Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Физическая активность студентов в течение учебного года

Физическая активность студентов в течение учебного года

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая активность
студенты
учебный год
физическая подготовленность
физические упражнения

Аннотация статьи

Анализ литературы по существующей проблеме показывает, что физическая культура и спорт, физическая активность очень важны на всех этапах становления личности человека. Определенные физические нагрузки, перемежающиеся с умственной деятельностью, способствуют росту эффективности учебной и профессиональной деятельности, повышают учебную и трудовую работоспособность. И, наоборот, при продолжительном ограничении физической активности происходит снижение функции внимания, памяти, мышления и соответственно общей работоспособности. Особое внимание хочется обратить на контингент современного студенчества, который характеризуется высокой устойчивой умственной нагрузкой с минимальной двигательной активностью.

Цель исследования – изучить физическую активность студентов в течение учебного года.

Материал и методы исследования: Исследование физической активности и подготовленности студентов в период учебного года Уральского государственного медицинского университета (далее - УГМУ) проводилась с помощью: 1. Анкетирования студентов 1 курса; 2. Контрольных тестов, направленных на проверку физической активности и подготовленности.

Результаты. У студентов 1 курса отсутствует положительная динамика в показателях двигательных тестов от начала к концу учебного года. Данный факт вызывает беспокойство и тревогу, так как уровень физической подготовленности является интегральным показателем здоровья и главным фактором в определении уровня физического состояния человека. Отсутствие прироста результатов в уровне физической подготовленности студентов кроется в том, что в досуговой деятельности студенты уделяют недостаточное время физической культуре, а систематически занимающихся физической культурой и спортом студентов менее 30%. Данный факт влияет на повышение уровня заболеваемости, снижение адаптационных возможностей организма и т. д.

Выводы. Использование в занятиях физической культурой студентов подхода на основе общей физической подготовки с ориентацией на выполнение нормативов Всероссийского физкультурного комплекса ГТО будет способствовать повышению их общей физической подготовленности и уровня физического состояния в целом.

Текст статьи

Введение

В современном обществе умственный труд является приоритетным. Это доказывается увеличением различных ВУЗов, факультетов, и разрастающейся сферой услуг. Научно-техническое совершенствование привело к автоматизации, компьютеризации и робототехнике. Современные люди, особенно подростки и молодежь, ведут малоподвижный образ жизни, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров [1, с. 535-538; 2, с. 5-9; 3].

Результатом такого образа жизни является негативный вектор состояния здоровья молодых людей, изменение массы тела, нарушение осанки, снижения зрения, психические отклонения и др. Поэтому очень актуальным на сегодняшний день является необходимость физической подготовки студентов и как будущих специалистов, и как физически и психически здоровых личностей.

Целью исследования является изучение физической активности студентов течение учебного года.

Материал и методы исследования

Исследование физической активности и подготовленности студентов в период учебного года Уральского государственного медицинского университета (далее – УГМУ) проводилась с помощью:

1. Анкетирования студентов 1 курса;

Цель анкетирования – изучение проблемы физической активности, с помощью проверки посещаемости учебных занятий по «Физической культуре и спорту» студентами 1 курса УГМУ [4, с. 39-44].

2. Контрольные тесты, направленные на проверку физической активности и подготовленности [5].

Цель исследования – выявить динамику прироста результатов студентов в двигательных тестах в течение учебного года и разработать рекомендации по повышению уровня их физической активности и подготовленности (ФП).

В серию тестов ФП в нашем исследовании входили контрольные упражнения, включающие бег на 100 м, прыжок в длину с места, отжимания от пола в упоре лежа (девушки) и подтягивания на высокой перекладине (юноши), бег на 1000 м, наклон вперед на скамейке, челночный бег 3 х10 м, характеризующие уровень развития скоростных, скоростно-силовых, силовых двигательных качеств, выносливости, гибкости и координационных способностей.

Для оценки уровня физической подготовленности и анализа показателей в двигательных тестах мы использовали компьютерную программу по оценке и коррекции физической подготовленности учащихся под редакцией С. П. Левушкина.

Проведение исследования происходило на базе Уральского государственного медицинского университета в течение учебного года. В эксперименте принимали участие студенты 1 курса института: 40 девушек, 40 юношей.

Результаты

Анкетирование. Анонимное анкетирование проводилось в мае 2023 года, в нем приняло участие 80 студентов (40 юношей и 40 девушек), учащихся на очной форме обучения. Исследование проводилось среди студентов 1 курса 6 факультетов вуза.

За основу анкеты был принят опросный лист, составленный экспериментатором, включающий 13 вариантов причин пропусков учебных занятий по физической культуре (далее – ФК).

Преподаватель, согласно журналу учета успеваемости и посещаемости студентов, сообщал каждому респонденту общее на данный момент количество пропущенных им занятий и предлагал обучающимся отметить в анкете соответствующие причины.

Общее количество пропусков занятий у юношей-студентов, занимающихся физической культурой, составило 24,8%, девушек – 32%. Наибольшая их часть связана с простудными – 25,5% и другими заболеваниями – 31,7%.

Также исследование физической активности и подготовленности студентов в период учебного года Уральского государственного медицинского университета (далее – УГМУ) проводилась с помощью контрольных тестов.

Обсуждение

Необходимо отметить, что респонденты, занимающиеся физической культурой, ни разу не называли среди причин, обусловливающих их отсутствие на учебных парах, такие факторы, как «отсутствие интереса к данному виду спорта», «личная неприязнь к преподавателю», «плохие взаимоотношения в группе», «неинтересно проходят занятия». Это свидетельствует как об эффективности занятий, так и о целесообразности предоставления выбора студентами возможности заниматься более привлекательными с их точки зрения видами спорта на учебных занятиях, а также свидетельствует о хорошем материально-техническом обеспечении спортивными объектами УГМУ, способствующем повышению качества преподавания учебных занятий [6].

Анализ результатов исследования уровня общей физической активности выявил ухудшение показателя общей физической подготовленности студенческой молодежи от начала к концу учебного года. Так, если в начале учебного года студентов с уровнем физической подготовленности ниже среднего было 20,0%, то к концу учебного года их стало уже 28,0%.

И наоборот, студентов с уровнем физической подготовленности выше среднего стало на 9,33% меньше, чем в начале учебного года. Немного больше (на 5,3%) к концу учебного года стало студентов со средним уровнем физической подготовленности.

Исследования показали, что юноши имеют более высокий уровень ФП по сравнению с девушками. Однако к концу учебного года у девушек несколько улучшился уровень общей ФП по сравнению с началом учебного года.

Значительно увеличилось число студенток, имеющих средний уровень ФП. Так, если в начале учебного года средний уровень ФП имели 33,3% девушек, то к концу учебного года их стало на 11,6% больше. Вместе с тем количество студенток с уровнем ФП выше среднего уменьшилось в 1,5 раза. В целом 19,2% студенток улучшили уровень ФП в конце учебного года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика уровня общей физической подготовленности студенток в начале и в конце учебного года (девушки, n= 40)

Если рассматривать динамику уровня общей физической подготовленности студентов-юношей, то мы видим, что на фоне более высокого уровня ОФП по сравнению с девушками наблюдается негативная динамика от начала к концу учебного года.

Так, в конце учебного года на 17,0% увеличилось число студентов с уровнем ФП ниже среднего. Одновременно с этим уменьшилось (на 9,6%) количество студентов, имеющих уровень ФП выше среднего, которые перешли в группу со средним или даже ниже среднего уровнем ФП (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровня общей физической подготовленности студентов-юношей в начале и в конце учебного года (юноши, n= 40)

Тем не менее необходимо отметить, что значительно уменьшилось число студенток и студентов с неопределенным уровнем ФП (на 6,18% и на 12,15% соответственно). Это говорит об увеличении числа обучающихся, сдавших все предлагаемые двигательные тесты, в том числе благодаря повышению посещаемости занятий физической культурой [7].

Прирост показателей двигательных контрольных тестов студентов от начала к концу учебного года представлены в таблице.

