Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Использование технологии «Эдьютейнмент» в обучении иностранному языку (описание ...

Использование технологии «Эдьютейнмент» в обучении иностранному языку (описание педагогического опыта)

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

мотивация
иностранный язык
обучение
эдьютейнмент
образовательные технологии
игровые методы
мультимедийные средства
внеурочная деятельность

Аннотация статьи

В этой статье рассматривается проблема повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Автор предлагает использовать разнообразные приёмы, такие как использование аутентичных материалов, онлайн-обучение, виртуальная реальность и геймификация, для создания стимулирующей и интересной образовательной среды. Применение этих методов способствует повышению эффективности обучения, формированию положительной атмосферы в классе и развитию коммуникативных навыков учащихся.

Текст статьи

Для изучения языка гораздо важнее свободная
любознательность, чем грозная необходимость
Аврелий Августин

Цель: повышение мотивации к изучению иностранного языка, а также создание увлекательного, разнообразного и доступного процесса усвоения знаний.

Задачи:

  • формировать языковые умения и навыки по восприятию иноязычной речи на слух;
  • развивать личностные качества, творческие способности, мышление, воображение, коммуникативные навыки и приобщать к культуре стран изучаемых языков;
  • выявить учеников, мотивированных к изучению иностранного языка, оптимизировать процесс подготовки к ОГЭ по английскому языку.

Пробудить у учащихся желание учиться – это ключевая идея обучения в условиях реализации ФГОС. Наличие мотивации – основополагающий компонент структуры успешной образовательной деятельности. Если нет мотива к получению знаний, то учителю остаётся применять только методы устрашения: «Не будешь учиться – скажу родителям!», «Будешь лениться – не сдашь экзамен!», «Будете плохо себя вести – поставлю 2!». Однако данные приемы, во-первых, противоречат профессиональным стандартам педагога, а во-вторых, являются неэффективными.

Как повысить уровень познавательной активности так, чтобы ребенок испытывал радость от учебы, преодолевая трудности? Психологи утверждают, что в игровой форме информация легче усваивается и запоминается. Обучение становится игрой, выиграть в которой значит чему-то научиться. Любая победа приносит удовольствие, а когда выигрыш – это знания, то еще и пользу.

Современный рынок образовательных услуг в настоящее время предлагает широкий ассортимент педагогических методик и технологий. Мой выбор – технология эдьютейнмент или, другими словами, обучение с увлечением.

Эдьютейнмент – это развлечение и формирование первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения.

Главный принцип обучения по данной технологии: процесс усвоения знаний должен быть в форме продуманной, одновременно полезной образовательной, увлекательной и творческой для учащихся деятельности. В числе плюсов: вовлечение в интерактивную среду, личностное ориентирование, учёт индивидуальных темпов работы и широкий спектр средств обучения (образовательные игры, книги, музыка, фильмы, квесты и все виды web-ресурсов).

Использование эдьютейнмент-технологии позволяет работать на опережение, обгоняя людей своего поколения, что означает быть «в теме» всех информационных новинок, гаджетов, программ и уметь их использовать в процессе обучения. Данные знания и умения помогают учителю сделать занятие интересным и увлекательным.

Обучая школьников иностранным языкам, я придерживаюсь определенной системы по организации образовательного процесса с применением технологии обучения с увлечением, включающей 3 ведущих направления.

  • внедрение мультимедиа;
  • погружение учащихся в материал путем интерактивного обучения, применения мобильных телефонов с доступом в интернет и межпредметной интеграции иностранного языка и информатики;
  • вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Первое направление в большей степени реализуется мной во время урочной деятельности, в ходе передачи информации через все возможные виды данных: текст, аудио звучание, видео показ, анимация, изображение. Чаще с ребятами я работаю с аудио- и видеоматериалами.

По данным опроса учеников 5–11 классов аудирование – это наименее привлекательный, скучный и сложный вид речевой деятельности.

