В Конституции Российской Федерации к числу основ конституционного строя отнесена характеристика Российской Федерации в качестве социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан (ст. 7). В государстве, позиционирующем себя таковым, реализация публичной обязанности гарантировать социальную справедливость, благополучие своих соотечественников, их социальную защищенность облечена в правовые формы, осуществляется в процессе юридической деятельности».
Власти реализуют ряд мер в сфере экономики, демографии, социальной сферы, миграции для того, чтобы преодолеть бедность. Однако проблему правового регулирования оказания малоимущим социальной помощи от государства нельзя разрешить, если не добиться единой системы терминов в действующем законодательстве. На сегодняшний день баланса между основными категориями и понятиями в сфере предоставления социальной помощи малоимущим нет, в связи с чем в правоприменительной практике эффективность реализации нормативно-правовых актов низкая. Несмотря на то, что в законодательстве все термины между собой должны быть взаимосвязаны и унифицированы, в социальном законодательстве могут применяться разные по содержанию, но близкие по смыслу понятия.
Социальные права в России реализуются по высоким стандартам в соответствии с действующими конституционными положениями. Однако, сейчас, в период санкционного давления, восстановления экономики после пандемии, миграционных процессов, достигнуть ряд социальных прав сложно. В результате уровень жизни в стране резко упал, семьи с детьми и пенсионеры обеднели, экономика проходит этап стагнации.
Правительство предпринимает попытки социальное неравенство сгладить и поддержать устойчивость общественного развития за счет ряда социальных мер.
Информационный обмен – залог успешного развития социальной сферы и ее практического функционирования. На сегодняшний день в обществе, экономике и социальной сфере сложность многих процессов повысилась. Активно задействуются информационные технологии. В этой связи все реже вручную разрешаются задачи в сфере управления, экономики и социальной сферы. Качество, объективность, точность сведений в социальной сфере будет более высоким, если задействовать компьютерные средства и средства телекоммуникации для распространения социальной информации, ее хранения и обработки. В свою очередь это способствует принятию решений по управлению, отличающихся большей эффективностью.
Осуществление защиты социальных прав человека, закреплённых в национальных правовых документах, заключается в действиях государственных инстанций по применению мер защиты. Эти деяния направлены на искоренение нарушений, снятие барьеров для осуществления данных прав, а также на восстановление ряда гражданских прав. Существует две основные категории защиты: первая включает в себя конституционные основы, правовые нормы, отношения и факты; вторая касается способов и методов обеспечения защиты через систему судопроизводства, где специфика защиты обусловливается формой процедур.
Содержание указанного правового механизма должно быть адекватным условиям реального социально-экономического развития страны, достаточным для обеспечения необходимого качества жизни населения, особенно социально уязвимых групп. Расширение нормативно-правовой основы оказания социальных услуг, в том числе за счет принятия большого числа нормативных актов регионального уровня, требует как оценки качества самих актов, так и постоянного мониторинга практики их реализации.
Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований.
В настоящее время необходимо принятие социального кодекса Российской Федерации. Положения кодекса должны быть изложены в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека: начиная от его рождения и заканчивая выходом на пенсию. Также в документе должны быть прописаны меры господдержки, потребность в которых может возникнуть в случае наступления социальных рисков.
Внедрение этого важного документа позволит не только улучшить понимание населением проводимой государством социальной политики, но и качественно повысить уровень жизни граждан.
Текущие направления улучшения правовых регулятивов и практик их применения стремятся увеличить результативность их роли в обеспечении социальных прав человека при нарушениях, исключительным вклад вносят судебные структуры. В разделе конституционного права ещё не сформировалась унифицированная позиция по допустимым пределам и условиям судебной защиты социальных прав. Решение данного вопроса обусловлено положением социальных прав в иерархии прав человека, юридической сущностью каждого отдельного права, а также объёмом полномочий судебных органов, которые имеют возможность воздействовать на действия законодательных и исполнительных ветвей власти.
Анализ судебной практики в сфере социальных прав в Российской Федерации свидетельствует о постепенном сложении унифицированных методик в судебной защите данных прав, включая права, связанные с трудовым вознаграждением и пенсионными выплатами. В решениях, выносимых Конституционным судом и Верховным Судом России, наблюдается стремление коррелировать действующее законодательство с основными постулатами социального государства, реализуя при этом сопутствующие уточняющие принципы. Эти действия направлены на создание благоприятных условий для реализации социальных гарантий гражданам. Вследствие этого намечается становление конгломерата правовых норм и практик, который отражает общенациональную согласованную позицию органов высшей юрисдикции в деле защиты трудовых и социальных прав.
Сейчас, когда многие важные решения выносятся Конституционным и Верховным Судами России, огромное значение приобретает конституционная доктрина социально ориентированного государства для обеспечения социальных гарантий и прав.
Учитывая такие важные конституционные принципы как свобода личного развития, достоинство жизни, равенство перед законом, пропорциональность в правовых отношениях, социальная справедливость и неизменность правового поля, правосудие добивается баланса между интересами общества и интересами человека. Особое внимание уделяется таким юриспруденциальным барьерам дискриминации, как обеспечение равного вознаграждения за труд, поддержка уязвимых слоев населения, равный доступ к судебной защите социальных прав, справедливость ограничений, уважение к человеку труда и трудовому процессу в принципе, гармонизируя их с уважением к частному и публичному интересам.