Таблица

Прирост показателей двигательных тестов студентов от начала к концу учебного года

Контрольные тесты

Начало года

Конец года

Прирост, %

Начало года

Конец года

Прирост, %

Девушки (n=40)

Юноши (n=40)

Бег на 100 м, с

18,51±0,3

18,41±0,29

- 0,54

14,08±0,24

14,6±0,2

3,69

Бег на 1000 м, с

342,0±7,26

340,0±7,24

- 0,58

245,0±6,15

262,2±6,2

6,94

Челночный бег 3х10 м, с

9,05±0,95

8,9±0,48

- 1,65

7,55±0,2

7,52±0,21

-0,4

Прыжок

в длину с места, см

168,3±4,56

169,4±4,1

0,65

233,5±4,65

232,3±4,2

- 0,5

Отжимания от пола, колич. раз

15,08±1,4

14,5±1,3

- 3,84

-

-

-

Подтягивания на высокой перекладине, колич. раз

-

-

-

11,81±0,94

10,3±1,08

- 12,7

Поднимание туловища, руки за головой, колич. раз

18,5±0,73

18,75±0,7

1,35

22,5±0,7

23,5±0,8

4,43

Наклон вперед из положения стоя, см

13,08±0,97

13,1±0,95

0,15

12,24±1,0

16,1±1,5

31,5

Анализ прироста результатов в двигательных тестах от начала к концу учебного года показал, что как у девушек, так и у юношей отсутствует достоверный прирост во всех двигательных тестах (см. таблицу), кроме наклона вперед из положения стоя на скамейке у студентов-юношей, где был выявлен достоверный (р<0,05) прирост данного показателя (на 31,5%). Вместе с тем в группе юношей мы выявили достоверное (р<0,05) ухудшение показателей в беге на 100 м и на 1000 м (на 3,69% и на 6,94% соответственно).

Выводы

Занятия физической культурой и физическая активность студентов способствуют совершенствованию органов чувств особенно мышечно-двигательной чувствительности, зрительных и слуховых восприятий.

Под влиянием физических нагрузок у студентов совершенствуется строение, деятельность всех органов и систем организма, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

По результатам тестирования и анализа уровня физической активности и подготовленности был сделан вывод, что у студентов 1 курса отсутствует положительная динамика в показателях двигательных тестов от начала к концу д. Данный факт вызывает беспокойство и тревогу, так как уровень физической подготовленности является интегральным показателем здоровья и главным фактором в определении уровня физического состояния человека.

Отсутствие прироста результатов в уровне физической подготовленности студентов кроется в том, что в досуговой деятельности студенты уделяют недостаточное время физической культуре, а систематически занимающихся физической культурой и спортом студентов менее 30 %. Данный факт влияет на повышение уровня заболеваемости, снижение адаптационных возможностей организма и т. д.

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что необходимо применять меры к повышению уровня физической подготовленности студентов прежде всего путем увеличения объема двигательной активности до уровня не менее 8 ч в неделю.

Использование в физической культуре студентов подхода на основе общей физической подготовки с ориентацией на выполнение нормативов Всероссийского физкультурного комплекса ГТО будет способствовать повышению их общей физической подготовленности и уровня физического состояния в целом.

Список литературы

  1. Вольсков Д.Г. Стратегии обучения и оценки // В сборнике: Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2017 Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Главные редакторы Н. Н. Макарова, Е. В. Олейник. Ответственный редактор А.С. Гаан. 2019. С. 535-538.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – 2020. С. 5-9.
  3. Германов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. – Воронеж: Элист, 2019. – 303 c.
  4. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М., 2019. С. 39-44.
  5. Димитриев Д.А. Питание, физическая активность и здоровье: монография / Д.А. Димитриев, А.Д. Димитриев, Г.О. Ежкова. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019. – 128 c.
  6. Зайцева Г.А. Физическая культура. Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие / Г.А. Зайцева. – Москва: Издательский Дом МИСиС, 2019. – 56 c.
  7. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография / А.Г. Шабанов. – Москва: Современная гуманитарная академия, 2019. – 284 c.

Поделиться

1029

Рябенко Е. К., Сергеев С. Д. Физическая активность студентов в течение учебного года // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 63-67. URL: https://apni.ru/article/8978-fizicheskaya-aktivnost-studentov-v-techenie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января