры по основным ее направлениям.
1. Учебно-методический комплекс по дисциплине
На современном этапе развития высшего профессионального образования важное значение приобретает учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплинам обучения. Это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Рекомендуются следующие этапы разработки УМК [1]:
- Формирование цели и задач изучения дисциплины согласно требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- Изучение содержания, примерной типовой программы, рекомендованной учебно-методическим объединением отрасли (если таковая имеется), и имеющей учебной и научной литературы;
- Формирование содержания дисциплины, определение названия тем и количества часов на отдельные виды занятий в соответствии с учебным планом;
- Разработка структуры и содержания лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);
- Составление вопросов и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
- Разработка фонда оценочных средств (вопросов экзамена (зачета), билетов и тестовых заданий);
- Разработка рабочей учебной программы и календарно-тематического плана;
- Разработка курса лекций, методических указаний для преподавателей по проведению всех видов занятий, учебно-методических пособий для курсантов;
- Составление контрольных отчетов по лабораторным работам и образцов оформления контрольной и курсовой работы (проекта);
- Разработка пятилетнего плана подготовки учебно-методических изданий и развития материально-технической базы дисциплины;
- Согласование и утверждение УМК на заседании кафедры;
- Апробация материалов и последующая корректировка УМК;
- Разработка презентаций (мультимедийного обеспечения) по всем видам занятий, как правило, проводится после проведения основной корректировки УМК.
От содержания УМК по дисциплинам зависит и качество организации учебной работы на кафедре. Перечень основной документации, входящей в состав УМК учебной дисциплины кафедры:
- выписка из государственного образовательного стандарта;
- типовая программа, рекомендованная УМО;
- рабочая программа по учебной дисциплине и календарно-тематический план;
- учебники, курс (конспект) лекций и учебные пособия;
- методические указания для ППС по организации и проведению всех видов занятий;
- учебно-методические разработки для курсантов по выполнению лабораторных, контрольных, курсовых работ и проектов;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов;
- презентации по проведению лекций, практических и групповых занятий;
- контрольные отчёты по лабораторным работам, образцы оформления контрольных и курсовых работ (проектов);
- фонд оценочных средств, включающий в себя экзаменационные билеты, тестовые задания для проверки текущих и остаточных знаний курсантов.
УМК может не содержать всех составляющих приведенной структуры, но необходимость некоторых из них бесспорна.
Важная роль в содержании УМК дисциплины и в целом методической работе на кафедре принадлежит разработке методических указаний по проведению всех видов занятий.
В [1, 3] изложена общая концепция методики преподавания всех видов занятий по учебной дисциплине с учетом передового опыта ППС кафедры.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов разрабатываются ведущими преподавателями (лекторами), обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Рекомендации должны содержать не только перечень литературы с указанием страниц, необходимого материала для изучения, но и содержать пояснения по наиболее сложным вопросам.
Значительно повышается эффективность занятий, в том числе качество усвоения материала, при использовании мультимедийного обеспечения (презентаций) [4, 5]. Основные правила конструирования мультимедийного обеспечения рассмотрены в [1].
Последовательность действий преподавателя при создании мультимедийного обеспечения занятий:
- Разработать алгоритм занятия;
- На бумаге разместить предполагаемые слайды с необходимым материалом;
- Продумать динамику (анимацию) презентации;
- Разработать мультимедиа конструктор;
- Провести апробацию, в том числе анализ восприятия курсантами;
- Рецензирование (редактирование) содержания слайдов и (или) их динамику презентации;
- Отредактировать мультимедиа конструктор.
Как показывает практика, целесообразно привлекать для разработки и редактирования мультимедиа конструктора курсантов, т. е. возложить на них выполнение 4 и 7 пунктов алгоритма создания презентации.
Необходимость разработки контрольных отчётов по лабораторным работам, образцов оформления контрольных и курсовых работ (проектов) обусловлена ускорением темпов проверки как знаний курсантов, так и содержания УМК дисциплины.
При изучении дисциплины с первым потоком курсантов происходит апробация материалов всех видов занятий. Вопросы апробации подразумевают в последующем и корректировку материалов УМК. Здесь важными являются следующие положения:
- грамотное распределение учебных вопросов, изучаемых на лекциях, как правило, это самые сложные теоретические положения, и среди других видов занятий;
- соблюдение последовательности изучения дисциплины с возможным повторами основного материала на разных видах занятий;
- текущий контроль знаний курсантов – основа для корректировки учебного процесса, в том числе, внедрения инноваций в методику преподавания, переработки учебно-методического материала и модернизации материально-технической базы.
Основная корректировка УМК должна проводиться перед началом занятий во втором потоке. После каждого потока могут вноситься небольшие изменения в УМК и в пятилетний план развития дисциплины.
В настоящее время основой фонда оценочных средств являются тестовые задания по проверке текущих и остаточных знаний. Автоматизированная система тестирования значительно ускоряет проверку знаний, но после такой проверки сами тестовые задания должны периодически корректироваться с учетом контингента обучающихся [6, 7].
2. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
Одним из основных направлений методической работы, способствующих повышению педагогического мастерства ППС, является проведение методических занятий с преподавателями [1, 8]. Основными формами методических занятий с преподавателями являются:
- инструкторско-методические занятия (ИМЗ);
- демонстрационные (показательные) занятия;
- открытые занятия;
- взаимное посещение занятий;
- пробные занятия для молодых преподавателей.
ИМЗ должен проводить только заведующий кафедрой. Эти занятия проводятся с целью отработки наиболее эффективных методических приёмов организации учебного процесса на кафедре и устанавливают единое понимание и толкование преподавателями сложных вопросов по темам обучения, отдельных вопросов организации самостоятельной работы студентов, контроля качества их подготовки и т. д.
Демонстрационные (показательные) занятия проводятся наиболее опытными преподавателями, в том числе и заведующим кафедрой, и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.
Открытые занятия проводятся с целью оценки педагогического мастерства ППС, анализа методики проведения занятия, а также оказания помощи преподавателю в освоении современных методических приёмов.
В деятельности преподавателя всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не могут обеспечить решения профессиональных задач и проблем. Присутствие на открытых занятиях преподавателей кафедры, их замечания и предложения, требуют от педагога использования новых приемов и способов проведения занятий, анализа своей деятельности.
ВАЖНО. Открытые занятия могут быть плановыми и неплановыми. В последнем случае они проводятся в случае, когда студенты показывают низкие результаты при проверке текущих знаний.
Взаимные посещения занятий преподавателями. Большую пользу в совершенствовании методических навыков в преподавании занятий по учебным дисциплинам кафедры приносит взаимное посещение занятий. Как правило, после проведения открытых и пробных занятий молодым преподавателям рекомендуется посетить занятие опытных методистов.
Основная цель взаимных посещений занятий – обмен преподавателей кафедры опытом и оказание взаимной помощи в планировании, организации и методике проведения занятий.
После каждого взаимного посещения занятия должна быть проведена беседа руководителя занятия с присутствующими на нём с целью уточнения методики.
Пробные занятия проводят начинающие преподаватели кафедры, в том числе аспиранты (как правило, третьего года обучения), в целях приобретения первоначального методического опыта и контроля уровня их методической подготовки.
За молодыми преподавателями кафедры должны быть закреплены более опытные (доценты или профессора) или научный руководитель, если преподаватель – аспирант.
После первого пробного занятия, которое проводится с преподавателями, происходит его обсуждение, которое организует заведующий кафедрой. Преподаватели делают замечания и высказывают предложения по усовершенствованию методики преподавания, как правило, рекомендуют посетить занятия опытных методистов кафедры (или других кафедр) и конкретизируют задачи преподавателю, курирующему молодого педагога.
После проведения начинающим преподавателем второго пробного занятия со студентами и его обсуждения на заседании кафедра должна принять решение о допуске к самостоятельному проведению занятий преподавателя или о целесообразности его дальнейшей подготовки.
Необходимо, чтобы в течение первого года преподавания молодые педагоги к каждому занятию составляли план-конспект его проведения [1].
Важной формой повышения квалификации ППС является их участие в научно-методических семинарах и конференциях факультетского или вузовского уровня. На них обсуждаются разработанные учебно-методические материалы, направленные на повышение эффективности учебного процесса, вопросы внедрения прогрессивных методов, способов и средств обучения, докладываются результаты педагогических экспериментов, проводится обмен опытом работы лучших методистов, а также обсуждаются проблемы, связанные с исполнением требований новых приказов и различных руководящих документов.
3. Контроль качества занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом
Важнейшая задача контроля качества проведения занятий – оценка профессиональных качеств ППС кафедры.
Контрольные посещения занятий не должны восприниматься как выражение недоверия по отношению к ППС. Во-первых, они создают для преподавателей мотивацию глубокого изучения дисциплины и усовершенствования методических навыков, а во-вторых, являются составной частью деятельности по принятию заведующим кафедрой управленческих решений [9, 10].
Основные вопросы контроля и оценки качества проведения всех видов занятий ППС рассмотрены в [1]. Необходимо придерживаться во время организации контроля занятий следующих рекомендаций:
- при планировании контрольных посещений занятий, проводимых преподавателями кафедры, её руководитель должен учитывать должностную субординацию и педагогический стаж проверяющего и проверяемого;
- целесообразно, чтобы примерно в 50% случаев контрольных посещений проверяющими занятий, проводящие их преподаватели кафедры не были поставлены в известность, т. е. 50% контрольных посещений должны быть неплановыми;
- после контроля занятий проверяющий обязан ознакомить с замечаниями и предложениями как проверяемого преподавателя, так и заведующего кафедрой.
4. Разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения дисциплины
Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий, и все разработки включаются в УМК дисциплины. При этом совершенствование учебно-методического обеспечения должно происходить постоянно, но в плановом порядке по результатам оценок студентов после изучения дисциплины и по мере его морального старения.
Как известно, учебная литература переиздаётся не реже чем через 5 лет, а через 10 лет после издания сведения в технической литературе морально устаревают. Эти отправные годы и должны быть положены в основу планирования подготовки учебной и методической литературы на кафедре.
По целевому назначению и характеру информации основные виды учебных изданий делятся на четыре группы (рис.):
- программно-методические издания;
- учебно-методические издания;
- обучающие издания;
- вспомогательные издания.
Целесообразно рассмотреть содержание перечисленных учебных изданий.
Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы, учебные и рабочие программы, календарно-тематические планы. Они предназначены преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.
Учебно-методические издания – методические указания и методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов, по организации самостоятельной работы студентов.
Рис. Классификация учебных изданий
Эти материалы содержат методики овладения дисциплинами и выполнения заданий, дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.
Обучающие издания – учебники, учебные пособия и курсы лекций по дисциплине.
Учебник является основным учебным изданием, содержащим базовые знания дисциплины, он включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «классику» учебной дисциплины. Учебное пособие – это дополнительный материал, необходимый для изучения дисциплины. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.
Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций, кроме того, это авторская работа, отражающая собственную позицию по конкретным проблемам и спорным вопросам.
Важно. Только после издания курса лекций по дисциплине преподаватель может претендовать на получение ученого звания доцента, а после издания учебника – профессора.
Вспомогательные издания – практикумы, сборники задач и упражнений, тестовые задания.
Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, формирование навыков практической работы, овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления.
Сборники задач и упражнений, а также тестовые задания развивают у студентов самостоятельность в решении теоретических и практических задач.
5. Разработка и модернизация материально-технической базы дисциплины
Приобретение оборудования, составляющего материально-техническую базу, как и учебно-методического обеспечения дисциплины, заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий.
Как известно, качество материально-технического обеспечения дисциплины оценивается наличием, состоянием и применением в учебном процессе оргтехники, лабораторных установок, макетов, стендов и т. п. [11].
Процессу модернизации материально-технического обеспечения дисциплин должны предшествовать результаты знаний студентов, определяемые полученными на экзаменах (зачетах) оценками. Кроме того, целесообразно, чтобы заведующий кафедрой один раз в семестр планировал проведение заседаний кафедры в учебной лаборатории (аудитории), на которых, кроме основных вопросов повестки дня, заслушивались бы индивидуальные отчеты преподавателей, проводящих занятия в этой лаборатории. Преподавателям периодически необходимо рассказывать своим коллегам, что сделано по развитию материально-технического обеспечения. Замечания и рекомендации коллег, в свою очередь, будут способствовать качественному развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной дисциплины [12].
Таким образом, рассмотренные в статье современные подходы к организации методической работы повысят её эффективность и будут способствовать улучшению качества подготовки студентов.