Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Искусственный интеллект в сфере среднего профессионального образования – помощни...

Искусственный интеллект в сфере среднего профессионального образования – помощник педагога или «подрывная технология»?

Автор(-ы):

Кононыхина Лариса Николаевна

Матвеева Дина Александровна

Трухачева Снежана Николаевна

Трухачёва Лариса Викторовна

10 апреля 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

искусственный интеллект
педагогический процесс
образовательные платформы
цифровизация в образовательной сфере
прорывные технологии
общественные риски

Аннотация статьи

Статья затрагивает проблему распространения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере. Стремительные темпы внедрения искусственного интеллекта, а также нагрузка на всех участников учебно-педагогического процесса находятся в фокусе исследования. Поставленная цель – проанализировать отношение к этому феномену как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся; рассмотреть основные направления применения искусственного интеллекта в образовании, а также выявить их роль: полезного инструмента или деструкции для традиционной модели образования.

Текст статьи

Стремительное распространение цифровых технологий во всех сферах жизни общества приводит к тому, что возникает эффект, будто социум не в состоянии вовремя за этими трансформациями успеть, оценить все плюсы и минусы данного процесса, а также перспективы и горизонты, которые он создает. То, что вчера еще казалось фантастикой, в скором времени становится реальностью. Так происходит и в образовательном пространстве: еще недавно мало кто рассуждал о присутствии искусственного интеллекта в сфере образования, однако в данный момент ситуация изменилась. Можно говорить о том, что искусственный интеллект (далее по тексту ИИ) занимает определенную нишу в образовательном процессе, поэтому важно проанализировать перспективы развития этого процесса, и главное – какую функцию ИИ выполняет сейчас и будет потенциально выполнять в дальнейшем. Станет ли он надежным помощником и инструментом в руках педагога или превратится в «подрывную» технологию – серьезным образом трансформирует образовательную сферу.

Вопрос этот серьезен исходя из множества аспектов. Во-первых, цифровые технологии – это не только передовые инновации, но и серьезная нагрузка, которая связана с их освоением, и ложится она на плечи педагогов, в частности. Во-вторых – это необходимость постоянно соответствовать темпам инноваций, и темп этот необычайно высок. Кроме того, меняется вся образовательная инфраструктура. К привычной картине «педагог – обучающийся» добавляются новшества в виде онлайн-платформ, систем дистанционного обучения, онлайн-курсов, др. цифровых инструментов (VR-технологии). Поэтому привнесение в эту область технологий ИИ еще более усложняет картину, которая и так в данный момент простотой не отличается.

Необходимо развеять миф о том, что ИИ в образовании – это робот, находящийся в классной комнате, или виртуальная проекция на экране компьютера, заменяющая реального педагога (именно такие ассоциации, как показывают опросы, возникают у многих людей при словосочетании ИИ в образовании). Данное представление в корне неверно, но отражает общую картину восприятия и во многом объясняет негативное отношение к идее ИИ при обучении различным дисциплинам.

ИИ – это не человекообразный робот, это технология, которая представляет собой программу или комплекс программ, объединенных в сеть, задающих и выполняющих определенный алгоритм. В чем же заключается отличие ИИ от обычной компьютерной программы? Ключевой фактор отличия – то, что технология ИИ призвана работать аналогично с тем, как функционирует человеческий интеллект: собирать факты, анализировать, делать выбор, принимать решения.

Здесь важно подчеркнуть, что сама технология ИИ нейтральна; все зависит от того, на достижение каких целей она направлена. Эта особенность ИИ проявляется и в сфере образования, где он может и помогать (педагогу, обучающимся), а может, принимая искаженные результаты, вредить образовательному процессу, вызывая негативную волну в социуме. Примером полезного инструмента, помогающего педагогу, являются программы на основе ИИ, направленные на анализ посещаемости, а также выстраивание индивидуальных траекторий обучения, помогающие при работе с обучающимися с особенностями развития (например, с расстройством аутистического спектра).

Начиная анализ с общемировой практики, следует выделить использование в образовательном пространстве инструментов организации дистанционного обучения с применением ИИ, к ним относятся:

  1. Системы управления цифровым обучением – Google Сlassroom, платформа Moodle, Blackboard.
  2. Образовательно-просветительские приложения для мобильных устройств.
  3. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – Coursera (флагман направления), EdX, Udacity, а также, например, Универсариум, «Открытое образование» в РФ.
  4. Цифровые ресурсы по психо-социальной поддержке различных субъектов образования – Autism Emotion Therapy app.
  5. Программы для совместной работы всех участников образовательного процесса в режиме онлайн (Skype, Zoom, Сферум).
  6. Программы-помощники на базе ИИ, отслеживающие посещаемость занятий: AccuTrain Connect (от Engineerica Systems).
  7. Системы интеллектуального обучения, направленные на реализацию индивидуальных траекторий обучения.

Большинство из них находятся в стадии разработки, однако примечательны такие проекты, как Geekie, Knewton, Smart Sparrow. Указанные системы примечательны своей эффективностью. Однако общим для них является оптимизация образовательного процесса. В большинстве своем они призваны помочь педагогу: с одной стороны, стать полезным инструментом в решении рутинных задач (например, отслеживании посещаемости, проверке тестов, а также контроля сдачи домашних работ учащимися), с другой стороны, ИИ может серьезно помочь всем субъектам образовательного процесса и, прежде всего, самим обучающимся.

Подрывная технология – относительно новый термин, и определяет он инновации, которые не просто существенно затрагивают, а коренным образом изменяют определенные сегменты социума, а также сферы экономики. Сфера образования достаточно консервативна, здесь привычна картина взаимодействия педагога и обучающегося. Привлечение «третьего лица» в формате ИИ может привести к серьезным трансформациям (например, как происходит с использованием технологии блокчейна в образовании: когда традиционные образовательные учреждения, такие как университеты, могут оказаться ненужными). Чтобы этого не произошло, необходимо грамотное управление и направление процесса распространения ИИ в социуме (в образовательном пространстве, в частности) с учетом всех недочетов и существующих рисков, а также проведение анализа существующих практик его использования в других сферах социума.

Присутствие ИИ в образовательном пространстве – это реальность, с которой в той или иной степени сталкиваются все субъекты образовательного процесса. Однако здесь важно выделить несколько ключевых моментов. Проведенные прикладные исследования демонстрируют неоднозначное отношение к ИИ как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся (нет как безусловного принятия, так и безусловного отторжения), но явно прослеживается настороженность в ожиданиях от распространения указанной технологии. Она зависит от ряда факторов: стремительных темпов внедрения ИИ в социум; дополнительной нагрузки, которую он создает для педагогов в ходе их профессиональной деятельности; мифов, которыми ИИ окружен (среди них миф о тотальной безработице, об абсолютном доминировании ИИ в социуме, об обезличивании социальных процессов и замене индивидов роботами на всех ключевых позициях). Все это подтверждает тот факт, что для анализа работы и функционирования ИИ в образовательной сфере требуется междисциплинарный подход, который подразумевает как разбор отдельных образовательных продуктов, программ, платформ на базе ИИ, так и проведение социальных исследований, с целью раскрытия опыта и отношения к нему участников учебно-педагогического процесса, педагогов и обучающихся.

Поделиться

66

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Искусственный интеллект в сфере среднего профессионального образования – помощник педагога или «подрывная технология»? // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апр. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/8980-iskusstvennij-intellekt-v-sfere-srednego-prof

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая