Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Развитие позитивных детско-родительских отношений через современные формы взаимо...

Развитие позитивных детско-родительских отношений через современные формы взаимодействия детского сада и семьи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

воспитание и развитие ребенка
сотрудничество с семьей
современные формы работы с семьями воспитанников

Аннотация статьи

В статье рассмотрены современные направления сотрудничества детского сада и семьи, а также предлагаются разнообразные формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках этих направлений.

Текст статьи

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт. Мы, педагоги детского сада, можем и должны помочь родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Взаимодействие воспитателей с родителями играет важную роль в процессе воспитания и развития ребенка. Сотрудничество между детским садом может осуществляться в нескольких направлениях.

  1. Информационный обмен. Воспитатели и родители должны обмениваться информацией о ребенке. Воспитатели могут сообщить родителям о поведении, успехах и проблемах ребенка в детском саду, а родители могут поделиться информацией о том, что происходит дома. Это помогает создать целостную картину развития ребенка и позволяет воспитателям и родителям работать вместе для достижения общих целей.
  2. Поддержка и сотрудничество. Взаимодействие воспитателей с родителями помогает создать поддерживающую и благоприятную среду для ребенка. Родители и воспитатели могут обсудить стратегии и методы воспитания, которые будут наиболее эффективными для конкретного ребенка. Это помогает обеспечить последовательность и согласованность в воспитании, что важно для развития ребенка.
  3. Обучение и развитие. Воспитатели могут поделиться своими знаниями и опытом с родителями, помогая им лучше понимать и развивать ребенка. Родители могут задавать вопросы, получать советы и рекомендации от воспитателей. Это помогает родителям стать более компетентными в вопросах воспитания и развития ребенка.
  4. Укрепление отношений. Взаимодействие воспитателей с родителями помогает укрепить отношения между родителями и воспитателями. Это создает доверие и взаимопонимание, что важно для эффективного сотрудничества в интересах ребенка.
  5. Решение проблем. Взаимодействие воспитателей с родителями помогает решать проблемы, которые могут возникнуть у ребенка. Родители и воспитатели могут обсудить проблемы, найти причины и разработать стратегии для их решения. Это помогает предотвратить или минимизировать негативные последствия для ребенка.

В целом, взаимодействие воспитателей с родителями играет важную роль в обеспечении благополучия и успешного развития ребенка.

Одним из основных факторов, влияющих на успешность взаимодействия с родителями, является хорошая организация, предполагающая большую предварительную работу, которая включает в себя выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и использование эффективных форм и методов работы.

Информационно-аналитические формы работы предполагают выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Это могут быть социологические опросы, анкеты, исследования межличностных отношений в семье с помощью рисуночных тестов. Одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей – индивидуальные беседы. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, можно наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. С целью взаимообогащения педагогического мастерства родителей и педагогов можно организовать копилку «Обмен опытом», где не только педагоги будут делиться своим опытом, но и родители смогут раскрыть свои секреты воспитания.

Познавательные формы взаимодействия с семьями воспитанников предполагают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Одной из таких форм являются семинары-практикумы, например, «Мир взрослых и детей», «Клубок доверия», «Как прекрасен этот мир». Важные вопросы воспитания и развития детей – обязательная часть на родительских собраниях, которые можно провести в нетрадиционной форме («Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток – шоу», «Деловая игра» или «Игровой практикум», «Круглый стол» и другие). Еще одна интересная форма – это клубы, которые предполагают организацию регулярных мероприятий в течение учебного года, например клубы отцов, бабушек, дедушек.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность. Основная цель – привлечения родителей к проектной деятельности – сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком, так как ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Примеры совместных проектов: «Осенние фантазии», «Семейные традиции», «В мире сказок», «Как я провел лето», «Где работают мои родители», «Мой любимый город».

Установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми способствуют досуговые формы проведения совместных мероприятий с родителями. Это праздники: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица, «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я дружная семья», «Праздник урожая» и другие.

Информационно-просветительские формы работы с родителями воспитанников призваны знакомить родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, пополнять родительскую копилку знаний о воспитании и развитии детей. Это информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, стенгазеты, коллажи, можно создать видеотеку по взаимообмену фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду. Актуальным является информирование родителей через сайт, блог, группу в контакте.

Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют создавать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставляют родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания. Задача педагогов детского сада – поиск новых форм взаимодействия, полезных идей, инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Список литературы

  1. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями в ДОУ: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167 с.
  2. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект: Пособие для педагогов / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. М.: Изд. «Аркти», 2005.

Поделиться

991

Краснова Л. С. Развитие позитивных детско-родительских отношений через современные формы взаимодействия детского сада и семьи // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/8989-razvitie-pozitivnikh-detsko-roditelskikh-otno

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января