Защита авторских прав в сети Интернет
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (14), июнь '20

Защита авторских прав в сети Интернет

Данная рабoта рассматривает проблему защиты авторских прав в сети Интернет. Опираясь на причины и способы плагиата, изучаются методы защиты объектов интеллектуальной собственности. Выявляется отсутствие норм защиты авторских прав в виртуальной среде и неготовность судебной системы по исковым делам о нарушении авторских прав с использованием всемирной информационной компьютерной сети.

Аннотация статьи
защита авторских прав
сеть Интернет
плагиат
депонирование
объекты интеллектуальной собственности
Ключевые слова

Необходимость защиты интеллектуальной собственности в Сети обоснована потребностью в защите авторских прав для поддержания собственного процветания и развития государства. Личные права на произведения искусства в Интернете могут быть нарушены путем присвоения авторского права на продукт, неправильного указания имени автора при настройке работы, внесения изменений без согласия создателя. Необходимость разработки и обсуждения вопросов защиты в Интернете является довольно важной темой в наше время. Серьезное внимание на эту проблему общество обратило относительно недавно, когда "Всемирная паутина" проникла во все сферы жизни людей. Количество нарушений авторских прав или других правообладателей в интернете растет из года в год. По причине жесткой конкуренции злоумышленники способны практически беспрепятственно красть чужую интеллектуальную собственность, и это быстрее и легче, чем создать свою собственную.

Интернет – предельно динамичная область технологического развития информационного общества. Развитие Интернета протекает стремительно, регулировать и контролировать его практически невозможно, из этого следует, что защитить свою интеллектуальную собственность в сети весьма затруднительно. Существует мнение о том, что в полной мере защита авторских прав в сети Интернет недостижима из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и трудностей с осуществлением контроля за копированием и использованием произведений. Но очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. И сегодня достаточно законов и судебных практик для защиты авторских прав, а их нарушение чревато серьезными санкциями.

Фиксация факта авторства произведения в настоящее время не имеет ограничений. Один из самых популярных способов – депонирование своего произведения. Под этим подразумевается охрана интеллектуальной собственности (продукта) на основе норм авторского права. Для фиксации авторства необходимо отправить экземпляр продукта той компании, которая может признать факт авторства. Например, на сайте сервиса n’RIS можно загрузить на хранение цифровой экземпляр любого объекта интеллектуальной собственности (ОИС), оплатить услугу и скачать свидетельство об авторстве [6].

В случае, если вы обнаружили, что ваши авторские права нарушаются, и определенный сайт использует ваш ОИС, для начала следует обратиться к администрации сайта, сообщив о нарушении ст. 15.7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».  Необходимо описать точные требования: убрать ваш продукт с интернет-ресурса или же указать ваше авторство. Если требования будут проигнорированы, нужно обращаться с иском в суд.

Так, в числе проблем регулирования сети Интернет находится вопрос защиты авторских прав, так как действия пользователей в сети зачастую касается прав авторов. Такие повседневные процессы, как просмотр веб-страниц, скачивание, копирование текстов, изображений, музыкальных произведений, происходят в рамках охраны авторского права.

Сейчас в сфере защиты авторских прав в Интернете многое зависит, в первую очередь, от компьютерных технологий, от того, насколько компетентно ими пользуются. В перспективе развитие данных технологий должно укрепить охрану интеллектуальной собственности и привести к автоматизированному контролю плагиата в Сети.

Таким образом, в условиях современных рыночных отношений, когда информация становится все более весомым объектом гражданского оборота, актуальность детального рассмотрения всех проблем, связанных с охраной всего, что размещено в интернете, очевидна.

Проблема правонарушений в Интернете вообще является достаточно острой. Только в первой половине 2019 года в России было зафиксировано 117 640 преступлений, совершенных в области компьютерной информации [3].

Касательно авторских прав и их нарушения в Интернете – всё аналогично нарушениям, происходящим и вне виртуального пространства.
Конечно, в большинстве своем информация в Интернете в свободном доступе, и сложно оценивать в каких целях и с какими намерениями она используется. Фактически помимо ее нахождения и использования, можно делиться и распространять ее по сети. Но главным аспектом такого свободного пользования информацией является знак копирайта от создателя. Т.е. при размещении каких-либо объектов интеллектуальной собственности правообладателю нужно предупредить пользователя о правах, используя знак охраны авторского права (©).

У авторов произведений есть следующие права: право авторства; право автора на имя; исключительное право на произведение; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. Данные права являются личными неимущественными правами гражданина, которые защищены ст. 1251 Гражданского Кодекса РФ [1].

Перейдем к самой распространенной проблеме, связанной с нарушением авторских прав в Сети – к плагиату.

Плагиат – умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.

Плагиат в сети Интернет связан с незаконным использованием статей, текстов, фотографий, дизайнов, объектов искусства, видео- и аудиопроизведений, т.е. с присвоением авторства на чужой результат интеллектуальной деятельности (Гражданский Кодекс РФ ст. 1265, 1267 [1]).

Стоит отметить, что объектами авторского права являются также не только оригиналы произведений творчества, но и их переработанные копии: переводы, статьи, аранжировки и др. Потому что для их создания понадобился интеллектуальный труд уже другого автора.

Основная причина плагиата: простота копирования чужого контента в большинстве источников. Благодаря этому злоумышленники способны без усилий привлекать аудиторию, используя сторонний труд. Создавать свой уникальный контент на сайтах сложно и дорого. По этой причине, администраторы сайтов копируют контент с других сайтов, не считая это нарушением (хищением контента) или наивно полагают, что такой контент не будет выявлен. Например, так можно объяснить большое количество сайтов с одинаковыми статьями. Какой-либо автор разместил контент на своем ресурсе, а владельцы других сайтов это повторили. Кроме того, что поиск настоящего автора осложняется этим явлением, создатель интернет-продукта теряет свою прибыль с размещения ОИС на интернет-сайте, потому что трафик посещения уменьшается – распределяется между всеми сайтами, имеющими данный продукт.

Это приводит к тому, что обладатели уникального продукта вынуждены настаивать на защите своих прав.  Но Интернет достаточно трудно ограничить законом, ведь с самого начала он не был нацелен на тщательный контроль за деятельностью людей в информационном пространстве.

Насколько глобальна проблема плагиата в сети Интернет? Существует распространенное заблуждение: «автор опубликовал свою работу в интернете, значит, можно использовать её бесплатно. Он же сделал её общедоступной». В соответствии с законодательством России, только автор или правообладатель контента имеет право на его использование. А использование контента без согласия автора или правообладателя является плагиатом. Бесплатный доступ к сайту не означает свободу использования его содержимого для любых целей. Однако судебных практик, связанных с защитой объектов интеллектуальной собственности от плагиата, не много.  Это приводит к тому, что злоумышленники продолжают свою деятельность в этом направлении, нанося ущерб правообладателям в виде:

  • ухудшения поисковой индексации сайта источника;
  • причинение ущерба путем фишинга и кражи данных пользователей сайта правообладателя;
  • нарушением авторских прав и соглашений;
  • путем продажи контрафактной продукции, реплик товаров или параллельным импортом.

Помимо кражи контента, нарушители нередко представляются автором, используют его имя.

Искоренение плагиата в Сети осложнено также тем, что кража ОИС может происходить на международном уровне. Добиться от иностранных интернет-ресурсов несения ответственности за незаконное присвоение авторства проблематично. Ведь изначально авторские права признавались только в отдельных странах – территория действия была ограничена пределами государства. Однако стремительное развитие технологий, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Существует международное авторское право, позволяющее преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Но с развитием информационных технологий в международные правовые акты, например, во Всемирную конвенцию по защите авторских прав, следует вносить дополнения. На данный момент, судебные разбирательства по делам международного уровня испытывают нехватку конкретных законов, посвященных защите авторских прав в сети Интернет, т.к. при защите своих прав в этих условиях правообладатель сталкивается с противоречиями в законодательствах разных стран.

Единственный вариант, при котором не будет кражи контента в Интернете, – не публиковать контент. Другим путем достичь гарантированной защиты своих авторских прав в сети невозможно. Но борьба за защиту своего контента необходима. Для выявления плагиата в Интернете нужно осуществлять поиск и анализ сайтов в Сети, используя ручные и программные методы выявления плагиата. Также для устранения нарушений есть сервисы, специализирующиеся на поиске плагиата и дающие ссылки на ресурсы, где используется чужой ОИС. После того, как определятся сайты, на которых используется плагиат, важно определить фактическую цель использования контента. В первую очередь должны устраняться нарушения, связанные с мошенничеством, фишингом, нарушением прав на бренд.  После выявления ресурсов с плагиатом и определения легальности использования контента происходит защита авторских прав досудебными и судебными способами.

Наравне с плагиатом создатели интеллектуальной собственности часто сталкиваются с нарушением авторских прав в виде незаконного использования произведения (контента) способами, указанными в ст. 1270 ГК РФ, в частности, путем переработки – их работы не только используются в чужом творчестве, они подвергаются изменениям, обрезке. И владельцам авторских прав трудно защищаться в суде. Особенностью данных разбирательств является то, что нарушителю несложно удалить факт преступления из Сети, убрав размещенные чужие ОИС с интернет-ресурса. Возникают сложности при объяснении правовой позиции и сбор доказательств требует тщательной и своевременной работы.

Проследить важность вышесказанного можно на примере, случившемся с российским исполнителем в августе 2019 года. Знаменитый лейбл Blackstar и музыкальный исполнитель Pabl.A использовали в коммерческих целях (на обложке альбома, в клипе и на официальном сайте) фотографию, на которую у них не было разрешения. В результате лейбл и в особенности музыкант потеряли имидж, а соответственно прибыль с фан базы: вследствие незнания последствий своих действий, дело Blackstar дошло до суда с фотографом. Ушло несколько месяцев на то, чтобы фотограф смог доказать свое авторство, но и после выигрыша фотографа в суде, сторона ответчика обжаловала решение суда, а фотограф выдвинул апелляцию. Дело считается прецедентным в России, и до этого фотографы не судились с такими крупными и известными компаниями.  Несмотря на все необходимые доказательства об авторстве со стороны фотографа, на апрель 2020 года судебные разбирательства продолжаются. Из этого можно сделать вывод о том, что решение подобных дел не имеет должного уровня и осложнено длительным исполнением судебных решений, большими промежутками времени между заседаниями. Результатом этого в случае с разбирательством с Blackstar стало удаление доказательств из некоторых ресурсов в сети Интернет, что повлекло отсутствие необходимых доказательств их вины [4].

Чтобы избежать правонарушений в данной сфере, необходимо обратиться к легальным способам использования изображений в Интернете:

  1. создание собственных изображений;
  2. поручение работы профессионалу;
  3. поиск изображений без роялти;
  4. использование платных банков изображений.

Сложности в доказывании авторских прав характерны и для других стран. Так, в США в 2019 году были поданы многочисленные иски на компьютерную онлайн-игру Fortnite от компании Epic Games. В игре использовались танцевальные движения, принадлежащие людям из медиа-пространства. В США авторские права не относятся к отдельным танцам, но имеют распространение на определенные хореографические движения. На данный момент их дела временно приостановили: адвокатская фирма Pierce Bainbridge сообщила, что иски были оформлены по устаревшим правилам. Согласно текущим нормам, в подобных случаях сначала требуется получить заключение из Бюро авторского права США. Теперь клиентам Pierce Bainbridge придётся заново оформить иски [5].

Авторское право обеспечивает моральную и материальную поддержку, стимулирует творческих работников к созданию новых произведений и способствует массовому распространению культурных и научных ценностей. Поэтому защита авторских прав так много значит.

Анализируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что защита авторских прав в Интернете имеет «пробелы», связанные в основном с тем, что в законодательстве надлежащим образом не прописаны нормы авторских прав в Интернете, и статьи относятся не к виртуальному пространству. Отсутствие конкретного и детального описания защиты авторских прав в Сети приводит к длительному рассмотрению судебных дел по этим вопросам. Отмечается неготовность судебной системы по исковым делам о нарушении авторских прав с использованием всемирной информационной компьютерной сети. К тому же защита прав по ОИС опирается на самого автора или правообладателя авторских прав, и перед тем, как выкладывать что-то в Интернет они должны предпринимать дополнительные действия по защите этих прав.

Особое значение приобретает необходимость проведения определенных мероприятий по ознакомлению с нормами авторского права. Ведь большинству пользователей кажется, что выложенные в Интернет картинки или какие-либо другие работы можно использовать свободно и они никому не принадлежат. Уделение внимания этому вопросы сократит количество преступлений в этой сфере, потому что подобные нарушения не всегда являются умышленными.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что развитие компьютерных технологий и перемещение части ОИС в сеть Интернет неосуществимо без своевременного развития законодательства по защите авторских прав.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019). СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 01.05.2020).
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020). СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 01.05.2020).
  3. В России отмечен большой прирост преступлений в интернете [Электронный ресурс] // Информационное агентство РЕГНУМ. https://regnum.ru/news/2682644.html (дата обращения: 01.05.2020).
  4. Певец Black Star без спроса взял чужое и решил, что так и надо [Электронный ресурс]: https://360tv.ru/news/tekst/sud-time/ (дата обращения: 01.05.2020).
  5. СМИ: судебные дела по поводу танцев в Fortnite [Электронный ресурс] //DTF: https://dtf.ru/gameindustry/42409-smi-bolshinstvo-sudebnyh-del-po-povodu-tancev-v-fortnite-priostanovleno (дата обращения: 01.05.2020).
  6. Услуги по охране и защите интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]:  https://nris.ru/ (дата обращения: 01.05.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря