Автор(-ы):
Макарихин Игорь Вениаминович
Большаков Юрий Николаевич
Кошель Александр Антонович
Шайдуров Владимир Ильич
4 апреля 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются вопросы основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности. Материал статьи может быть полезен для преподавателей военных ВУЗов.
Текст статьи
В напутственной речи перед офицерами, назначенными на высшие воинские должности, Верховный Главнокомандующий Вооружённых Сил Российской Федерации В. В. Путин указал на необходимость использовать боевой опыт при повышении уровня боевой и оперативной подготовки. Распоряжениями Министра обороны Российской Федерации об организации деятельности образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2023-2024 учебных годах и обеспечения качества подготовки обучающихся по всем уровням образования военным учебным заведениям предписано по всем изучаемым дисциплинам предусматривать изучение учебного материала с учётом опыта применения подразделений Вооружённых Сил РФ в Сирийской Арабской Республике и специальной военной операции на Украине.
Комплексное исследование проблематики воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности позволило подтвердить предположение о важности совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта.
Исходя из сформулированного названия данного пути, ключевыми категориями выступают «опыт», «боевой», «служебный», «боевой опыт» и «служебный опыт».
Совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта включает:
Совершенствование содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта реализуется через выявленные функции. К функциям повышения эффективности процесса обучения относятся: оценивающая; моделирующая, иллюстрационная; развивающая тактическое и оперативно-тактическое мышление; воспитывающая; обучающая.
Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются:
Основными формами совершенствования учебной работы преподавательского состава военных вузов являются:
Одной из ключевых форм совершенствования учебной работы преподавательского состава военных вузов, помимо разработки ряда документов (тематических планов, планов учебных занятий, дидактических материалов и др.) является повышение качества организуемых и проводимых занятий. К основным видам занятий в учебной деятельности военных вузов относятся: лекция, практическое занятие, семинар, групповое упражнение или занятие, написание курсовой работы и выпускной квалификационной работы, практика, консультация, самостоятельная работа курсантов, контрольная работа или контрольное занятие, теоретическая или научно-практическая конференция, военная или военно-специальная игра, командно-штабное учение, тактическое или тактико-специальное занятие и учение.
Основными критериями оценки готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой боевой и служебный опыт установлены:
Наиболее действенные методы мотивирования и стимулирования курсантов к самостоятельной работе с изучением и использованием передового боевого и служебного опыта, таковыми являются:
Методическая подготовка преподавательского состава по организации самостоятельной работы курсантов с использованием передового боевого и служебного опыта реализуется посредством:
Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются:
Наиболее эффективными формами объективной оценки учебной деятельности курсантов командирами и начальниками являются: подведение итогов, общее собрание подразделения, индивидуальная беседа, военно-политическое информирование с использованием разнообразных форм, пропаганда передового опыта, вечер-чествование курсантов, добившихся высоких результатов в учебной деятельности.
Процесс подготовки и проведения подведения итогов учебной деятельности курсантов включают следующие условия его реализации:
Основное содержание методики подведения итогов учебной деятельности курсантов в учебной группе должно включать: перечень выполнявшихся учебных задач; отношение курсантов к выполнению учебных задач; выполнение курсантами распорядка дня; степень исполнительской дисциплины в рамках учебной деятельности; внешний вид, соблюдение формы одежды, соблюдение этических и эстетических норм в ходе плановых занятий и самоподготовки; оглашение поощрений и взысканий, оценка учебной деятельности каждого курсанта.
Не менее эффективной формой объективной оценки учебной деятельности курсантов является военно-политическое информирование. Информирование – это доведение информации до курсантов, а исходя из темы исследования, доведение объективной оценки учебной деятельности курсантов. При этом могут использоваться разнообразные формы информирования: устное ознакомление, стенная печать, размещение информации в войсковых средствах массовой информации, наглядно-художественное оформление информации в расположении, видео-, радиовещание.
Одним из основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности является реализация потенциала личностного роста курсантов на различных этапах освоения образовательной программы.
Основной задачей преподавателей профилирующих кафедр выступает деятельность по повышению значимости изучения дисциплин непосредственно необходимых в будущих офицерских должностях. Карьерный рост будущих выпускников в значительной степени будет зависеть от знаний, полученных в период изучения профильных дисциплин.
В процессе личностного роста курсантов формируется индивидуальная база образовательных достижений. Под личностным ростом курсанта понимается сложный, динамично развивающийся процесс, объединяющий отдельные части в целое, включающий в себя междисциплинарные связи, мотивы и смыслы, жизненные ценности, с направленностью курсанта на себя и своё сознание, а также наличием устойчивой потребности в развитии. Поэтому преподавателю при выборе приёмов, методов и средств необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, осознавать их личностные уникальные особенности, выстраивать индивидуальные направления обучения обращая внимание на высокую значимость образовательных достижений.
Личностный и профессиональный рост курсантов осуществляется преподавателями в ходе образовательного процесса через следующие условия:
Для занимающегося саморазвитием курсанта характерны:
Преподавательская деятельность в военном вузе заключается: в развитии профессионализации и развитии интеллектуальных и творческих способностей курсантов, переводе их на качественно новый образовательный уровень, создании необходимых условий для обеспечения эффективного и компетентного управления процессами формирования будущих офицеров.
Наиболее оптимальными условиями совершенствования содержания учебных занятий с курсантами на основе интеграции в них передового боевого и служебного опыта являются: организация углубленной подготовки командного и преподавательского состава военных вузов к интеграции в обучение курсантов передового боевого и служебного опыта; формирование готовности курсантов к военно-прикладным действиям, используя передовой боевой и служебный опыт; интенсификация самостоятельной работы курсантов по изучению и использованию передового боевого и служебного опыта.
Преподавательская деятельность в военном вузе заключается: в развитии профессионализации и совершенствовании интеллектуальных и творческих способностей курсантов, переводе их на качественно новый образовательный уровень, создании необходимых условий для обеспечения эффективного и компетентного управления процессами формирования будущих офицеров.
Из всего изложенного в статье можно сделать вывод. Основными путями повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности являются:
Практические рекомендации:
В интересах эффективного внедрения и реализации обоснованных основных путей повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности целесообразно предложить:
1. Преподавательскому составу военных вузов:
2. Командирам батальонов (начальникам факультетов) и их заместителям:
3. Командирам рот, взводов (начальникам курсов, курсовым офицерам):
Список литературы
Поделиться
Макарихин И. В., Большаков Ю. Н., Кошель А. А., Шайдуров В. И. Основные пути повышения эффективности воспитания у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 72-77. URL: https://apni.ru/article/8943-osnovnie-puti-povisheniya-effektivnosti-vospi