Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Особенности реализации программы воспитания в производственном обучении СПО пени...

Особенности реализации программы воспитания в производственном обучении СПО пеницитарной системы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

пеницитарная система
десоциализация
программа воспитания в профессиональном учреждении
образование
метод убеждения
формирование
развитие
воспитательный процесс

Аннотация статьи

В статье отражено современное состояние системы воспитания в пеницитарной системе применительно к образованию при реализации основной образовательной программы по профессии. Формирование и развитие присущи личности осужденных при педагогическом воздействии мастера производственного обучения.

Текст статьи

Программа воспитания является обязательной частью образовательной программы и предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Реализация воспитательного потенциала образовательной деятельности, который отражается в программе воспитания образовательного учреждения, предусматривает – использование воспитательных возможностей содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей для формирования у обучающихся позитивного отношения к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, подбор соответствующего тематического содержания, проблемных ситуаций для обсуждений и т. п., отвечающих содержанию и задачам воспитания, а также привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях объектов, явлений, событий и т. д., инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения, выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, использование учебных материалов, способствующих повышению статуса и престижа рабочих профессий, прославляющих трудовые достижения.

По мнению Дебольского М. Г. в современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений. Пенитенциарная система России находится сегодня в стадии решения ряда глобальных проблем. Вся система исполнения уголовных наказаний становится более открытой, менее формализованной, а главное – ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. Одним из эффективных путей исправления осужденных, является профессиональное образование.

Воспитательная работа организуется профессиональными образовательными учреждениями совместно с администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В целом в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое и иные виды воспитания осужденных.

Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы с осуждёнными при реализации ФГОС, предусматривающими программу воспитания. Особенностью преподавания в местах лишения свободы является и то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, совершившие тяжкие преступления, имеющие своё мировоззрение, свои понятия, со сломанной (порой) психикой, способные на правонарушения.

У поступающих в колонию осуждённых отсутствует готовность к обучению (психологическая, мотивационная, нравственная). Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста осужденного уровню обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Нельзя не отметить, что СПО и происходящие в нём процессы вызывают у осужденных порой отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу – характерное явление среди подавляющего большинства осужденных.

Здесь большую роль играет воспитательная работа, как сотрудников учреждения, так и мастеров производственного обучения и преподавателей. Необходимо убедить осужденного в получении им образования. Чтобы заинтересовать ученика, привить ему желание познать больше, СПО пенитенциарной системы имеет особенности деятельности, учитывать которые необходимо как при организации образовательного процесса в целом, так и в работе с каждым обучающимся индивидуально. Контингент обучающихся составляют взрослые люди, осужденные на длительные сроки лишения свободы, имеющие отрицательный опыт в обучении, слабо развитые общие учебные умения и навыки, пробелы в базовых знаниях, значительные разрывы в получении образования, что снижает мотивацию обучения. Исходя из реальных условий, целью педагогической деятельности является обеспечение индивидуального прохождения программ каждым обучающимся в зависимости от его личных параметров для овладения образовательным стандартом и повышения качества по преподаваемым дисциплинам используя возможности программы воспитания основной образовательной программы по профессии.

Разновозрастный состав обучающихся, различие характеров и судеб вынуждают педагогический коллектив искать наиболее эффективные пути обучения и воспитания каждого обучающегося. Специфика профессиональных образовательных учреждений вынуждает работать мастеров производственного обучения и педагогов одновременно в нескольких направлениях: серьезно заниматься психолого-педагогической реабилитацией, обучать, воспитывать, перевоспитывать. Требование дифференцированного подхода при реализации программы воспитания вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осуждёнными, которые необходимо учитывать при работе мастера производственного обучения профессионального учреждения пеницитарной системы.

Существенной проблемой, влияющей на эффективность воспитательного процесса в исправительных колониях, является частая сменяемость контингента обучающихся в течение учебного года, особенности распорядка дня и режима содержания в колонии.

Поэтому целесообразно заранее ставить воспитательные цели и намечать воспитательную работу, которую требуется проводить на занятиях производственного обучения. Для достижения данных целей можно применять различные способы. Так, четкая организация учебной работы, способствует воспитанию дисциплинированности (в общих компетенциях ФГОС это отражается, как способность анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы), формируя у обучающихся способы самоконтроля в процессе выполнения задания или операции – позволяет воспитывать у них умение саморегуляции своих действий (в общих компетенциях это отражается, как способность работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности).

Кроме того, важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера производственного обучения.

В целом воспитательная работа проводится в трех основных формах: индивидуальной, групповой, массовой.

При этом можно применять педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия считаю индивидуальную работу с осуждёнными.

При реализации программы воспитания, организации и проведении воспитательной работы используется метод убеждения, причем на некоторых осужденных данный метод действенно используется в качестве единственного. Он реализуется с помощью и через различные приемы, а именно беседы, разъяснения, доказательства, иллюстрации фактов и их анализа, сравнения и сопоставления, наставления, поучения, обсуждения, приведения примера, упражнения, тренировки, выступать как самостоятельный в различных своих формах, так и часть других методов.

Как самостоятельный метод убеждения применяется в виде слова (объяснение, разъяснение, наставление и т. д.), а также в виде примера, поступков, действий (своих и других лиц). При применении этого метода к осужденным надо помнить, что у них деформированное сознание.

Ели уточнять категории персоналий, на которые применяются различные приемы убеждения: то объяснение - позволяет добиться осознанного восприятия сообщаемой информации, разъяснение - применяется при работе с небольшими группами, хотя допустимо его использование и в индивидуальной воспитательной работе с подучетными лицами; наставление и поучение – наиболее эффективны в индивидуальной воспитательной работе с подучетными лицами.

Кроме метода убеждения, при реализации программы воспитания используется метод стимулирования, который выражается в похвале, одобрении, выражении доверия, поощрении. Рациональное его использование во многом способствует снятию сопротивления воспитательным воздействиям со стороны подучетных лиц.

Еще один из используемых методов – это метод принуждения, который может быть реализован через предупреждение об ответственности, порицание, принуждение авторитетом, наказание.

Следует отметить, что нередко применяется группа методов. Так, можно использовать в воспитательной работе при реализации программы воспитания с указанной категорией лиц одновременно принуждение и убеждение; либо принуждение, убеждение и внушение; либо – принуждение, убеждение, стимулирование.

Кроме того, работая над внедрением дифференцированного подхода при реализации программы воспитания на занятиях производственного обучения можно применять на занятиях практико-ориентированные разноуровневые задания. При использовании, которых наблюдается активизация деятельности обучающихся в процессе выполнения практических заданий через соревновательные отношения между обучающимися, что также работает на воспитание осужденных.

Также, для успешной реализации воспитательной программы, требуется работа со службами исправительного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций исправительного учреждения и СПО в данном вопросе. Работа осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: согласование расписания учебных занятий с режимными требованиями колонии, создание условий для получения образования работающими осужденными (разработка индивидуального графика посещения занятий, разработка плана индивидуального обучения), взаимодействие с отделами воспитательной работы колонии (участие представителей СПО в работе совета воспитателей колонии; проведение методических семинаров с целью обмена опытом, выработки единых методов в вопросах воспитания осужденных между учителями и сотрудниками воспитательного отдела колонии), взаимодействие с отделом безопасности колонии (согласование режима работы СПО с режимными требованиями колонии, проведение инструктажей по технике безопасности и режимным требованиям).

Таким образом, организация воспитательного процесса как составной части обучения осужденных положительно сказывается на их исправлении, является средством возвращения в общество, дает осужденным дополнительную возможность предотвратить личностную деградацию в условиях изоляции, снижает уровень их антисоциальных действий.

Обеспеченная дифференциация по уровням и сложности работ позволяет оперативно проводить коррекцию заданий под индивидуальные особенности учащегося, что, в свою очередь, позволяет сократить время получения воспитательного и образовательного результата.

Список литературы

  1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития // Школьные технологии. – 1998. – № 1. – С. 77.
  2. Дворянсков, И.В. Эффективность альтернативных наказаний / И.В. Дворянсков. – М.: Закон и право, 2005. – 95 с.
  3. Держане Ю.Л. Открытое обучение: Монография. – М. Изд-во ПК «Сервис», 2003. – С. 351.
  4. Квинт С.П. Пеницитарная педагогика в современном контексте // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С. 178-185.
  5. Козырев Г.И. Может ли внутриличностный конфликт быть кентавр-проблемой // Социс. – 2006. – № 12. – С. 122.
  6. Лапунин, М.М. Исправление преступника как один и критериев эффективности наказания / М.М. Лапунин // Библиотека криминалиста. Научный журнал. – 2014. – № 1 (12). – С. 210-222.
  7. Уголовно-исполнительное право: учеб. / В.М. Анисимов [и др.] ; отв. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009. – 400 с.

Поделиться

796

Дорощук Д. О. Особенности реализации программы воспитания в производственном обучении СПО пеницитарной системы // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 53-57. URL: https://apni.ru/article/8991-osobennosti-realizatsii-programmi-vospitaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января