Рис. 1. Степень привлекательности видов речевой деятельности при изучении иностранного языка по данным опроса учащихся Суерской СОШ

Музыка и просмотр видео по отдельности или в сочетании – это один из наиболее мощных способов мотивации и воздействия на чувства и эмоции учащихся. Это своего рода релаксация в рутинной учебной деятельности в середине или конце урока, когда детям нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Игра «Музыкально лото» ориентирована на формирование навыков аудирования и пополнения словарного запаса учащихся. Ее я применяю как на этапе открытия нового знания - введения лексических единиц по теме, так и для отработки и активизации уже ранее изученных слов. Детям, изучающим второй иностранный язык в такой форме легче воспринимать на слух в ходе аудирования отдельные слова из общего контекста песни на начальном этапе изучения английского или немецкого языка. Я выбираю предварительно музыкальное произведение (в рамках темы), выписываю из него 16 слов (знакомых или незнакомых в зависимости от того какие образовательные задачи должны быть решены), записываю их на доске в алфавитном порядке. Далее Дети вписывают в ячейки поля 4 на 4 слова произвольно, включаю аудиозапись. По ходу ее звучания ребята вычеркивают услышанные слова. Участник, вычеркнувший подряд 4 ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали становится победителем.

Если говорить о втором направлении, а именно о погружении учащихся в материал путем интерактивного обучения, то в этом случае особым спросом пользуются у учеников младшего школьного возраста лэпбуки. Это интерактивная тетрадь. Учебный материал в ней ярко, интересно оформлен. Она очень проста в изготовлении, а сам процесс ее изготовления очень занятен и интересен детям. Главное образовательное назначение лэпбука: обобщение, систематизация и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Работа с интерактивными образовательными платформами – это отличный способ сделать уроки еще более яркими и обучать детей грамматике в игровой форме. Учи.ру – это система адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая учебным программам и значительно усиливающая классическое школьное образование. В числе плюсов: удобный интерфейс, увлекательные задания, игры, обучающие видео. Интерактивные платформы позволяют детям обучаться дистанционно дома (в дни по болезни или в актированные дни, выполняя карточки в качестве домашнего задания).

Школьники должны уметь учиться сами, а не получать знания в готовом виде. Это предписание образовательных стандартов второго поколения. Информацию дети они чаще находят, используя смартфоны. Разнообразить и сделать интереснее учебный процесс мне помогает использование в работе таких средств обучения эдьютейнмента как web-сервисы, приложения. Приложения «Kahoot» используется мной для диагностики знаний учащихся (заменяя скучные диктанты) по иностранному языку в увлекательной форме. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты со смартфонов или с любого другого устройства, имеющего доступ к интернету. Данный сервис бесплатный контент.

Работая с приложением «Speak English Pronunciation», мои ученики также с пользой применяют свои смартфоны в образовательных целях. Данное приложение скачивается и устанавливается на телефон. Оно помогает ученикам научиться правильно произносить английские слова и показывает, в каком положении должен находиться язык при произношении различных звуков. Также есть примеры слов, которые можно прослушать с британским или американским акцентом. Приложение имеет функцию записи голоса, чтобы ученики могли послушать себя и скорректировать произношение. Такой инструмент дает возможность практиковаться в устной речи без посторонней помощи.

Повышению уровня познавательной активности способствует такой вид деятельности, как создание учащимися рисунков при помощи компьютерных программ – мемов и видео-лайфхаков по изучению иностранных языков на основе личного опыта. Обучение в таком формате способствует положительной мотивации учащихся, стимулирует ненавязчиво активировать свои возможности применения языковых знаний и навыков в интеграции с умениями, полученными на уроках информатики.

Хмелева Людмила проявляет стойкий интерес к изучению английского языка. Она выбрала данный предмет для сдачи экзамена по выбору. Осуществлять подготовку, контроль за выполнением тестов, следить за динамикой и оптимизировать процесс подготовки учащихся помогают средства эдьютейнмента – сайты-тренажеры. В таблице представлены результаты выполнения письменной части тренировочных экзаменационных заданий на сайте «Решу ОГЭ».

Таблица

 

Радел

«Аудирование»

Раздел «Чтение»

Раздел «Грамматика»

Раздел «Лексика»

Раздел «Письмо»

Общее кол-во баллов

Сентябрь

12

14

4

4

5

39

Октябрь

14

13

5

4

7

43

Ноябрь

11

13

6

6

7

43

Декабрь

15

13

7

6

7

48

Январь

15

13

7

5

7

47

Средний показатель

13

13

6

5

7

44

Максимальное количество баллов за письменную часть работы: сентябрь, октябрь (формат 2019г.) – 43, ноябрь – январь (формат 2020г.) – 48.

Необходимость работы по третьему направлению обусловлена двумя важными факторами. Я и мои ученики живём в условиях малой социальной нагрузки на иностранный язык (отсутствие возможности посещения музеев, художественных галерей и т. д.). Исторически сложилось так, что на территории нашего села проживает большое количество людей, для которых немецкий язык является родным. В школе обучаются ученики с немецкими корнями и глубоко заинтересованные в изучении немецкого языка. Они имеют положительные результаты своей работы. Ребята принимают активное участие в мероприятиях, организованных при содействии региональной национально-культурной автономии немцев. В декабре 2019г. Бауэр Антон (8 класс) выступал с докладом «История моих предков» на IV молодёжная краеведческая конференция Уральского региона и занял третье место. Хмелева Людмила (9 класс), написав конкурсную работу о себе и своей семье, поехала в город Пермь на вторую смену в немецкий лагерь «SommerUniUral» в 2018 г. Так же она имеет диплом победителя I межрегиональной олимпиады, которая проводилась при поддержке АОО «Международный союз немецкой культуры» и сертификат участника конкурса «Немецкая муза».

Хорошей традицией стало ежегодная помощь в организации и проведении немецких национальных праздников (Рождество, Пасха) в сотрудничестве с членами этнокультурного кружка и их руководителем Крафт В. П.

Проведение недели иностранных языков – это важный аспект моей работы по мотивированию учащихся и приобщению к культуре стран изучаемых языков. Но в условиях стремительного развития информационных технологий и учитывая особенности детей так называемого поколения Z, существует острая необходимость ухода от привычных мероприятий (изготовление плакатов, заучивание и прослушивание стихов, песен и т. д.). Необходим личностно-ориентированный подход: учет желаний учащихся, предоставление возможности выбора средств и приемов обучения. Ребята отдают предпочтение квестам. Опыт обучения в данной форме имеется у учащихся 5 класса – квест «Treasure Hunters», в ходе которого школьники выполняли различные задания по страноведению, переходя из одной локации в другую.

Участие в конкурсах позволяет мне успешно решить задачу по выявлению школьников, проявляющих интерес к изучению иностранного языка. Второй год ребята с удовольствием участвуют в дистанционном международном игровом конкурсе «Британский Бульдог» («British Bulldog») и «Друзья немецкого языка». Информацию о предстоящих мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, сроках их проведения, проекты учащихся, а также интересные задания по иностранному языку и ссылки на полезные информационные ресурсы ребята могут найти на моем персональном сайте учителя.

Согласно результатам участия школьников в предметных конкурсах, олимпиадах, ежегодно увеличивается число детей, проявляющих интерес к изучению иностранного языка.

На рисунке 2 представлены изменения числа участников за предыдущие года в виде графика.

Рис. 2

В заключение, возвращаясь к вопросу: как детям получить радость от обучения: «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом». (Анатоль Франс).

Поделиться

966

Уразбаева А. А. Использование технологии «Эдьютейнмент» в обучении иностранному языку (описание педагогического опыта) // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.I.С. 31-35. URL: https://apni.ru/article/8983-ispolzovanie-tekhnologii-edyutejnment-v-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря