Семиотический и геокультурологический методы научного исследования влияние креативного дизайна на психологию человека
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (14), июнь '20

Семиотический и геокультурологический методы научного исследования влияние креативного дизайна на психологию человека

Статья посвящена семиотическому и геокульторологическому методам научного исследования в направлении изучения влияния креативного дизайна на психологию человека.

Аннотация статьи
психология
креативный дизайн
научное исследование
геокульторологический метод
семиотический метод
Ключевые слова

Рассмотрение основных семиотических и геокуьторологических методов и возможности их использования может играть важную роль в научных исследованиях в области креативного дизайна. Креативный дизайн имеет несколько значений: это и творческий подход к реализации какой-либо идеи, и сам процесс работы, и ее результат. Креативный дизайн, как не обычное, неординарное, выделяющееся из общей массы, определенно влияет на психику человека.

В настоящее время особое внимание уделяется научным школам и направлениям в разработке методов, а также особенностям их применения в рамках интегративной методологии в различных сферах: искусство, культура повседневности, современная мифология и др.

При изучении методов важно понимать, что в своей основе они содержат, какими знаниями оперируют и где берут свои истоки. Семиотический метод научного исследования берет свое начало еще в античности, где рассматривался вопрос о значении символа. В средние века продолжались споры о отношениях значения и символа, пока не определили семиотике собственное значение, в XVII веке Джон Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение своей задачей должно рассматривать природу знаков, которыми пользуется человек для понимания вещей или для передачи своего знания другим. Иными словами, семиотика изучает различные свойства знаковых систем.

Основным свойством знака стало способность одного предмета замещать в сознании интерпретатора другой предмет. В этом процессе один предмет становится знаком, а другой его значением.

Ю.М. Лотман использовал опыт развития семиотического структурализма и геокульторологического метода научного исследования во многих странах. Однако он не ограничивался изучением формальной структуры, уделив первостепенное внимание семантике знаковых структур.

Согласно Ю.М. Лотману, семиотический предмет можно осмыслить не как отдельный знак, а как текст, существующий в культуре, текст, представляющий собой «устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые соображения и порождать новые, как информационный генератор, образующий чертами интеллектуальной личности». Ученый рассматривал и саму культуру в семиотическом ее аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей. Особое место в его работах занимает проблема индивидуального творческого пути и типологии культурных кодов: творчество русских символистов, общая ориентированность символистов на «вторую действительность»; последовательная смена типов искусств и многое другое.

Работы в области культурологии и семиотики принесли ученому мировую известность, они стали для последователей и учеников Ю.М. Лотмана ориентиром в изучении знаковой природы культуры.

Семиотический метод научного исследования опирается на основы семиологии и семиотики. Семиология, как характеризует Ф. Де Соссюр, наука о знаках, изучающая действия при передаче мысли с помощью средств, которые носят условный характер. Основная практика взаимодействия со знаками – это дешефровка (семиотический анализ, интерпретация). Текст или образ окружен «внетекстовой реальностью», а совокупность текстов-культур образует семиосферу.

Семиотический метод, используемый в советское время, делит знаки на три вида: иконические, индексальные и символические. Различие между знаками заключено в знаковой связи. В первом случае она основана на подобии, во втором она реальна, а в третьем конвенциональна.

При использовании семиотического подхода, знаковых системах построен современный дизайн и реклама. Семиотический метод позволяет понять, как именно потребители поймут образ, сообщение рекламистов в процессе восприятия и осмысления объекта, как влияет тот или иной образ креативного дизайна на восприятие человека.

При изучении влияний креативного дизайна на психологию человека в контексте семиотического метода научного исследование, можно заметить, что объект, попадая в социальную сферу, становится носителем информации о товаре, преобразуется в знак. Социальное пространство усложняет знак, добавляя смыслы, связанные с инсайтом, ключевым сообщением. В рекламных сообщениях встречаются все виды знаков: и символы, и иконы, и индексы. Многие абстрактные изобразительные логотипы знаки являются знаками-символами. Изображение товара в дизайне является его иконическим знаком. Рекламный персонаж того или иного дизайн-объекта может быть иконическим знаком целевой аудитории. Знаками-индексами концепта «состоятельность, богатство» в дизайне могут выступать дорогой автомобиль, драгоценности. В креативном дизайне часто встречаются такие знаки как: звезда, путь, цветок, крылья, яблоко, часы, дождь, дом, солнце радуга и т.д., они помогают разработчикам дизайна представить в пространстве свойства и качества объекта, ценности целевой аудитории, мотивы потенциального потребления.

Семиотический метод научного исследования влияние креативного дизайна на психологию человека помогает выявить: как отражается влияние на образном мышлении человека, как знак передает информацию, выявляет способы невербального общения, отражается на бессознательной части человека, выявляет становление новых связей в психике человека.

Рассматривая геокульторологический метод, стоит заметить, что культура как явление многоаспектна. В науке сложился широкий спектр подходов к культуре и методов исследования. В данном методе понимается то, что входит в круг, объединяемый искусством и культурой, и система взглядов и обычаев, поведенческих реакций и религии, уклады жизни и производственные навыки, свойственные региональным группам населения, этносам, национальным объединениям. Геокультурологический метод используют достижения различных наук: антропологии, этнологии, семиотики и теории информации, географии и других наук.

Начало исследования геокультурологической проблематики в методах исследования относится ко второй половине ХIХ века. Среди зарубежный ученых, большое внимание культурно географическим проблемам уделяли Д. Марош, Ф. Ратцель, К. Зауэр, Э. Реклю и другие. На становление и развитие геокульторологического метода в отечественной науке способствовали культурологически подходы, которые присутствовали в географии в исследованиях В.Г. Шанского, А.А. Куберо, А.Д. Синицкого, В.П. Семенова Тян Шанского. Анализ проблем исторической этнокультуры проводил Л.Н. Гумилев. Проблемы формирования культурных ландшафтов и географии искусства являются объектами изучения Ю.А. Веденина и В.Л. Каганского.

Геокульторологичесие методы исследования основываются на том, что культура территориальна и испытывает на себе полномасштабное воздействие географического фактора. Территориальные комплексы являются носителями природной и культурной составляющей, именно в этом двуединстве их уникальность и значимость. Данный метод в изучении научного исследования влияние креативного дизайна на психологию человека отражается в анализе и создании образов дизайна, на основе территориальных и геокультурных особенностях. Метод помогает понять, как культурные и географические, менталитет, национальные особенности повлияли на креативный дизайн, и определи, какими способами оперирует креативный дизайн для влияния на психологию человека.

Используя данные методы научного исследования относительно креативного дизайна в рамках его воздействия на психологию человека, можно подчеркнуть их особенность.

Исследования Ю.М. Лотмана значимы не только для культурологов и лингвистов, но и для психологов, проявляющих интерес к сферам развития высших психических функций и личности человека в целом.

Существует бессознательная часть человека и отражает вовне то, что у него внутри. Внутренние состояния отражаются во внешней эстетике, и наоборот, внешнее формирует бессознательную часть.

Предпочтения человека (формы, цвета, символы, образы) чаще являются неким стереотипом, сформированные на основе бессознательного восприятия. В психологии внутренние изменения человека отражаются во вне, т.е. он начинает меняться внешне. В этом контексте очень важна роль креативного дизайна: реализует ли он стереотипы или интуитивно будет прочитывать развивающую направленность.

Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество дизайнеров, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными — они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества.

Креативный дизайн при семиотическом подходе влияет на психику человека через символы. Например, фирменный стиль или шрифт ассоциируется с продукцией бренда и является одним из важнейших средств передачи информации компании потребителями. Согласно исследованиям психологов, верно подобранный шрифт может задать человеку настроение во время чтения текста. В действительности, будет совершенно по-разному восприниматься одно и то же слово, набранное разными шрифтами.

В контексте семиотического метода, логотипы, олицетворяющие самые знаменитые бренды мировой культуры, были созданы не случайно, при их создании учитывались особые психологические правила создания логотипа и его символики. Примером может послужить брендовая символика, на которую подсознание человека по-разному реагирует. Прямые линии, круглые, кривые и неровные края – все это имеет разное значение. Опытный дизайнер всегда учитывает это, чтобы передать в айдентике бренда его определенные качества.

Использование достижений наук о мозге и поведении даёт в совместном изучении геокультурологической и семиотической сферы дает возможность объективно изучить влияние креативного дизайна на психологию человека. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений.

Текст статьи
  1. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  2. POLUS-Крым: Геокультурный альманах / Учредит. В. Гаевский, В. Купша. – Симферополь: Б.м., 2001. – 108 с.
  3. Веденин Ю.А., Туровский Р.Ф. «Культурная география», М.,2001
  4. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Т. 1-Ш. Тарту, 1970-1973
  5. Мухина В. Культура в семиотическом аспекте: семиосфера Юрия Лотмана URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-v-semioticheskom-aspekte-semiosfera-yuriya-lotmana (дата обращения: 07.06.2020)
  6. Семиосфера как результат и развитие культуры URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semiosfera-kak-rezultat-i-razvitie-kultury (дата обращения:06.06.2020)
  7. Психология дизайна. https://lpgenerator.ru/blog/2016/03/14/psihologiya-veb-dizajna-kak-cveta-shrifty-i-razmetka-vliyayut-na-vashe-nastroenie/ (дата обращения:07.06.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября