Качество жизни и его уровень оказывают серьезное влияние на социально-экономическое развитие регионов. Так, например, увеличение доходов населения меняют уровень воспроизводства трудовых ресурсов и увеличивают стремление к росту производительности труда, что положительно влияет на развитие региона и на увеличение уровня качества жизни. Необходимо своевременно решать возникающие проблемы, используя для этого все возможные методы и средства. Необходимо активное участие государства в данном процессе, учитывающего интересы всех сторон общественной жизни в своей социально-экономической политике. В результате актуальных преобразований и регулярного мониторинга ситуации будет достигнута социально-экономическая стабильность, которая повысит качество жизни населения.
Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований в настоящее время проходит фазу активного развития и совершенствования. Однако администрации не всех муниципальных образований готовы работать по-новому в имеющихся условиях. Современное управление социально-экономическим развитием ориентировано на нужды человека, его потребности, мнение и интересы. Эта ориентация должна начинаться с муниципалитетов и местного самоуправления. Именно они находятся ближе всех к конкретным общественным проблемам и способны решить многие из них в кратчайшие сроки. Те социально-экономические проблемы, которые местная власть не способна решить самостоятельно, она должна решать совместно с государственными властями, являясь их равноправным партнером.
На местном уровне управление социально-экономическим развитием связано с множеством проблем. Управленческий потенциал данного уровня полностью не реализуется, имеются значительные резервы для его совершенствования. Не используются технологии, связанные со стратегическим планированием. При этом целевые ориентиры задаются не, верно, без учета потребностей муниципального образования. Местная власть, разрабатывая планы и программы социально-экономического развития муниципальных образований, не всегда учитывает все существующие сложности и проблемы, что искажает точность и эффективность ее деятельности. Нечетко проработанный механизм данных планов и программ, несоответствие целевых ориентиров действительности ведут к противоречивости в управлении. В связи с этим происходит неверное расходование финансовых средств, искажается результативность их использования.
В настоящее время увеличивается число муниципальных образований в РФ, снижаются объемы изымания и число местных налогов и сборов, что снижает доходную часть местных бюджетов, при этом ее использование бывает неэффективной. Это связано с отсутствием эффективного самоконтроля управления на муниципальном уровне. Для совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования необходим комплексный подход, включающий разработку и диагностику ключевых показателей посредством создания специальных инструментов оценки качества и степени эффективности деятельности местной власти. Благодаря данным инструментам, которые практически не разработаны в отдельных муниципалитетах или слабо применяются на практике, можно определить пути повышения эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования и принять соответствующие меры по совершенствованию экономической, финансовой, социальной и инвестиционной политики муниципалитета. Проблематике управления социально-экономическим развитием муниципального образования должное внимание стало уделяться относительно недавно, множество проблем до конца не рассмотрено, не выявлены инструменты повышения эффективности управления, что и определило актуальность темы исследования.
Ключевыми факторами, влияющими на конкурентоспособность территории по уровню качества жизни населения, являются производительность труда, уровень занятости и структура экономики.
В основе качества жизни лежит иерархия потребностей А. Маслоу. Формы управления качеством жизни населения могут быть: индивидуальными; направленными на социальные группы; направленные на региональное общество в целом. Преодоление неравенства и деформаций в качестве жизни населения является основой управления качества жизни. Все изменения по повышению качества жизни должны быть постепенными. В итоге должна сформироваться определенная модель оптимального соотношения форм, методов и механизмов управления качеством жизни, направленного на его повышение.
Методы управления качеством жизни населения бывают: политические, экономические, финансовые, социальные, правовые, административные и др.
К экономическим методам относится модернизация производства, его технологическое перевооружение, здоровая конкуренция, антимонопольная политика, инновационная перестройка экономики и др.
Финансовые методы связаны с разработкой рациональных расходов для удовлетворения потребностей, перераспределением бюджета, эффективного его использования и др.
Политические и административные методы представлены распоряжениями, приказами, ограничениями, наказаниями, поощрениями органов власти и др.
Социальные методы включают планы социального развития, социальную защиту и гарантии и др.
Психологические методы управления качеством жизни связаны с формированием жизненных ценностей, трансформацией ментальности прошлого, личностное развитие, самоутверждение, самосовершенствование личности и др. Правовые методы связаны с использованием для повышения качества жизни законов, охраны прав и свобод, защиту чести и достоинства и др.
Несмотря на множество мнений, в России оценочные показатели уровня и качества жизни населения закреплены и утверждены Приказом Минэкономразвития РФ на государственном уровне. Они представлены в статистических сборниках Росстата.