Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Основные пути повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответ...

Основные пути повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности

Автор(-ы):

Макарихин Игорь Вениаминович

Большаков Юрий Николаевич

Кошель Александр Антонович

Шайдуров Владимир Ильич

4 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

учебная деятельность
комплексное исследование
«боевой опыт»
«служебный опыт»
интеграция
критерии
самостоятельная работа
методическая работа
личностный и профессиональный рост
форма
саморазвитие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности. Материал статьи может быть полезен для преподавателей военных ВУЗов.

Текст статьи

В напутственной речи перед офицерами, назначенными на высшие воинские должности, Верховный Главнокомандующий Вооружённых Сил Российской Федерации В. В. Путин указал на необходимость использовать боевой опыт при повышении уровня боевой и оперативной подготовки. Распоряжениями Министра обороны Российской Федерации об организации деятельности образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2023-2024 учебных годах и обеспечения качества подготовки обучающихся по всем уровням образования военным учебным заведениям предписано по всем изучаемым дисциплинам предусматривать изучение учебного материала с учётом опыта применения подразделений Вооружённых Сил РФ в Сирийской Арабской Республике и специальной военной операции на Украине.

Комплексное исследование проблематики воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности позволило подтвердить предположение о важности совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта.

Исходя из сформулированного названия данного пути, ключевыми категориями выступают «опыт», «боевой», «служебный», «боевой опыт» и «служебный опыт».

Совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта включает:

  • регулярное привлечение в образовательный процесс с курсантами, представителей заказчика;
  • установление профессиональных умений курсантов в ходе текущего и промежуточных контролей;
  • повышение эффективности восприятия и понимания получаемых знаний, выступающими логичными этапами процесса обучения, для развития практических умений и навыков реализации передовых образцов боевого и служебного опыта;
  • активное включение курсантов в научную деятельность с преподавательским составом по обобщению и анализу боевого и служебного опыта в виде курсовых, научных, конкурсных работ;
  • формирование у курсантов установки на профессиональное саморазвитие, самовоспитание и самообучение.

Совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта реализуется через выявленные функции. К функциям повышения эффективности процесса обучения относятся: оценивающая; моделирующая, иллюстрационная; развивающая тактическое и оперативно-тактическое мышление; воспитывающая; обучающая.

Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются:

  • организация углубленной подготовки командного и преподавательского состава военных вузов к интеграции в обучение курсантов передового боевого и служебного опыта;
  • формирование готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой боевой и служебный опыт;
  • интенсификация самостоятельной работы курсантов по изучению и использованию передового боевого и служебного опыта.

Основными формами совершенствования учебной работы преподавательского состава военных вузов являются:

  • модернизация учебных планов вуза и рабочих программ дисциплин по подготовке курсантов (обязательным условием реализации данной формы является то, что для учебных планов вуза и рабочих программ дисциплин обязательна стабильность. Сроки их деятельности не должны быть меньше срока подготовки курсантов по специальности);
  • планирование и организация учебной работы в военном вузе на основе системно-комплексного подхода;
  • повышение качества организационно-методического обеспечения занятий по дисциплинам.

Одной из ключевых форм совершенствования учебной работы преподавательского состава военных вузов, помимо разработки ряда документов (тематических планов, планов учебных занятий, дидактических материалов и др.) является повышение качества организуемых и проводимых занятий. К основным видам занятий в учебной деятельности военных вузов относятся: лекция, практическое занятие, семинар, групповое упражнение или занятие, написание курсовой работы и выпускной квалификационной работы, практика, консультация, самостоятельная работа курсантов, контрольная работа или контрольное занятие, теоретическая или научно-практическая конференция, военная или военно-специальная игра, командно-штабное учение, тактическое или тактико-специальное занятие и учение.

Основными критериями оценки готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой боевой и служебный опыт установлены:

  • уровень умения планировать служебное и личное время;
  • уровень точного, своевременного и качественного выполнения поставленных задач;
  • уровень способности выполнения разнообразной военно-профессиональной деятельности (интересной, рутинной, необходимой и т. д.);
  • уровень развития способности к анализу поставленной задачи и её решение с выбором наиболее оптимальных способов и методов;
  • уровень умения оценить важность поставленной задачи;
  • уровень способности использовать передовой боевой и служебный опыт в повседневной деятельности.

Наиболее действенные методы мотивирования и стимулирования курсантов к самостоятельной работе с изучением и использованием передового боевого и служебного опыта, таковыми являются:

  • своевременное одобрение (поддержка товарища, наставника или куратора в сложных ситуациях придают уверенность, способствуют повышению профессионального потенциала);
  • убеждение (данный метод наиболее актуален в ситуациях выбора, сомнения, размышлений в противоборстве мотивов самостоятельной учебной деятельности курсанта, при этом недопустимы грубость, высокомерие, насмешки, назидательность, упрёки и т. п.);
  • проверка знаний, умений, навыков (данный метод повышает ответственное отношение курсанта к самостоятельной работе в связи с предстоящим отчётом о достигнутых результатах в овладении знаниями, умениями, навыками с учётом передового боевого и служебного опыта).

Методическая подготовка преподавательского состава по организации самостоятельной работы курсантов с использованием передового боевого и служебного опыта реализуется посредством:

  1. Обучения курсантов технике планирования самостоятельной работы с использованием оптимальных приёмов и способов её организации;
  2. Обучения курсантов технике поиска, выбора, анализа и аккумулирования различных источников информации, с обращением особого внимания на опреде­ление ключевых элементов изучаемой информации;
  3. Обучения курсантов технике подготовки выступления на предстоящем занятии от подбора источников до написания текста;
  4. Обучения курсантов методике написания письменных работ (рефератов, курсовых работ, научных (конкурсных) работ и т. п.);
  5. Обучения курсантов технике самоконтроля и методике самооценки индивидуальной деятельности в ходе самостоятельной работы.

Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются:

  1. Организация углубленной подготовки командного и преподавательского состава военных вузов к интеграции в обучение курсантов передового боевого и служебного опыта;
  2. Формирование готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой боевой и служебный опыт;
  3. Интенсификация самостоятельной работы курсантов по изучению и использованию передового боевого и служебного опыта.

Наиболее эффективными формами объективной оценки учебной деятельности курсантов командирами и начальниками являются: подведение итогов, общее собрание подразделения, индивидуальная беседа, военно-политическое информирование с использованием разнообразных форм, пропаганда передового опыта, вечер-чествование курсантов, добившихся высоких результатов в учебной деятельности.

Процесс подготовки и проведения подведения итогов учебной деятельности курсантов включают следующие условия его реализации:

  • своеобразное исследование разных сторон, характеризующих состояние учебной деятельности как подразделения в целом, так и каждого курсанта в отдельности;
  • выявление взаимозависимостей и связей между факторами внешнего и внутреннего влияния;
  • выработка мер по повышению качества и результативности учебной деятельности курсантов.

Основное содержание методики подведения итогов учебной деятельности курсантов в учебной группе должно включать: перечень выполнявшихся учебных задач; отношение курсантов к выполнению учебных задач; выполнение курсантами распорядка дня; степень исполнительской дисциплины в рамках учебной деятельности; внешний вид, соблюдение формы одежды, соблюдение этических и эстетических норм в ходе плановых занятий и самоподготовки; оглашение поощрений и взысканий, оценка учебной деятельности каждого курсанта.

Не менее эффективной формой объективной оценки учебной деятельности курсантов является военно-политическое информирование. Информирование – это доведение информации до курсантов, а исходя из темы исследования, доведение объективной оценки учебной деятельности курсантов. При этом могут использоваться разнообразные формы информирования: устное ознакомление, стенная печать, размещение информации в войсковых средствах массовой информации, наглядно-художественное оформление информации в расположении, видео-, радиовещание.

Одним из основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности является реализация потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения образовательной программы.

Основной задачей преподавателей профилирующих кафедр выступает деятельность по повышению значимости изучения дисциплин непосредственно необходимых в будущих офицерских должностях. Карьерный рост будущих выпускников в значительной степени будет зависеть от знаний, полученных в период изучения профильных дисциплин.

В процессе личностного роста курсантов формируется индивидуальная база образовательных достижений. Под личностным ростом курсанта понимается сложный, динамично развивающийся процесс, объединяющий отдельные части в целое, включающий в себя междисциплинарные связи, мотивы и смыслы, жизненные ценности, с направленностью курсанта на себя и своё сознание, а также наличием устойчивой потребности в развитии. Поэтому преподавателю при выборе приёмов, методов и средств необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, осознавать их личностные уникальные особенности, выстраивать индивидуальные направления обучения обращая внимание на высокую значимость образовательных достижений.

Личностный и профессиональный рост курсантов осуществляется преподавателями в ходе образовательного процесса через следующие условия:

  • активизацию обучения;
  • формирование военно-профессиональной культуры;
  • стимулирование самосовершенствования и саморазвития;
  • развитие способностей к творчеству;
  • социализацию личности.

Для занимающегося саморазвитием курсанта характерны:

  • способность к самоконтролю и управление своей деятельностью;
  • наличие способности самокритично оценить достигнутые результаты;
  • умение осуществлять психологическое самопрограммирование, либо стремления к этому;
  • наличие способности системно организовать креативную работу по самосовершенствованию;
  • наличие умения поставить цель, а также выбрать методы и средства её достижения;
  • наличие персонального подхода к совершенствованию себя как личности;
  • наличие осознанного отношения к совершенствованию себя как необходимости.

Преподавательская деятельность в военном вузе заключается: в развитии профессионализации и развитии интеллектуальных и творческих способностей курсантов, переводе их на качественно новый образовательный уровень, создании необходимых условий для обеспечения эффективного и компетентного управления процессами формирования будущих офицеров.

Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются: организация углубленной подготовки командного и преподавательского состава военных вузов к интеграции в обучение курсантов передового боевого и служебного опыта; формирование готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой бое­вой и служебный опыт; интенсификация самостоятельной работы курсантов по изучению и использованию передового боевого и служебного опыта.

Преподавательская деятельность в военном вузе заключается: в развитии профессионализации и совершенствовании интеллектуальных и творческих способностей курсантов, переводе их на качественно новый образовательный уровень, создании необходимых условий для обеспечения эффективного и компетентного управления процессами формирования будущих офицеров.

Из всего изложенного в статье можно сделать вывод. Основными путями повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности являются:

  • совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта;
  • обеспечение объективной оценки учебной деятельности курсантов командирами и начальниками;
  • реализация потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения образовательной программы.

Практические рекомендации:

В интересах эффективного внедрения и реализации обоснованных основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности целесообразно предложить:

1. Преподавательскому составу военных вузов:

  • интегрировать в учебные занятия с курсантами передовой боевой и служебный опыт;
  • при подведении итогов занятий и оценивании знаний и действий курсантов учитывать их индивидуальную учебную активность;
  • в ходе учебных занятий раскрывать возможности реализации потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения основной образовательной программы.

2. Командирам батальонов (начальникам факультетов) и их заместителям:

  • в ходе индивидуальной воспитательной работы разъяснять возможности курсантов по реализации потенциала личностного роста на различных этапах освоения основной образовательной программы;
  • ежеквартально анализировать личное участие курсантов в военно-научных сообществах и военно-научных конференциях вуза;
  • при подведении итогов учебной деятельности отдельным пунктом учитывать публикационную активность курсантов.

3. Командирам рот, взводов (начальникам курсов, курсовым офицерам):

  • еженедельно анализировать индивидуальную посещаемость курсантами библиотек вуза;
  • ежедневно анализировать активность курсантов на учебных занятиях;
  • в ходе индивидуальной воспитательной работы разъяснять возможности курсантов по реализации потенциала личностного роста на различных этапах освоения основной образовательной программы.

Список литературы

  1. Щербакова М. Учитывая опыт, развивая традиции / М. Щербакова // Красная звезда. URL: http://redstar.ru/uchityvat-opyt-razvivat-traditsii/ (дата обращения: 12.08.2019).
  2. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. д-ра пед. наук. М., 1993. 271 с.
  3. Ванин И.Ф. Педагогические основы повышения эффективности обучения офицеров полка на боевом опыте: дис. канд. пед. наук. М., 1991. 190 с.
  4. Грибков С.А. Повышение эффективности обучения слушателей военных вузов на основе боевого опыта: дис. канд. пед. наук. М., 2006. 216 с.
  5. Столяров А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии): автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 24 с.
  6. Горяйнов В.Н. Воспитание у курсантов военных вузов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.
  7. Грибков, С.А. Повышение эффективности обучения слушателей военных вузов на основе боевого опыта: дис. канд. пед. наук. М., 2006. 216 с.
  8. Кайда Л.И. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку: дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 2003. 193 с.
  9. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов: дис. д-ра пед. наук. М., 1997. 452 с.
  10. Руденко Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов, высших военно-учебных заведений: дис. д-ра пед. наук. М., 2002. 502 с.

Поделиться

157

Макарихин И. В., Большаков Ю. Н., Кошель А. А., Шайдуров В. И. Основные пути повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 72-77. URL: https://apni.ru/article/8943-osnovnie-puti-povisheniya-effektivnosti-vospi

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня