Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования

Автор(-ы):

Гришина Наталья Вячеславовна

7 апреля 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

развитие творческих способностей
дошкольный возраст
младший школьный возраст
изобразительное искусство
дополнительное образование
когнитивное развитие
эмоциональное развитие
индивидуальный подход

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу методик и практик развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования. В работе рассматривается влияние изобразительного искусства на эмоциональное, творческое и когнитивное развитие ребенка, подчеркивается роль учителя в формировании и поддержке интереса к творчеству. Акцентируется внимание на индивидуальном подходе к каждому ребенку, адаптации программ обучения под его интересы и потребности, а также на важности создания мотивирующей и вдохновляющей образовательной среды. Исследование содержит практические рекомендации для педагогов и родителей по организации эффективного образовательного процесса и вовлечению детей в мир искусства.

Текст статьи

Актуальность исследования

В современном обществе все больше внимания уделяется вопросам комплексного развития личности ребенка, где значимую роль играют не только традиционные образовательные дисциплины, но и искусство. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки эффективных методик развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через изобразительное искусство в контексте дополнительного образования. Это направление важно для формирования у детей гибкости мышления, эмоциональной отзывчивости, умения видеть и создавать красоту, что является неотъемлемой частью гармоничного развития личности.

В условиях постоянно меняющегося мира, где ценятся креативность, способность к нестандартному решению задач и эмоциональный интеллект, изобразительное искусство становится важным инструментом в образовательном процессе. Оно способствует не только развитию художественных навыков, но и влияет на общую культуру, расширяет кругозор и учит детей выражать свои чувства и мысли через творчество.

Цель исследования

Исследование посвящено анализу методик и практик развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста через занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Изобразительное искусство выступает как эффективный инструмент для достижения этих целей, способствуя улучшению когнитивного, эмоционального и творческого развития детей.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе эффективных методов и подходов к обучению и воспитанию детей через изобразительное искусство, с особым акцентом на индивидуализацию подходов и создание мотивационной образовательной среды. В рамках этой цели предполагается анализ существующих практик, исследование влияния искусства на развитие ребенка, определение роли педагога в этом процессе, а также разработка рекомендаций для учителей и родителей.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования, занимались такие ученые, как Е.А. Ермолинская, Е.П. Ильин, А.К. Нурова и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В современном мире, где креативность и инновационное мышление становятся ключевыми компетенциями, развитие творческих способностей с раннего возраста приобретает особую актуальность. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования предоставляет уникальные возможности для комплексного развития ребенка, включая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты.

Творчество, олицетворяющее способность к новаторству и оригинальному видению, является неотъемлемым аспектом человеческой деятельности. В контексте детского развития, особенно в сфере изобразительного искусства, творческие способности выступают как мощный инструмент самовыражения и познания мира. Эти способности охватывают широкий спектр действий: от способности воспроизводить и интерпретировать зрительные впечатления до умения создавать уникальные художественные образы, отражающие индивидуальные мысли и чувства ребенка [1, c. 108].

С точки зрения психологии, изобразительное искусство способствует развитию воображения, которое является ключевым элементом творческого мышления. В процессе рисования, лепки или создания аппликаций дети учатся мыслить образами, что стимулирует их когнитивное развитие. Работа с различными материалами и инструментами также способствует развитию мелкой моторики и внимания, улучшая общие учебные навыки. Современная педагогика подчеркивает важность индивидуализированного подхода в обучении искусству, признавая уникальность каждого ребенка. Это означает, что занятия изобразительным искусством должны быть гибкими, предоставляя детям возможность самостоятельно выбирать темы и материалы для творчества. Такой подход способствует развитию самостоятельности, критического мышления и уважения к собственным и чужим творческим поискам. Изобразительное искусство обладает значительным арт-терапевтическим потенциалом. Через творчество дети могут выражать свои чувства и переживания, которые им трудно или страшно высказывать словами. Это способствует эмоциональному развитию, помогает преодолевать стресс и тревогу. Также арт-терапия способна развивать эмпатию и способность к самопознанию. На занятиях изобразительным искусством дети учатся работать как индивидуально, так и в группе, что способствует развитию их социальных навыков. Они учатся делиться идеями, уважать чужое мнение, работать над общим проектом. Это формирует не только умение сотрудничать, но и развивает уважение к культурному и творческому разнообразию [2, c. 100].

Эффективное развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста требует глубоко продуманного методологического подхода. Основой такого подхода является признание уникальности каждого ребенка: его интересов, индивидуального темпа развития и предпочтений в выборе художественных материалов и техник. Этот принцип предполагает создание обогащенной образовательной среды, где дети имеют доступ к разнообразным ресурсам и могут свободно экспериментировать и исследовать [3, c. 49].

Индивидуализация в обучении искусству означает не только предоставление выбора среди разных художественных материалов и инструментов, но и учет уровня развития и способностей каждого ребенка. Это помогает детям ощущать собственную компетентность и успех в творческом процессе, что стимулирует их дальнейшее участие и интерес к изобразительному искусству. Важным аспектом методологического подхода также является создание атмосферы, свободной от критики, где каждый ребенок чувствует себя ценным и уверенным. Поддержка со стороны взрослых и сверстников способствует формированию положительного самоощущения у детей и поощряет их к дальнейшему творчеству.

На практике развитие творческих способностей через занятия изобразительным искусством организуется через серию разнообразных и интерактивных заданий и упражнений, которые способствуют развитию воображения, творческого мышления и навыков наблюдения [4, c. 35].

Предоставление широкого выбора художественных материалов и техник (акварель, гуашь, пластилин, натуральные и повторно используемые материалы) позволяет детям экспериментировать с различными способами выражения и открыть для себя новые методы творчества. Это также способствует развитию моторики, координации и визуального восприятия.

Использование игровых методов и сюжетно-ролевых игр в процессе обучения изобразительному искусству помогает вовлекать детей в творческий процесс естественным и увлекательным образом. Такие методы обучения способствуют развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и понимать социальные взаимодействия.

Предоставление возможности для самостоятельного выбора темы работы или художественных материалов важно для формирования чувства ответственности и независимости у детей. Это также помогает им развивать свои интересы и учиться принимать решения, что является ключевым навыком для любого творческого процесса [5, c. 39].

Выводы

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования является многоаспектным и многогранным процессом, который оказывает глубокое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Этот процесс не только способствует формированию художественных навыков и эстетического восприятия, но и играет ключевую роль в развитии критического мышления, эмоциональной чувствительности, социальных навыков и самовыражения. Индивидуализированный подход, предоставление свободы выбора, создание поддерживающей образовательной среды, применение игровых методов обучения, и использование широкого спектра материалов и техник – все эти элементы в совокупности обеспечивают эффективное развитие творческих способностей детей. Такой подход не только мотивирует детей к активному участию в творческом процессе, но и способствует развитию у них уверенности в собственных силах, независимости и умения ценить красоту мира вокруг. Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования предоставляют уникальную платформу для развития этих качеств с самого раннего возраста, закладывая фундамент для будущих достижений и личностного роста каждого ребенка.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: Логика и история // Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Молодая гвардия, 2019. – 290 с.
  2. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. – С. 99-102.
  3. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии / В.М. Романенко, В.Н. Хаустова, Н.А. Науменко // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). – Казань: Бук, 2022. – С. 48-49.
  4. Цзиньхуэй Э. О развитии творческих способностей детей в процессе преподавания изобразительного искусства // Души Цзяцзяо Юэгань. – 2020. – 70 с.
  5. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2020. – № 5. – С. 37-42.

Поделиться

85

Гришина Н. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апр. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/8960-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-dosh

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая