Введение
В современном обществе умственный труд является приоритетным. Это доказывается увеличением различных ВУЗов, факультетов, и разрастающейся сферой услуг. Научно-техническое совершенствование привело к автоматизации, компьютеризации и робототехнике. Современные люди, особенно подростки и молодежь, ведут малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров [1, с. 535-538; 2, с. 5-9; 3].
Результатом такого образа жизни является негативный вектор состояния здоровья молодых людей, изменение массы тела, нарушение осанки, снижения зрения, психические отклонения и др. Поэтому очень актуальным на сегодняшний день является необходимость физической подготовки студентов и как будущих специалистов, и как физически и психически здоровых личностей.
Целью исследования является изучение физической активности студентов течение учебного года.
Материал и методы исследования
Исследование физической активности и подготовленности студентов в период учебного года Уральского государственного медицинского университета (далее – УГМУ) проводилась с помощью:
1. Анкетирования студентов 1 курса;
Цель анкетирования – изучение проблемы физической активности, с помощью проверки посещаемости учебных занятий по «Физической культуре и спорту» студентами 1 курса УГМУ [4, с. 39-44].
2. Контрольные тесты, направленные на проверку физической активности и подготовленности [5].
Цель исследования – выявить динамику прироста результатов студентов в двигательных тестах в течение учебного года и разработать рекомендации по повышению уровня их физической активности и подготовленности (ФП).
В серию тестов ФП в нашем исследовании входили контрольные упражнения, включающие бег на 100 м, прыжок в длину с места, отжимания от пола в упоре лежа (девушки) и подтягивания на высокой перекладине (юноши), бег на 1000 м, наклон вперед на скамейке, челночный бег 3 х10 м, характеризующие уровень развития скоростных, скоростно-силовых, силовых двигательных качеств, выносливости, гибкости и координационных способностей.
Для оценки уровня физической подготовленности и анализа показателей в двигательных тестах мы использовали компьютерную программу по оценке и коррекции физической подготовленности учащихся под редакцией С. П. Левушкина.
Проведение исследования происходило на базе Уральского государственного медицинского университета в течение учебного года. В эксперименте принимали участие студенты 1 курса института: 40 девушек, 40 юношей.
Результаты
Анкетирование. Анонимное анкетирование проводилось в мае 2023 года, в нем приняло участие 80 студентов (40 юношей и 40 девушек), учащихся на очной форме обучения. Исследование проводилось среди студентов 1 курса 6 факультетов вуза.
За основу анкеты был принят опросный лист, составленный экспериментатором, включающий 13 вариантов причин пропусков учебных занятий по физической культуре (далее – ФК).
Преподаватель, согласно журналу учета успеваемости и посещаемости студентов, сообщал каждому респонденту общее на данный момент количество пропущенных им занятий и предлагал обучающимся отметить в анкете соответствующие причины.
Общее количество пропусков занятий у юношей-студентов, занимающихся физической культурой, составило 24,8%, девушек – 32%. Наибольшая их часть связана с простудными – 25,5% и другими заболеваниями – 31,7%.
Также исследование физической активности и подготовленности студентов в период учебного года Уральского государственного медицинского университета (далее – УГМУ) проводилась с помощью контрольных тестов.
Обсуждение
Необходимо отметить, что респонденты, занимающиеся физической культурой, ни разу не называли среди причин, обусловливающих их отсутствие на учебных парах, такие факторы, как «отсутствие интереса к данному виду спорта», «личная неприязнь к преподавателю», «плохие взаимоотношения в группе», «неинтересно проходят занятия». Это свидетельствует как об эффективности занятий, так и о целесообразности предоставления выбора студентами возможности заниматься более привлекательными с их точки зрения видами спорта на учебных занятиях, а также свидетельствует о хорошем материально-техническом обеспечении спортивными объектами УГМУ, способствующем повышению качества преподавания учебных занятий [6].
Анализ результатов исследования уровня общей физической активности выявил ухудшение показателя общей физической подготовленности студенческой молодежи от начала к концу учебного года. Так, если в начале учебного года студентов с уровнем физической подготовленности ниже среднего было 20,0%, то к концу учебного года их стало уже 28,0%.
И наоборот, студентов с уровнем физической подготовленности выше среднего стало на 9,33% меньше, чем в начале учебного года. Немного больше (на 5,3%) к концу учебного года стало студентов со средним уровнем физической подготовленности.
Исследования показали, что юноши имеют более высокий уровень ФП по сравнению с девушками. Однако к концу учебного года у девушек несколько улучшился уровень общей ФП по сравнению с началом учебного года.
Значительно увеличилось число студенток, имеющих средний уровень ФП. Так, если в начале учебного года средний уровень ФП имели 33,3% девушек, то к концу учебного года их стало на 11,6% больше. Вместе с тем количество студенток с уровнем ФП выше среднего уменьшилось в 1,5 раза. В целом 19,2% студенток улучшили уровень ФП в конце учебного года (рис. 1).
Рис. 1. Динамика уровня общей физической подготовленности студенток в начале и в конце учебного года (девушки, n= 40)
Если рассматривать динамику уровня общей физической подготовленности студентов-юношей, то мы видим, что на фоне более высокого уровня ОФП по сравнению с девушками наблюдается негативная динамика от начала к концу учебного года.
Так, в конце учебного года на 17,0% увеличилось число студентов с уровнем ФП ниже среднего. Одновременно с этим уменьшилось (на 9,6%) количество студентов, имеющих уровень ФП выше среднего, которые перешли в группу со средним или даже ниже среднего уровнем ФП (рис. 2).
Рис. 2. Динамика уровня общей физической подготовленности студентов-юношей в начале и в конце учебного года (юноши, n= 40)
Тем не менее необходимо отметить, что значительно уменьшилось число студенток и студентов с неопределенным уровнем ФП (на 6,18% и на 12,15% соответственно). Это говорит об увеличении числа обучающихся, сдавших все предлагаемые двигательные тесты, в том числе благодаря повышению посещаемости занятий физической культурой [7].
Прирост показателей двигательных контрольных тестов студентов от начала к концу учебного года представлены в таблице.
Таблица
Прирост показателей двигательных тестов студентов от начала к концу учебного года
Контрольные тесты |
Начало года |
Конец года |
Прирост, % |
Начало года |
Конец года |
Прирост, % |
Девушки (n=40) |
Юноши (n=40) | |||||
Бег на 100 м, с |
18,51±0,3 |
18,41±0,29 |
- 0,54 |
14,08±0,24 |
14,6±0,2 |
3,69 |
Бег на 1000 м, с |
342,0±7,26 |
340,0±7,24 |
- 0,58 |
245,0±6,15 |
262,2±6,2 |
6,94 |
Челночный бег 3х10 м, с |
9,05±0,95 |
8,9±0,48 |
- 1,65 |
7,55±0,2 |
7,52±0,21 |
-0,4 |
Прыжок в длину с места, см |
168,3±4,56 |
169,4±4,1 |
0,65 |
233,5±4,65 |
232,3±4,2 |
- 0,5 |
Отжимания от пола, колич. раз |
15,08±1,4 |
14,5±1,3 |
- 3,84 |
- |
- |
- |
Подтягивания на высокой перекладине, колич. раз |
- |
- |
- |
11,81±0,94 |
10,3±1,08 |
- 12,7 |
Поднимание туловища, руки за головой, колич. раз |
18,5±0,73 |
18,75±0,7 |
1,35 |
22,5±0,7 |
23,5±0,8 |
4,43 |
Наклон вперед из положения стоя, см |
13,08±0,97 |
13,1±0,95 |
0,15 |
12,24±1,0 |
16,1±1,5 |
31,5 |
Анализ прироста результатов в двигательных тестах от начала к концу учебного года показал, что как у девушек, так и у юношей отсутствует достоверный прирост во всех двигательных тестах (см. таблицу), кроме наклона вперед из положения стоя на скамейке у студентов-юношей, где был выявлен достоверный (р<0,05) прирост данного показателя (на 31,5%). Вместе с тем в группе юношей мы выявили достоверное (р<0,05) ухудшение показателей в беге на 100 м и на 1000 м (на 3,69% и на 6,94% соответственно).
Выводы
Занятия физической культурой и физическая активность студентов способствуют совершенствованию органов чувств особенно мышечно-двигательной чувствительности, зрительных и слуховых восприятий.
Под влиянием физических нагрузок у студентов совершенствуется строение, деятельность всех органов и систем организма, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
По результатам тестирования и анализа уровня физической активности и подготовленности был сделан вывод, что у студентов 1 курса отсутствует положительная динамика в показателях двигательных тестов от начала к концу д. Данный факт вызывает беспокойство и тревогу, так как уровень физической подготовленности является интегральным показателем здоровья и главным фактором в определении уровня физического состояния человека.
Отсутствие прироста результатов в уровне физической подготовленности студентов кроется в том, что в досуговой деятельности студенты уделяют недостаточное время физической культуре, а систематически занимающихся физической культурой и спортом студентов менее 30 %. Данный факт влияет на повышение уровня заболеваемости, снижение адаптационных возможностей организма и т. д.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что необходимо применять меры к повышению уровня физической подготовленности студентов прежде всего путем увеличения объема двигательной активности до уровня не менее 8 ч в неделю.
Использование в физической культуре студентов подхода на основе общей физической подготовки с ориентацией на выполнение нормативов Всероссийского физкультурного комплекса ГТО будет способствовать повышению их общей физической подготовленности и уровня физического состояния в целом.